ВОПРОС. Растениеводство как научная дисциплина.
Возникло растениеводство как наука в 18 веке, одним из основоположников которой был великий русский ученый М.В. Ломоносов. Он впервые учредил при Российской Академии наук «класс земледельства». Огромный вклад в развитие растениеводства как науки внесли такие ученые, как И.И. Комов (1750 - 1792), А.Т. Болотов (1739 - 1833), К.А. Тимирязев (1843 – 1920), И.А. Стебут (1833 - 1923), Н.И. Вавилов (1884 - 1943) и другие.
В центре внимания растениеводства как науки находится растение и требования его биологии.
Растениеводство как наука рассматривает аспекты жизнедеятельности растения и формирования урожая:
- РОСТ РАСТЕНИЙ – увеличение размеров и массы растений;
- РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ – качественные изменения структуры и функций отдельных органов растений.
При этом рассматривают такие понятия, как:
- ОНТОГЕНЕЗ – развитие от семени до семени;
- ВЕГЕТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД у однолетних культур – период от посева до созревания, у многолетних – от начала весеннего пробуждения почек до осеннего прекращения роста вегетативных органов и перехода в состояние покоя;
- ФАЗЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ – периоды онтогенеза, в которые происходят наиболее важные физиологические и морфологические изменения в растении;
- УРОЖАЙ – продукция, полученная в результате выращивания сельскохозяйственных культур;
- УРОЖАЙНОСТЬ – урожай с единицы площади посева, способность культуры, сорта давать урожай.
Объектами растениеводства как науки и отрасли являются растения, предъявляемые им требования к основным факторам среды, а также методы, приёмы удовлетворения этих требований для получения высокого урожая хорошего качества.
Цель возделывания – урожай и его качество. Условия выращивания растений регулируют с помощью технологических приёмов. Растениеводство как научная дисциплина исторически сложилась и развивалась на основе фундаментальных и прикладных наук: физики, химии, почвоведения, ботаники, физиологии, биологии, агрометеорологии, экологии, селекции и семеноводства растений, энтомологии и фитопатологии, сельскохозяйственных машин и орудий. Как наука она интегрирует в себе знания этих дисциплин.
Растениеводство является также фундаментом для других агрономических дисциплин и специальных отраслей экономических наук, особенно для землеустроительного проектирования и землеустройства, землепользования и планировки населённых пунктов.
При исследованиях в растениеводстве применяют главным образом полевой метод, который позволяет изучать растение в зависимости от тех или иных приёмов, изменения внешних условий, а также для подбора лучших сортов сельскохозяйственных культур. В зависимости от количества изучаемых факторов полевые опыты подразделяются на однофакторные и многофакторные. Схемы многофакторных опытов могут содержать различные сочетания факторов.
Разновидностями полевого опыта являются лабораторно-полевой, который применяется для предварительного изучения вопроса на небольших делянках и малой повторности, а также производственный опыт, проводимый в производственных условиях для практической оценки рассматриваемой проблемы. Это завершающий этап исследований.
Вегетационный опыт в растениеводстве применяют для изучения биологических, физиологических, агрохимических и др. вопросов. Он даёт возможность проследить действие отдельных факторов. При этом растения выращиваются в специальных помещениях (теплицах, вегетационных домиках), сосудах, наполненных почвой, песком или раствором солей.
Наряду с экспериментальными способами в растениеводстве широко используют сравнительно-описательный метод, систематизацию, анализ и обобщение опытных данных, передового опыта.
Агрономическая наука возникла давно. Вначале она занималась описанием природных явлений и отдельных приёмов, используемых в земледелии. Потом сведения стали систематизировать, проводить анализ наблюдаемых явлений.