В пассиве баланса ПУ Банка России основное место занимают

Полевые учреждения Госбанка в период Великой Отечественной войны.

Кредитно-денежная система социалистического государства предусматривает непосредственно кредитное, расчетное и кассовое обслуживание Вооруженных сил, что оказывает значительное влияние на обеспечение их боеготовности.

В истории Вооруженных сил нашего государства ПУ Госбанка были первыми специальными органами для кассово-расчетного обслуживания действующей армии.

В развитии системы полевых учреждений можно выделить три периода:

1. Организационное становление системы в начале Великой Отечественной войны.

2. Дальнейшее развитие системы ПУ в 43-45 гг., в период широких наступательных действий Советской армии.

3. Деятельность ПУ в послевоенный период.

Первые полевые учреждения Госбанка были созданы в 1939 году. Однако вплоть до начала Великой Отечественной войны их количество было крайне незначительно, а деятельность носила характер своеобразного эксперимента, поскольку организационная структура их не была окончательно установлена. Первоначально круг операций ПУ был ограничен кассово-расчетным обслуживанием воинских частей и учреждений. Однако уже в первые дни войны было принято постановление правительства о кредитовании товарооборота полевых военторгов.

Массовое формирование полевых учреждений Госбанка началось сразу же после выхода в свет постановления СНК от 22 августа 1941 года о создании специальной сети учреждений Госбанка, предназначенных для кассово-расчетного и кредитного обслуживания Красной Армии.

В первый период своего существования ПУ Госбанка строили свою операционную деятельность на основе отдельных циркуляров и директивных писем Правления Госбанка СССР. Но уже в октябре 1942 года была издана инструкция Госбанка №227, в которой был обобщен опыт начального периода деятельности ПУ Госбанка, четко определены их задачи, характер и объем банковских операций, организационная структура.

На полевые учреждения Госбанка возлагалось проведение следующих операций: открытие и перевод кредитов по смете НКО и выдача денежных средств; прием денежных средств для зачисления в государственный бюджет и на восстановление кредитов; операции по текущим счетам воинских частей и учреждений; выдача воинским частям облигаций госзаймов, выплата выигрышей и процентов по ним, выплата денег по орденским книжкам; прием от воинских частей и организаций трофейной валюты и драгоценных металлов; прием и выдача вкладов военнослужащих; расчеты с поставщиками по поручениям воинских частей; кредитно-расчетное обслуживание полевых военторгов; выпуск денег в обращение и их изъятие.

В начальный период войны наибольшее развитие получили операции по кассово-расчетному обслуживанию воинских частей и учреждений. Доля других видов банковских операций была незначительна.

Одной из важнейших задач в первый и последующие годы войны было максимальное привлечение денежного содержания военнослужащих во вклады. Огромные военные расходы Советского государства, невосполнимые материальные потери вынуждали покрывать определенную их часть за счет эмиссии денег. В денежном обращении страны создалась напряженная обстановка, и важнейшими методами уменьшения наличных денег в обращении были привлечение денежного содержания военнослужащих во вклады, максимальное расширение безналичных расчетов. Благодаря широкой разъяснительной кампании по привлечению личных средств военнослужащих во вклады, проведенной полевыми учреждениями Госбанка совместно с политорганами и финансовой службой Советской Армии, уже начиная с 1942 года начался, быстрый рост вкладов военнослужащих.

В результате развития вкладных операций и безналичных расчетов снизился процент внутрифронтовой эмиссии денег по отношению к общей сумме выплат воинским частям.

К началу 1943 года остатки вкладов в ПУ Госбанка были в 25 раз больше, чем к началу 1942 года, а количество вкладчиков за год выросло в 17 раз. Почти 70% всего фонда денежного довольствия было выплачено военнослужащим действующей армии без применения наличных денег. Эта деятельность ПУ Госбанка и финансовой службы фронтов благотворно сказалась на состоянии денежного обращения страны, поскольку значительно уменьшила по сравнению с возможной денежную массу в обращении.

Вступление Советской Армии на территорию иностранных государств внесло качественно новый элемент в операционную деятельность полевых учреждений Госбанка. Все расчеты и кассовые операции в советской валюте перешли в разряд безналичных, их место заняли расчеты и кассовые операции в иностранной и военной валютах. Впервые после учреждения Госбанка операции с иностранной валютой начали производить еще, будучи на территории СССР. В основном это были операции по приему от воинских частей и учреждений, а также партизанских отрядов трофейной валюты, а также иностранной валюты, изъятой из организованных оккупантами кредитных учреждений на территории, временно занятой врагом.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что на полевые учреждения Госбанка как на экономические органы ложится большая ответственность, связанная с вторжением в сферу денежного обращения той или иной страны. Создание инвалютных резервов, хранение и операции с трофейной валютой, выпуск в обращение военных марок и шиллингов союзного командования, выпуск военных денег на территории стран сателлитов гитлеровской Германии (Румынии и Венгрии), организация расчетов с населением, фирмами и государственными учреждениями – вот перечень операций, который осуществляли полевые учреждения Госбанка в тот период. Все указанные операции проводились с таким расчетом, чтобы не внести в сферу денежного обращения стран дислокации элементов дезорганизации, не допустить наводнения ее избыточными массами бумажных денег, так как инфляция и хаос в денежном обращении в первую очередь отразились бы на положении народных масс. Полевые учреждения Госбанка должны были следить за состоянием денежного обращения и своевременно докладывать командованию о нежелательных явлениях в этой сфере.

Особое значение в тот период приобрели и вкладные операции. Объем их резко возрос, так как все причитавшееся личному составу содержание зачислялось во вклады.

Опыт Великой Отечественной войны подтвердил необходимость создания системы полевых учреждений Госбанка. Он, в частности, показал, что полевые учреждения Госбанка являлись наиболее целесообразной формой своевременного и полного обеспечения войск всем комплексом банковских операций. Финансовые органы армии не ограничены и ничем не связаны в выполнении своих функций по расчетам с народным хозяйством и выплате денег личному составу. В любых условиях к их услугам оборотная касса и резервные фонды полевых учреждений, учетный аппарат, постоянно готовый совершать по поручению воинских частей необходимые банковские операции. Наличие полевых учреждений в составе тылов органов Российских войск значительно ускоряет процесс расчетов, поскольку отпадает необходимость доставки расчетных документов в стационарные банки, которые находятся в глубоком тылу. Полевые учреждения в значительной степени способствуют экономии наличных денег путем максимального увеличения безналичных расчетов и зачисления денежного содержания военнослужащих во вклады. Это освобождает финансовые органы от необходимости иметь постоянно крупный запас наличных денег и одновременно благотворно сказывается на состоянии денежного обращения, сокращая размер возможной эмиссии денег. Полевые учреждения являются необходимым звеном в системе товарно-денежных отношений, которые возникают в период пребывания Российских войск за границей; они организуют расчеты в инвалюте с поставщиками страны дислокации. Полевые учреждения в определенной мере выполняют работу политического значения, способствуя поддержанию в личном составе твердой уверенности в том, что его материальные интересы надежно обеспечены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

На сегодняшнем занятии мы ознакомились с задачами и структурой курса «Организация эмиссионно-кассовой и учетно-операционной работы полевых учреждений Банка России». Связь курса с другими учебными дисциплинами. О роли банковской системы в укреплении обороноспособности страны. Необходимость создания ПУ Банка России, их структуру и подчиненность, обязанности управления ПУ, полевой конторы, полевого отдела и полевого отделения. О прохождении службы офицеров полевых учреждений. О функциях полевых учреждений в процессе обслуживания воинских частей, учреждений и хозрасчетных предприятий Министерства обороны. С организацией инвалютного оборота в группах войск. С историей создания полевых учреждений Банка России и этапами развития системы полевых учреждений Банка России, их работой в период Великой Отечественной войны на территории СССР и с вступлением на иностранную территорию.

 

Ст. преподаватель военной кафедры

Подполковник Ермаков

 

· временно свободные средства предприятий, учреждений и организаций в виде остатков денег на их расчетных и текущих счетах,

· доходы федерального бюджета,

· собственные средства банка,

· целевые средства для финансирования капитальных вложений.

· Кроме того, большое место занимают расчеты по МБР.

Счета баланса ПУ Банка России, как правило, делятся на две группы: балансовые и внебалансовые. Счета по срочным операциям (раздел “Г” баланса Банка России) и счета ДЕПО (раздел “Д”) в полевых учреждениях не открываются.

Баланс составляется в бухгалтерии банка ежедневно программным способом, на основании остатков счетов 2-го порядка.

При составлении баланса банка “ручным способом”, он составляется на основании сводных карточек, которые ведутся по каждому балансовому или внебалансовому счету 2-го порядка.

В полевых управлениях и отделах баланс должен быть составлен не позднее 12 часов следующего дня, а в полевых отделениях - в тот же день к окончанию рабочего дня.

При составлении баланса полевого учреждения Банка России, его работники руководствуются номенклатурой счетов, изложенной в Положение Банка России №205-П от 05.12.2002 г. (с дополнениями) и формой баланса, приведённой в приложении положения Банка России №205-П.

_________________________________________________________________________________