МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Модульная программа для менеджеров «Управление программами и проектами» авт.: М.Л. Разу, В.И. Воропаев, Ю.В. Якутин, З.М. Гальперина, Т.М. Бронникова, Г.И. Склетова, Е.А.Выходцева, С.А. Титов, А.А. Ищенко. Москва 2000г. вып..

2. «Управление строительными инвестиционными проектами» авт.: В.М. Васильев, Ю.П. Панибратов. Москва Санкт-Петербург 1997г. вып..

3. «Управление проектом» (учебное пособие) авт.: П.С. Нанасов. Москва 2000г. вып..

4. «Бизнес – план инвестиционного проекта» авт.: профессор В.М. Попов, Г.В.Медведев, С.Ю.Муртазалиева. Москва 2001г. вып..

 

 

При рассмотрении первого учебного вопроса кратко ознакомить студентов с программой дисциплины «Организация эмиссионно-кассовой и учетно-операционной работы полевых учреждений Банка России», задачами и структурой курса. Показать связь курса с другими учебными дисциплинами.

Во втором учебном вопросе показать роль банка в укреплении обороноспособности страны, необходимость создания, структуру и подчиненность полевых учреждений банка. Использовать учебную схему «Структура системы полевых учреждений Банка России».

В третьем учебном вопросе дать понятие о функциях полевых учреждений банка в процессе кассового, расчетного и кредитного обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны. Использовать учебную схему «Функции полевых учреждений Банка России».

В четвертом учебном вопросе рассмотреть становление системы полевых учреждений, а также работу полевых учреждений Госбанка во время Великой Отечественной войны.

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Товарищи студенты, мы начинаем изучать учебную дисциплину «Организация эмиссионно-кассовой и учетно-операционной работы полевых учреждений Банка России», цель этой учебной дисциплины подготовить офицеров запаса для работы в полевых учреждениях Банка России.

Расчетно-кассовое обслуживание воинских частей Министерства обороны возложено на стационарные учреждения банка. Однако в определенных условиях эти учреждения не могут эффективно выполнять свои функции. В период военных действий, например, когда воинские части действующей армии часто меняют место дислокации, обслуживание стационарным учреждением банка РФ не только ограничило бы мобильность войск, но и раскрывало бы передислокацию частей, соединений, объединений. Условия действующей армии требовали изменения порядка кассово-расчетного обслуживания воинских частей. Решение этого вопроса нашло свое отражение в создании полевых учреждений Госбанка СССР в период войны с Финляндией в 1939-40 годах. Полевые учреждения Госбанка передвигались вместе с обслуживаемыми воинскими частями, своевременно и бесперебойно снабжали их денежной наличностью, обеспечивали расчеты частей в любых условиях боевой обстановки, т.е. полностью отвечали условиям военных действий войск.

После окончания академии многих призовут в ряды Российской Армии, и вам придется проходить службу в полевых учреждения Банка России, как на территории РФ, так и в группах войск, дислоцируемых за границей.

За период обучения должны изучить теоретический материал и, самое главное(!!!!!!!!!!!!!!!!!!!), научиться практически обрабатывать банковские документы. Вы должны быть готовы к работе в банковских учреждениях в должностях старшего кассира или старшего бухгалтера.

Полевые учреждения банка были созданы в России в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Они входили в состав действующей армии и назывались полевыми казначействами.

Их образование было вызвано необходимостью упорядочения финансовой стороны хозяйственных операций армии и установления контроля над расходами. В истории имеется немало примеров, когда войскам отпускались деньги на покупку товаров, которые, однако, не покупали, а фуражировали, т.е. брали даром у жителей. Между тем выделенные деньги выводили в расход.

Таким образом, расходование денег войсками представляло область достаточно темную. Система самостоятельных закупок значительной доли потребного продовольствия и фуража, большие суммы расходов и огромное количество сделок, заключаемых с частными лицами и фирмами, специфическая обстановка театра военных действий скрывали в себе немалые возможности для мошенничества со стороны интендантских работников

«Положением» 1876 года, примененным в русско-турецкую войну, предусматривалось создание для каждой действующей армии главного полевого казначейства, при каждом корпусе, входящем в состав армии, - корпусного казначейства и при каждом отряде – отрядного казначейства. Иными словами, сеть полевых казначейств строилась в соответствии с армейской структурой.

Структура полевых учреждений банков в дальнейшем совершенствовалась. Так, подразделения российского банка (полевые казначейства), успешно функционировали в годы русско-японской войны 1904-05 годов. Кроме главных казначейств, на фронте функционировали 17 корпусных, казначейство главной квартиры командующего Маньчжурской армией, казначейство при главной квартире главнокомандующего, казначейство тыла армии, крепостное казначейство в Порт-Артуре и агентура Департамента государственного казначейства при Мукденском отделении Русско-китайского банка. Всего - 25 учреждений.

В первую мировую войну количество полевых казначейств превышало 100 (в том число казначейство при управлении генерал-губернатора Галиции). Полевое главное казначейство в то время состояло из 31, отдельно корпуса – 20 и отрядное – восьми служащих. В 1914 году в связи с новой структурой вооруженных сил, и, прежде всего объединением войсковых формирований во фронты, штатные расписания полевых казначейств изменились. Были образованы главные бухгалтерии при управлении фронтов.

«Положение о полевых и крепостных казначействах» 1914 года возлагало на полевые и крепостные казначейства «… прием, хранение и отпуск сумм государственного казначейства, специальных средств и депозитов, перевод сумм на конторы и отделения государственного банка и казначейства и выдачу денег по переводам этих учреждений, прием денежных вкладов на текущий счет и производство операций сберегательных касс, производство других простейших банковских операций.

Учитывая положительный дореволюционный опыт деятельности банков в войсках, полевые казначейства с лета 1918 года успешно функционировали и в составе Красной Армии.

Государственный банк в январе 1918 был переименован в Народный Банка РСФСР и подчинен народному комиссару финансов. Он снабжал денежными знаками полевые казначейства при Красной Армии, которые в связи с громоздкостью их штатных структур были в дальнейшем преобразованы в полевые кассы со штатом 7-9 человек. В то время были сформированы и специализированные «летучие кассы», которые выезжали на два-три дня в войска для выплаты денежного довольствия личному составу.

В начале Великой Отечественной войны взаимоотношения учреждений банка и военного командования переросли узкие рамки военно-административного подчинения. Была установлена прямая и постоянная связь Госбанка с военным командованием. В августе 1941 года решением правительства СССР создано Управление полевых учреждений Госбанка (ныне Департамент полевых учреждений Банка России), которое вот уже 55 лет руководит полевыми учреждениями, решающими важные задачи кассового и кредитно-расчетного обслуживания воинских частей, военно-строительных организаций, предприятий военной торговли.

Военные годы ознаменовались формированием более мобильных по сравнению со стационарными учреждениями полевых банков, которые, помимо своей основной функции расчетно-кассовых центров, играли роль сберегательной системы: производили операции по государственным займам (принимали платежи по госзаймам, выдавали облигации, выплачивали по ним выигрыши и проценты).

Кроме постоянных клиентов – военторгов и полевых фельдъегерско-почтовых станций, в период Великой Отечественной войны полевые учреждения Госбанка во фронтовых условиях обслуживали других клиентов по частным временным операциям (прием остатков денежной наличности и ценностей у стационарных учреждений банка, не успевших эвакуироваться, прием торговой выручки у различных организаций при отсутствии вблизи них стационарных филиалов Госбанка).

Особой задачей полевых учреждений являлся сбор трофейных ценностей и направление их в доход государства. В ходе военных действий на иностранной территории приходилось проводить операции одновременно с разными валютами.

После окончания Великой Отечественной войны полевые учреждения обслуживали группировки советских войск в Германии, Венгрии, Польше, Чехословакии, Австрии, Румынии. Затем были сформированы полевые учреждения банков для режимных воинских структур (космодромы, полигоны, арсеналы). Кроме того, они осуществляли финансовые операции воинских частей в районах строительства Байкало-Амурской магистрали, в Афганистане, при ликвидации последствий землетрясения в Армении.

Ныне полевые учреждения имеются во всех военных округах, на флотах и в группах войск, в государствах ближнего зарубежья (Армения, Грузия, Казахстан, Латвия, Таджикистан, Кыргызстан), в Приднестровье, в местностях с тяжелыми климатическими условиями (Анадырь, Тикси, Новая Земля), в отдаленных точках базирования дальней авиации, на полигонах, космодромах Байконур и Плесецк. Кроме того, они действуют в составе некоторых видов Вооруженных Сил России, воинских объединений и соединений.

Полевое учреждение, дислоцированное на космодроме Байконур, кроме войсковых частей и обеспечивающих жизнедеятельность космодрома организаций и учреждений, обслуживает администрацию города Ленинска и ее структурные подразделения. Его деятельность регламентирована соглашением «Об условиях функционирования на территории республики Казахстан полевых учреждений Банка России», заключенное между Правительством и Банком России с одной стороны и правительством и национальным банком Республики Казахстан – с другой. Отличается спецификой и деятельность полевого учреждения, дислоцированного в Грозном. Оно осуществляет расчетно-кассовое обслуживание коммерческих банков, а также ведет бюджетные, текущие счета органов представительной и исполнительной власти Чеченской Республики.

На полевые учреждения Банка России возлагается: обеспечение бесперебойного кассового и расчетно-кредитного обслуживания воинских частей, предприятий, организаций и учреждений Министерства обороны РФ и иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность страны; краткосрочное кредитование предприятий военной торговли, военно-строительных и других хозрасчетных предприятий и организаций Министерства обороны РФ; ведение операций по депозитным счетам «до востребования» военнослужащих, рабочих и служащих Российской Армии.

Наряду с этим они организует взаимные расчеты с другими учреждениями Банка России, а также межгосударственные расчеты с национальными банками государств ближнего зарубежья; ведут бухгалтерский учет совершаемых операций, контролируют их законность. И, наконец, важными функциями полевых учреждений Банка России являются: выпуск наличных денег в обращение в соответствии с разрешениями Банка России, а также изъятие денег из обращения; кассовое исполнение федерального бюджета России; прием выручки и прочих денежных средств от предприятий военной торговли, воинских частей, организаций и учреждений, а также личного состава. В зависимости от подчиненности вышестоящие учреждения осуществляют руководство и контроль над деятельностью нижестоящих полевых учреждений, обеспечивают их счетно-вычислительной техникой и бланками банковской документации.

В соответствии с указом президента РФ № 726 от 16 мая 1996 года «О мерах по своевременному финансированию государственных органов и сил обеспечения безопасности» сфера деятельности полевых учреждений значительно расширена. Установлено, что отныне банковское обслуживание Вооруженных Сил, пограничных, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, а также войск гражданской обороны и Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте РФ производится полевыми учреждениями, расчетно-кассовыми центрами Банка России, а на тех территориях, где они отсутствуют, учреждениями Сберегательного банка РФ.

При этом президент потребовал от руководителей соответствующих министерств и ведомств в месячный срок закрыть все бюджетные и расчетные счета в банках и других организациях, а остатки денежных средств перевести на счета в полевых учреждениях, расчетно-кассовых центрах Банка России. К сожалению, это нормативное положение пока выполнено не всеми.

Между тем коммерческие банки не гарантируют своевременного обеспечения воинских частей необходимыми суммами наличных денег и другим видами банковского обслуживания в случае резкого изменения военно-политической обстановки, что недопустимо по соображениям мобилизационной готовности. Они также не обеспечивают режим секретности, присущий деятельности силовых структур и оборонной промышленности.

Воинские части в современных условиях зачастую выполняют задачи на значительном удалении от населенных пунктов или на территориях других государств. В этих условиях коммерческие банки, в отличие от полевых, работать вообще не в состоянии.

В целом полевые учреждения банков успешно выполняют возложенные на них задачи. Девиз: «Банк для клиента, а не клиент для банка» - неотъемлемое условие их повседневной работы. В любых экстремальных ситуациях они бесперебойно обслуживают войска всеми видами банковского обеспечения. Опыт Великой Отечественной войны, событий в Афганистане, ликвидации последствий землетрясения в Армении, строительства Байкало-Амурской магистрали, полигонов и космодромов убедительно свидетельствует, что полевые банки в максимально короткие сроки в условиях отдаленности от населенных пунктов, находясь в землянках, палатках и специализированных автомашинах, практически с первого дня начинали эффективную работу по обслуживанию клиентов.

Действуя в экстремальных условиях боевой обстановки, военные банкиры, как правило, без сбоев доставляли наличные деньги, ценности и документы. Так, после землетрясений в Закавказье, которые причинили серьезные разрушения ряду населенных пунктов (Ленинакан, Спитак и др.), вывели из строя системы связи, решением правительства в сентябре 1989 года для ликвидации последствий стихийного бедствия туда были переброшены военно-строительные части. С целью обеспечения их банковским обслуживанием в двухнедельный срок в Ленинакане и Кировокане было развернуто два полевых учреждения банка, а впоследствии в Тбилиси – еще одно (полевая контора для руководства и координации действий вновь созданных полевых банков и обслуживания войск, дислоцированных на Кавказе). Эти учреждения действовали в экстремальных условиях. Вышла из строя электронно-вычислительная техника, ее ремонт или своевременная замена были затруднены. Тем не менее, военные банкиры выполняли все функциональные задачи.

Деятельность полевых учреждений во многом зависит от особенностей окружающей обстановки. Так, довольно часто приходится вести учет совершаемых операций вручную, в тяжелых климатических условиях. Не отстают полевые банки от обслуживаемых им воинских частей и в ходе боевой учебы, а также при проведении войсками различных боевых операций. Все это «растягивает» рабочее место банкира. Только невозможность применения средств вычислительной техники удлиняет рабочий день банка на 5-6 часов. В Афганистане из-за высокой температуры в летние месяцы проводку поступивших документов по соответствующим счетам и составление баланса приходилось переносить на ночное время. И здесь военные банкиры оказались «на высоте».

Работы у полевых учреждений Банка России всегда непочатый край. Кроме вышеизложенного, на полевые банки возложена и функция кредитно-расчетного обслуживания предприятий военной торговли, военно-строительных частей.

 

 

1. Предмет, задачи и структура курса “Организация эмиссионно-кассовой и учетно-операционной работы полевых учреждений Банка России”. Связь курса с другими учебными дисциплинами.

Наши Вооруженные Силы в настоящее время с организационной и материально-технической стороны представляют собой сложный комплекс. Вооруженные Силы имеют постоянные определенные отношения с учреждениями Банка России. Эти отношения возникают по поводу:

· Получения и использования средств государственного бюджета РФ

· Кассового обслуживания воинских частей

· Безналичных расчетов между получателями средств и плательщиками

· Аккумуляции временно свободных денежных средств

· Перечислений платежей в бюджет

Эти же отношения возникают между воинскими частями и полевыми учреждениями банка.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями, входят в единую централизованную систему Банка России для кассового, расчетного и кредитного обслуживания воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций МО РФ.

На полевые учреждения Банка России возложены обязанности полного, бесперебойного обеспечения воинских частей, предприятий, организаций и учреждений МО денежно-расчетным обслуживанием. Вся деятельность полевых учреждений банка организуется и ведется в соответствии с «Положением и полевых учреждениях Банка России».

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

ü о состоянии и перспективах развития современных банковских информационных технологий;

ü об организации, методах и принципах проведения контрольно-ревизионной работы в полевых учреждениях Банка России;

ü о составлении сметы в полевых учреждениях Банка России и её исполнении;

знать:

ü основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность Банка России и банковской системы страны в целом;

ü Законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие основные действующие нормативы по вопросам банковского обеспечения войск;

ü приказы и директивы Министра обороны РФ, директивы начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, указания и письма Банка России, начальника Департамента полевых учреждений Банка России, начальника Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ по вопросам банковского обеспечения войск и по вопросам организации финансового обеспечения войск;

ü сущность финансов, денег и кредита, их роль и место в экономике Вооруженных Сил РФ;

ü сущность организаторской работы, организацию и методику специальной подготовки работников в полевых учреждениях Банка России;

ü функции полевых учреждений Банка России;

ü содержание штата полевого учреждения банка и штатного расписания;

ü образцы печатей и штампов, применяемых в полевых учреждениях Банка России;

ü систему комплектования в полевых учреждениях Банка России личным составом;

ü порядок составления годового бухгалтерского отчёта в полевых учреждениях Банка России;

ü содержание мобилизационной работы в полевых учреждениях Банка России;

ü особенности банковского обеспечения воинских частей в военное время;

ü роль денежно-кредитной системы в укреплении обороноспособности страны и боевой готовности Вооруженных Сил РФ;

ü функции инспекторского состава полевых учреждений Банка России, обязанности, права и ответственность;

ü деятельность полевых учреждений Банка России по организации денежного обращения;

ü организацию хранения денег и других ценностей и контроль за их сохранностью (в полевых учреждениях Банка России);

ü порядок совершения кассовых операций;

ü порядок организации резервных фондов и распоряжения ими;

ü порядок подкрепления резервных фондов и оборотной кассы полевых учреждений Банка России;

ü порядок заключения оборотной кассы;

ü правила совершения расчетов, организацию документооборота по основным формам расчетов, правила совершения межбанковских расчетов;

ü правила совершения операций с иностранной валютой;

ü правила ведения делопроизводства в полевых учреждениях Банка России;

ü задачи полевых учреждений Банка России по организации и ведению учетно-операционной работы;

ü организацию и порядок проведения внутрибанковского контроля;

ü направления совершенствования учетно-операционной работы;

ü организацию планирования (прогнозирования) денежного обращения в полевых учреждениях Банка России;

ü порядок ведения учета кассовых оборотов и составление отчетности;

Основной задачей учебной дисциплины «Организация эмиссионно-кассовой и учетно-операционной работы полевых учреждений Банка России» является глубокое изучение действующих законоположений по ведению банковских операций и привитие студентам практических навыков самостоятельного ведения банковских операций. В процессе изучения этой дисциплины к студентам предъявляются требования не только глубоких знаний действующего законодательства по банковским операциям, но и умения использовать:

ü средства вычислительной техники и программное обеспечение в практической деятельности по специальности;

ü знания, полученные в ходе отработки и решения практических задач, по составлению и оформлению документов при начислении и выплате заработной платы гражданскому персоналу полевых учреждений Банка России;

ü зарубежный опыт по оказанию различных видов банковских услуг;

ü результаты анализа финансовых результатов банковских операций для повышения их эффективности;

ü приказы и директивы МО РФ, директивы начальника Генерального штаба ВС РФ, указания и письма начальника ДПУ Банка России и Главного финансово-экономического управления МО РФ по вопросам организации банковского и финансового обеспечения войск;

ü знания по прогнозированию поступлений и выдач наличных денег в кассу полевых учреждений Банка России;

ü знания по приему и выдаче наличных денег;

ü знания по осуществлению эмиссионных операций в полевых учреждениях Банка России;

ü способы выдачи краткосрочных ссуд унитарным предприятиям МО РФ;

ü знания требований руководящих документов в области банковского учета;

ü полученные знания при совершении операций с денежной наличностью и ценностями в мирное время;

Владеть:

ü методикой проверки правильности оформления приходно-расходных документов;

ü типовыми автоматизированными технологиями обработки военно-экономической и банковской информации;

ü методами контрольной работы в финансово-кредитной сфере деятельности;

ü методикой проверки правильности приходных и расходных кассовых документов, методами экономической работы в полевых учреждениях Банка России;

ü методикой проведения административного расследования, а также исполнения документов (претензий, исковых заявлений), необходимых для защиты имущественных прав полевых учреждений Банка России;

ü оформлением различных служебных документов с применением действительных и условных наименований полевых учреждений Банка России;

иметь опыт (навык):

ü в производстве расчетов по начислению, удержанию и выплате заработной платы гражданскому персоналу полевых учреждений Банка России;

ü в организации денежно-кредитного регулирования, денежного и торгового оборота, банковского и биржевого дела, основ организации налогообложения и страхования;

ü в оформлении приходных, расходных кассовых документов (на получение или выдачу наличных денег из кассы полевых учреждений Банка России);

ü в ведении кассового хозяйства полевых учреждений Банка России;

ü в составлении баланса банка;

ü в прогнозировании поступлений и выдач наличных денег из кассы полевых учреждений Банка России;

ü в осуществлении эмиссионных операций;

ü в пересчете, упаковке, формировании денежных билетов и разменной монеты;

ü в работе с иностранной валютой и другими ценностями полевых учреждений Банка России;

ü в ведении бухгалтерского учета на ЭВМ;

ü в составлении бухгалтерских проводок;

ü в ведении учетных бухгалтерских регистров;

ü в составлении бухгалтерского баланса;

ü в проведении финансово-экономических расчетов;

ü в составлении служебных документов, их учета и хранения.

«Организация эмиссионно-кассовой и учетно-операционной работы полевых учреждений Банка России» – это одна из дисциплин по военной подготовке, в процессе изучения которой формируется будущий офицер банковской службы, способный образцово, со знанием дела выполнять обязанности старшего кассира, старшего бухгалтера. По программе военной подготовки студентов на изучение этой дисциплины выделено 258 часов, в том числе в ВУЗе – 192 часа и на учебном сборе в войсках – 66 часов. В ВУЗе по этой дисциплине читаются лекции (48 часов), проводятся семинары (32 часа), практические занятия (96 часов) и контрольные работы (16 часов). На третьем курсу студенты сдают зачет, а на четвертом – экзамен. Курс связан с другими учебными дисциплинами, например:

· «Денежное обращение и кредит»

· «Операционная техника и учет в банках»

· «Финансы Вооруженных Сил РФ».

Усвоение вышеуказанных дисциплин поможет глубже изучить материал курса.

 

2. Роль банка в укреплении обороноспособности страны. Необходимость создания, структура и подчиненность полевых учреждений Банка России.

 

Нашей страной достигнуты заметные успехи во всех областях созидания – социальной, экономической, культурной.

Военная мощь государства, его способность предотвратить агрессию и успешно отразить ее, нанести сокрушающий ответный удар по агрессору опирается, прежде всего, на состояние экономики, являющейся источником оснащения вооруженных сил всеми необходимыми средствами вооруженной борьбы. Военно-экономический потенциал любой страны определяется ее объективными возможностями, которые могут быть использованы для укрепления оборонной мощи и ведения войны.

Банка России осуществляет мобилизацию, распределение и использования денежных средств с целью удовлетворения нужд народного хозяйства, расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, роста рентабельности государственных предприятий, укрепления оборонной мощи страны.

Влияние кредитно-денежной системы на укрепление обороноспособности страны и развитие ее военно-экономического потенциала проявлялось в форме:

1. Воздействия кредита и денег на развитие всех отраслей народного хозяйства, в том числе и оборонной промышленности, непосредственно обеспечивавшей Вооруженные Силы и ВМФ вооружением и боевой техникой.

2. Непосредственного обеспечения Вооруженных сил всеми видами банковского обслуживания через свои стационарные и полевые учреждения Банка России.

До 1941 года в основном обслуживание войск Советской Армии и Военно-Морского Флота Госбанк СССР осуществлял через свои стационарные учреждения. В условиях относительно стабильной дислокации каких-либо затруднений в их расчетно-кассовой обслуживании не возникало. Однако война с белофинами в 1939-1940 годахпоказала некоторые недостатки в финансовом обеспечении воинских частей, стало совершенно ясно, что в условиях современной войны абсолютно исключается кассово-расчетное обслуживание воинских частей стационарными учреждениями Госбанка. Возникла необходимость иметь подвижные, постоянно привязанные к войскам учреждения Госбанка, которые смогли бы в любых условиях, в любое врем и при любых обстоятельствах обеспечивать воинские части наличными деньгами и осуществлять по их поручению расчетные операции. Наилучшим решением этого вопроса могло быть создание специально сети небольших подвижных учреждений Госбанка – полевых.

Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.

В своей деятельности полевые учреждения Банка России руководствуются федеральными законами «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «Об обороне», иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, воинскими уставами, нормативными актами Банка России, приказами и директивами министра обороны Российской Федерации, а также положением о полевых учреждениях Центрального Банка Российской Федерации (Банка России). Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями, входят в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Общее руководство полевыми учреждениями по вопросам банковской деятельности осуществляется Председателем Банка России через Департамент полевых учреждений Банка России (ДПУ).

Вопросы боевой и мобилизационной готовности, службы войск и специальной подготовки личного состава решаются полевыми учреждениями под руководством соответствующих командиров и начальников воинских частей и учреждений, а также других органов при которых созданы полевые учреждения. Вмешательство органов военного управления в вопросы банковской деятельности полевых учреждений не допускается. Создание, реорганизация, передислокация и ликвидация полевых учреждений производится по решению Генерального штаба ВС РФ, согласованным с Банком России. Расходы по созданию, реорганизации, передислокации и ликвидации осуществляются за счет средств МО РФ, других войск, воинских формирований и органов при которых создаются полевые учреждения.

Организационная структура полевых учреждений Банка России определяется начальником Генерального штаба ВС РФ и Председателем Банка России. В настоящее время сеть полевых учреждений Банка России организуется по следующей структуре: при изложении вопроса использовать схему «Структура полевых учреждений Банка России».

Департамент полевых учреждений создается в составе центрального аппарата Банка России. Полевое управление организуется при видах и родах вооруженных сил РФ, округах и флотах. Полевой отдел – при армиях, флотилиях, корпусах и других приравненных к ним воинских частях, где предусмотрена военная служба. Полевые отделения создаются при дивизиях, бригадах и других воинских частях, где предусмотрена военная служба.

В мирное время ПУ Банка России могут организовываться по гарнизонам.

Генеральным штабом вооруженных сил РФ каждому полевому учреждению Банка России (управлением, отделом, отделением) присваиваются действительные и словные наименования, а Департаменту полевых учреждений Банка России – условное наименование.

Банк России присваивает полевым учреждениям индивидуальные наименования принадлежности к Банку России.

Полевые учреждения Банка России имеют печати установленного образца, банковский идентификационный код, бланки и штампы.

Департаменту полевых учреждений непосредственно подчинены полевые управления, а в отдельных случаях и полевые отделы и отделения. Департамент полевых учреждений осуществляет анализ отчетности подчиненных полевых управлений и полевых отделов и контроль над их кассовыми и валютными операциями, регулирует и контролирует эмиссию и изъятие денег из обращения, составляет сводные кассовые и кредитные прогнозы по полевым учреждениям в целом, назначает документальные ревизии в полевых конторах и непосредственно в подчиненных полевых отделах, ведает вопросами подбора, расстановки и повышения квалификации кадров ПУ Банка России. Операционной деятельностью ДПУ не занимается.

ДПУ – воинское учреждение. В своей деятельности руководствуется воинскими уставами, законами России, регламентирующими банковскую деятельность, инструкциями и другими актами Банка России, приказами, директивами и указаниями органов военного управления, а также «Положением о полевых учреждениях Банка России» и обеспечивает правильное применение законодательства и других нормативных актов в полевых учреждениях.

Все вопросы банковской деятельности ДПУ решает под руководством Банка России. Вмешательство органов военного управления в вопросы банковской деятельности не допускается.

Полевое управление Банка России, как правило, состоит из следующих подразделений: кассы, бухгалтерии в составе операционного отделения и отделения вкладов, инспекции, отделения механизации учета. Полевому управлению непосредственно подчинены полевые отделы, а в отдельных случаях и полевые отделения. Полевое управление банка ведет большую операционную и экономическую работу, всю совокупность банковских операций, руководит подчиненными ей полевыми отделами и отделениями, осуществляет контроль над их деятельностью. В обязанности полевого управления входит также подбор и расстановка кадров в подчиненных учреждениях по установленной номенклатуре должностей.

Объем операционной и экономической работы полевых учреждений Банка России зависит от характера и численности обслуживаемого контингента. Как правило, они совершают эмиссионно-кассовые, расчетные, вкладные и валютные операции, осуществляют руководство подчиненными полевыми учреждениями и контроль над их работой.

Низшее или первичное звено в сети ПУ – полевое отделение. Полевые отделения совершают кассовые операции, расчетные, вкладные.

ПУ Банка России являются воинскими учреждениями и содержатся в настоящее время за счет сметы МО. ДПУ рассматривает вопрос о переводе на содержание за счет сметы Банка России. Назначение на должности и перемещение по службе офицеров ПУ производится в порядке, установленном для офицеров Российской Армии и Военно-Морского флота, по представлению соответствующих начальников полевых учреждений или Правления Банка России. Всеми видами довольствия офицеры ПУ обеспечиваются в порядке и по нормам, установленным для офицеров Вооруженных сил.

Вся деятельность осуществляется в соответствии с положением о полевых учреждениях Банка России, пока инструкциями Госбанка СССР, старыми указаниями Управления полевыми учреждениями Госбанка и новыми директивными документами, издаваемыми ДПУ. Следовательно, в своей оперативной работе ПУ Банка России автономны и подчиняются только начальнику вышестоящего полевого учреждения или Департаменту полевых учреждений Банка России.

В военно-административном отношении полевые учреждения подчиняются: а) в видах и родах вооруженных сил, округах и флотах, армиях, флотилиях – командующим соответствующих видов вооруженных сил, родов, округов и флотов, армий, флотилий; б) в корпусах, дивизиях, бригадах – командирам соединений и объединений, при которых они состоят. На командиров соединений возложены обязанности по обеспечению полевых учреждений банка служебными помещениями, всеми видами связи, специально оборудованным транспортом и вооруженной охраной, сигнализацией. Командиры соединений наравне с начальниками полевых учреждений несут ответственность за сохранность государственных ценностей и денежных средств ПУ Банка России.

Полевые учреждения обязаны независимо от обстановки обеспечить в установленные сроки обслуживаемые ими воинские части, учреждения, предприятия, организации наличными деньгами, производит по их требованию предусмотренные действующим законодательством расчетные операции, снабжать их чековыми книжками и некоторыми другими бланками. Полевые учреждения Банка России комплектуются служащими и военнослужащими. Правовое положение служащих полевых учреждений определяется Федеральным Законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и действующим трудовым законодательством. Служащие в Полевых учреждениях назначаются на должности и освобождаются от должностей начальниками полевых учреждений.

Для комплектования полевых учреждений военнослужащими к Банку России прикомандировываются офицеры вооруженных сил, ФПС РФ, внутренних войск МВД, ФАПСИ, МЧС, ГоиЧС, железнодорожных войск в пределах утвержденных Президентом РФ. Офицеры, прикомандированные к Банку России, проходят военную службу и на них распространяется действие федеральных законов и нормативных правовых актов РФ определяющих условия и порядок прохождения военной службы, обязанности, права, льготы и ответственность.

Прикомандирование офицеров к Банку России осуществляется по согласованию между Банком России и МО РФ, а также другими войсками, воинскими формированиями и органами. Воинские звания по должностям замещаемыми прикомандированными офицерами устанавливаются штатами утвержденными начальником Генерального штаба ВС РФ и Председателем Банка России. Назначение прикомандированных офицеров на воинские должности в ПУ производятся начальником департамента ПУ по представлению начальников полевых учреждений Банка России.

Присвоение воинских званий офицерам прикомандированным к Банку России производится через соответствующие кадровые органы МО, других войск, воинских формирований и органов по представлению Председателя Банка России в порядке установленном законодательством. Офицеры прикомандированные к Банку России заключают контракты о прохождении военной службы с МО в лице начальника департамента ПУ.

По предложениям Банка России МО РФ организует и осуществляет подготовку и повышение квалификации офицеров для полевых учреждений. В военных образовательных учреждениях либо в установленных законодательством случаях в гражданских образовательных учреждениях финансово-экономического профиля.

Увольнение с военной службы офицеров полевых учреждений производится по основаниям, установленным законодательством РФ для офицеров вооруженных сил, других войск, воинских формированиях и органах.

Пенсионное обеспечение офицеров полевых учреждений осуществляется в соответствии с законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».

3. Функции полевых учреждений Банка России в процессе
кассового и расчетного обеспечения воинских частей, учреждений
и организаций Министерства обороны РФ.

 

Полевые учреждения банка являются органической частью Банка России. Они выполняют в основном ограниченные функции по сравнению с коммерческими банками. В частности, ПУ Банка России производят эмиссионные операции и, следовательно, участвуют в регулировании денежного обращения страны, осуществляют кассовое обслуживание воинских частей, учреждений, предприятий и организаций и кассовое исполнение государственного бюджета РФ, организуют и проводят безналичные расчеты; осуществляют краткосрочное кредитование хозрасчетных предприятий и организаций МО, аккумулируют их временно свободные денежные средства; осуществляют постоянный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью кредитуемых предприятий и организаций; организуют инвалютный оборот в группах российских войск за границей и осуществляют кредитование военторгов в иностранной валюте.

Важнейшей функцией ПУ, вытекающей из специфики решаемых задач, является расчетно-кассовое обслуживание войск или, иначе говоря, кассовое исполнение государственного бюджета в части его расходов на оборону страны.

Каждое полевое учреждение Банка России в основном обслуживает воинские части, учреждения, предприятия и организации, содержащиеся за счет средств по смете МО РФ. Наряду с этим полевые учреждения обслуживают хозрасчетные предприятия и организации министерства обороны.

Кассовое исполнение государственного бюджета РФ следует считать важнейшей функцией ПУ. Эту функцию они осуществляют путем производства кассово-расчетных операций, связанных с исполнением сметы МО РФ. К числу таких операций относятся: перевод бюджетных средств, выдача наличных денег с бюджетных и текущих счетов воинских частей и учреждений и по денежным чекам, перевод средств с этих счетов в безналичном порядке по платежным поручениям, зачисление денежных средств в доход Российской Федерации.

Выполнение указанной функции тесно связано с организацией денежного обращения и осуществлением эмиссионных операций. Эта санкция включает в себя организацию и регулирование относительно замкнутого оборота наличных денег, представляющего их движение по кругу: полевое учреждение – воинские части, учреждения, предприятия, организации – военная торговля и культурно-бытовые учреждения – полевые учреждения. Основная задача при этом состоит в том, чтобы в максимально возможной степени возобновить этот оборот за счет аккумуляции выпущенных ранее в обращение наличных денег, максимально сократить их оборот за счет развития всех форм безналичных расчетов. Оборот наличных денег в гарнизоне должен быть обеспечен в необходимом количество сократить их оборот за счет развития всех форм безналичных расчетов. Оборот наличных денег в гарнизоне должен быть обеспечен в необходимом количестве билетами всех купюр и монетой всех достоинств.

Специфической функцией ПУ является совершение операций по вкладам военнослужащих и служащих армии. В ПУ вкладные операции носят массовый характер (особенно в группах войск за границей на вкладчиков ПУ распространяются все права, предоставленные вкладчикам Сбербанка – сохранность, тайна и неприкосновенность). Широкое развитие вкладных операций, массовое привлечение денежных средств военнослужащих во вклады способствует значительному увеличению кредитных ресурсов Банка России и сокращению выпуска денег в обращение.

Важными функциями ПУ, обслуживающим Российские войска, дислоцируемые за границей, является организация, регулирование и планирование инвалютного оборота, а также осуществление расчетов с иностранными учреждениями, предприятиями и организациями за товароматериальные ценности и услуги. Необходимым условием успешного выполнения этих санкций является налаживание и укрепление деловых связей ПУ с национальным банком страны дислокации.

Российские войска, находящиеся за границей, часть своих расходов оплачивают инвалютой, которую можно получить только в национальном банке страны дислокации. И хотя обеспечение Российских войск инвалютой предусматривается в соответствующих межгосударственных соглашениях, техническая сторона этого дела регламентируется соглашениями между Банка России и национальными банками соответствующих стран, причем в качестве представителя Банка России выступает полевое управление Банка России.

На полевое управление Банка России, обслуживающее российские войска за границей, возлагаются задачи по обеспечению всех подчиненных полевых учреждений денежной наличностью в иностранной валюте. Выполнение этой задачи связано с получением, транспортировкой и распределением большого количества денежных знаков, что требует хорошей организации валютного планирования, точного определения потребности в инвалюте для нормальной жизнедеятельности войск.

ПУ на иностранной территории выступают как расчетные центры для обслуживаемых воинских контингентов. Своевременно осуществляя расчеты, они способствуют укреплению экономических связей между частями Вооруженных Сил и хозяйственными органами стран дислокации.