Наименьшее влияние на проекты оказывают природа, экология и инфраструктура.
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЕКТА И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ.
Стратегическая ориентация бизнес-планирования характеризуется подходами, приведенными ниже.
Решающая деловая инициатива - правильное инвестиционное решение. Во время политических, экономических, технологических и экологических перемен выживание и успех в бизнесе, более чем когда-либо, зависят от принятия верных решений. Инвестиционное решение является одной из главных деловых инициатив, с которой будут выступать предприниматели и менеджеры, так как инвестиции связывают финансовые ресурсы на относительно долгий период. Но как правильно определить порядок инвестирования? С точки зрения дела всякое инвестирование, позволяющее достичь основных экономических целей, на которые оно предназначалось, может считаться правильным. Важно понимать, что основными целями бизнес-проектов являются не максимизация объемов выпуска и минимизация выходных затрат, не техническая эффективность проекта и максимизация дохода, а оптимальное сочетание этих факторов, что и должно быть целью долгосрочного бизнес-планирования. Ориентация управления на такую оптимальную комбинацию подразумевает, что принципиальная цель, состоящая в минимизации риска, должна в основном определять приемлемую стратегию в нестабильном окружении. Как менеджеры или инвесторы определят наилучшие направления действий? Концепция стратегической ориентации требует от плановиков и принимающих решения лиц понимания того, что находится за процессом перемен, выявления и развития тех навыков, которые существенны для выживания в конкурентном окружении.
Изменения в окружении бизнес-проекта. Всякое предприятие или инвестиционный бизнес-проект следует понимать как интегральную часть социально-экономической и экологической системы. Хотя характеристики (в особенности цели и требования) проекта зависят от системы, являющейся верхним звеном по отношению к предприятию, бизнес-проект сам тоже будет влиять на систему. Эта более высокая система обычно называется общим корпоративным, или инвестиционным, окружением, состоящим из двух взаимосвязанных элементов: социально-экономической и природной (или экологической) среды, что отражено на рис. 4.1.
ПРЕД- ПРИЯТИЕ | Рынок | Конкуренты | ||||
Окружение | Поставщики | Окружение | ||||
Экономические и инфраструктурные ресурсы | ||||
Природные Ресурсы | Трудовые ресурсы | Технологии и ноу-хау | Финансы | Социально- экономическая инфраструктура |
Рис. 4.1. Предприятие и его окружение
В рамках общего корпоративного инвестиционного окружения предприятие или анализируемый бизнес-проект могут рассматриваться как экономическое и социальное образование, поставленное в качестве посредника между потребителями и ресурсами. Как часть этого окружения предприятие действует в рамках свободного рынка, конкурируя с прочими производителями в борьбе за ресурсы и потребителей. Взаимозависимость между предприятием и окружением имеет два последствия:
1) предприятие должно приспосабливаться к изменениям окружения там и тогда, где и когда необходимо;
2) предприятие должно пытаться влиять на подобные изменения и управлять ими. Учитывая эти последствия, инвестиционные бизнес проекты следует разрабатывать с учетом будущих изменений окружающей среды. Значит, для исследования осуществимости бизнес-проекта недостаточно оценивать текущее состояние окружающей среды, необходимо также анализировать и понимать природу активных сил, скрывающуюся за процессом перемен. В этих целях, прежде чем принимать инвестиционное решение, следует определить и отследить потенциально важные или определяющие факторы изменения окружающей среды.
Развитие навыков. Для того чтобы выжить в конкурентной среде, предприятию необходим некоторый набор навыков, выделяющий его среди конкурентов. Это позволит предприятию получить преимущества перед конкурентами и в перспективе добиться лучших результатов. Предприятиям следует совершенствовать этот набор навыков, в том числе улучшать проектирование товара, сокращать производственные затраты, улучшать управление каналами сбыта, уменьшать время реализации и т.д. Бизнес-план должен определить те центральные навыки, которые трудно будет воспроизвести конкурентам и которые обеспечат долгосрочный деловой успех.
Важность и польза стратегии. Процесс принятия стратегических решений направлен на достижение и поддержание оптимального положения предприятия в конкурирующем окружении. Для этого могут быть определены кратко и среднесрочные плановые цели, а также средства их достижения. Центральная (корпоративная) стратегия предприятия позволяет направлять его деятельность в таких областях, как маркетинг, производство, НИОКР, инвестиции, и определяет соответствующие функциональные стратегии в маркетинге, производстве, НИОКР, инвестициях и пр. Для достижения наилучших результатов необходимо централизовать координацию деятельности предприятия. Поэтому для инвесторов и проводников бизнес-проекта важно прежде всего сформулировать его общие цели, а затем определить ближайшие цели для того, чтобы иметь возможность выбрать правильную центральную стратегию.
Внешнее окружение проекта <== предыдущая