Наименьшее влияние на проекты оказывают природа, экология и инфраструктура.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЕКТА И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ.

Стратегическая ориентация бизнес-планирования характери­зуется подходами, приведенными ниже.

Решающая деловая инициатива - правильное инвестиционное решение. Во время политических, экономических, технологичес­ких и экологических перемен выживание и успех в бизнесе, более чем когда-либо, зависят от принятия верных решений. Инвести­ционное решение является одной из главных деловых инициатив, с которой будут выступать предприниматели и менеджеры, так как инвестиции связывают финансовые ресурсы на относитель­но долгий период. Но как правильно определить порядок инвес­тирования? С точки зрения дела всякое инвестирование, позволяющее достичь основных экономических целей, на которые оно предназначалось, может считаться правильным. Важно понимать, что основными целями бизнес-проектов являются не максимизация объемов выпуска и минимизация выходных затрат, не техничес­кая эффективность проекта и максимизация дохода, а оптимальное сочетание этих факторов, что и должно быть целью долго­срочного бизнес-планирования. Ориентация управления на такую оптимальную комбинацию подразумевает, что принципиальная цель, состоящая в минимизации риска, должна в основном опре­делять приемлемую стратегию в нестабильном окружении. Как менеджеры или инвесторы определят наилучшие направления действий? Концепция стратегической ориентации требует от пла­новиков и принимающих решения лиц понимания того, что нахо­дится за процессом перемен, выявления и развития тех навыков, которые существенны для выживания в конкурентном окружении.

Изменения в окружении бизнес-проекта. Всякое предприятие или инвестиционный бизнес-проект следует понимать как интегральную часть социально-экономической и экологической системы. Хотя характеристики (в особенности цели и требования) проекта зависят от системы, являющейся верхним звеном по отношению к предприятию, бизнес-проект сам тоже будет влиять на систему. Эта более высокая система обычно называется об­щим корпоративным, или инвестиционным, окружением, состо­ящим из двух взаимосвязанных элементов: социально-экономи­ческой и природной (или экологической) среды, что отражено на рис. 4.1.

 
 

 

 

             
  ПРЕД- ПРИЯТИЕ   Рынок Конкуренты    
Окружение   Поставщики   Окружение
             

Экономические и инфраструктурные ресурсы
Природные Ресурсы Трудовые ресурсы Технологии и ноу-хау Финансы Социально- экономическая инфраструктура

 

Рис. 4.1. Предприятие и его окружение

В рамках общего корпоративного инвестиционного окруже­ния предприятие или анализируемый бизнес-проект могут рассматриваться как экономическое и социальное образование, поставленное в качестве посредника между потребителями и ресур­сами. Как часть этого окружения предприятие действует в рамках свободного рынка, конкурируя с прочими производителями в борьбе за ресурсы и потребителей. Взаимозависимость между предприятием и окружением имеет два последствия:

1) предприятие должно приспосабливаться к изменениям окружения там и тогда, где и когда необходимо;

2) предприятие должно пытаться влиять на подобные измене­ния и управлять ими. Учитывая эти последствия, инвестицион­ные бизнес проекты следует разрабатывать с учетом будущих изменений окружающей среды. Значит, для исследования осуще­ствимости бизнес-проекта недостаточно оценивать текущее со­стояние окружающей среды, необходимо также анализировать и понимать природу активных сил, скрывающуюся за процессом перемен. В этих целях, прежде чем принимать инвестиционное решение, следует определить и отследить потенциально важные или определяющие факторы изменения окружающей среды.

Развитие навыков. Для того чтобы выжить в конкурентной среде, предприятию необходим некоторый набор навыков, вы­деляющий его среди конкурентов. Это позволит предприятию получить преимущества перед конкурентами и в перспективе до­биться лучших результатов. Предприятиям следует совершенство­вать этот набор навыков, в том числе улучшать проектирование товара, сокращать производственные затраты, улучшать управ­ление каналами сбыта, уменьшать время реализации и т.д. Биз­нес-план должен определить те центральные навыки, которые трудно будет воспроизвести конкурентам и которые обеспечат долгосрочный деловой успех.

Важность и польза стратегии. Процесс принятия стратегичес­ких решений направлен на достижение и поддержание оптималь­ного положения предприятия в конкурирующем окружении. Для этого могут быть определены кратко и среднесрочные плано­вые цели, а также средства их достижения. Центральная (корпо­ративная) стратегия предприятия позволяет направлять его дея­тельность в таких областях, как маркетинг, производство, НИОКР, инвестиции, и определяет соответствующие функцио­нальные стратегии в маркетинге, производстве, НИОКР, инве­стициях и пр. Для достижения наилучших результатов необходи­мо централизовать координацию деятельности предприятия. Поэтому для инвесторов и проводников бизнес-проекта важно прежде всего сформулировать его общие цели, а затем опреде­лить ближайшие цели для того, чтобы иметь возможность выб­рать правильную центральную стратегию.

 Внешнее окружение проекта <== предыдущая