Опорные понятия

Литература

План

1. Образовательный процесс как фактор развития личности (сущность, функции, значение, принципы и особенности).

2. Образовательный процесс ДОУ:

а) понятие образовательного процесса в ДОУ;

б) принципы образовательного процесса ДОУ;

в) структура образовательного процесса (целевой, содержательный, операционально-деятельностный, ресурсный, контрольно-оценочный);

г) логика образовательного процесса.

3) Образовательная программа как содержательная основа образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении:

а) история развития образовательных программ для дошкольных учреждений;

б) современная образовательная программа для ДОУ, требования к ней.

 

Бабаева Т.И. Гуманизация педагогического процесса в детском саду /Гуманизация процесса воспитания и развития дошкольника: Межвуз. Сб. науч. тр., С.Пб., 2004.

Бабунова Т.И. Дошкольная педагогика. М., 2007.

Кондратова В.В. Пути и средства оптимизации педагогического процесса в детском саду М.., 1973.

Концепция дошкольного воспитания (1989).

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т.И. Ерофеевой М., 1999

Троян А.Т. Структура педагогического процесса дошкольного учреждения //Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности. Свердловск 1990.

Усова А.П. Обучение в детском саду М., 1970.

ФГТ К ООП ДО (2010).

На развитие человека как индивида, личности, индивидуальности, субъекта деятельности оказывают влияние разнообразные факторы. К ним относят: наследственность, социальная среду – стихийное влияние (искусство, средства массовой информации, сверстники) и целенаправленное влияние (воспитание и обучение в условиях образовательного учреждения), активность самого человека.

Комплексный подход предполагает учет в воспитании и обучении всех факторов, влияющих на развитие ребенка.

Педагогика исследует вопросы, связанные с целенаправленным влиянием на развитие человека в условиях образовательного процесса в образовательном учреждении.

Воспитание – содействие развитию личности ребенка, сообразно возрастным особенностям и индивидуальным возможностям.

Обучение – содействие развитию у ребенка познавательных и коммуникативных потребностей и интересов, формирование знаний об окружающем мире, способов умственной, практической и творческой деятельности.

Образование - единство процессов воспитания и обучения, обеспечивающее целостное развитие личности. Сферы личностного развития: умственное, нравственное, художественно-эстетическое и др.

Социализация- процесс приобщения ребенка к культуре и ценностям общества.

Развитие– процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов - наследственных, социализирующих (средовых и воспитательных) и активности самой личности

Личность – это совокупность свойств и качеств человека, проявляющихся в ценностных ориентациях, оценках действительности, социально-одобряемом поведении человека, отношении к миру и себе.

Индивидуальность – природное и социальное своеобразие человека, проявляющееся во внешнем облике, деятельности, поступках.

Субъектность – обладание такими качествами, как инициативность, способность к выбору, самостоятельность, ответственность, компетентность (знания, умения, отношения в какой-либо сфере деятельности), коммуникабельность, творческость и др., проявляющиеся в деятельности.

Образование (воспитание и обучение) осуществляемое в ходе управляемой социализации человека в целях развития его личности, индивидуальности, субъектности рассматривается в контексте образовательного процесса.