Понятие инноваций и инновационной деятельности
Лекция 6. Инновационная деятельность коммерческого предприятия
6.1. Понятие инноваций и инновационной деятельности
6.2. Оценка экономической эффективности инноваций
6.3. Планирование инноваций
Каждое предприятие должно развиваться и совершенствовать свою продукцию (работы, услуги). В противном случае оно не будет обладать конкурентным преимуществом, что приведет к потере рынков сбыта. По этой причине предприятие постоянно находится в поиске новых идей, которые могут быть коммерциализированы. Нововведения, или инновации, распространяются на новые продукты, способы их производства, новшества в организационной и финансовой сфере.
Инновация – это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях.
Методология системного описания инноваций предполагает выделение их отдельных элементов и особенностей (табл. 6.1.1).
Таблица 6.1Классификатор инноваций
Признаки классификации | Значения признаков | |||
Широта воздействия и масштабность | Глобальное | Отраслевое | Локальное | |
Степень радикальности инноваций | Базисная | Улучшающая | Псевдоинновация | |
Источник идеи | Открытие | Изобретение | Рационализаторское предложение | Прочие |
Вид новшества | Конструкция и устройство | Технология | Материал, вещество | Живые организмы |
Способ замещения существующих аналогов | Свободное замещение | Системное замещение | — | — |
К глобальной инновации последних лет относится создание мировой информационной сети – Интернета. Отраслевой инновацией, например, в радиоэлектронной промышленности является переход от катушечных к кассетным магнитофонам. Приведенные инновации называются продуктовыми и охватывают созидание новых или усовершенствование ранее существовавший товаров. Существуют также процессные инновации, которые касаются технологии и организации производства, труда, управления. Применение нового продукта воспринимается как базовая инновация. Улучшающие инновации затрагивают имеющийся на рынке товар и выражаются в использовании более эффективных компонентов или частичного изменения систем сложного продукта.
Под псевдоинновацией понимается модернизация или рационализация средств труда, направленная на частичное улучшение устаревших машин. Рационализаторские предложения в деятельности предприятия также являются разновидностью инноваций. Более важными и значительными вехами инновационного процесса являются открытия и изобретения, относящиеся к понятию интеллектуальной собственности.
Выделяют две стадии инновационного процесса – фундаментальные и прикладные исследования. Только крупные и эффективные корпорации могут финансировать полный цикл инновационного процесса. Фундаментальные исследования направлены на получение новых научных знаний и финансируются, как правило, за счет государственного бюджета. Прикладные исследования необходимы для изучения возможностей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Они включают следующие этапы:
научно-исследовательскую работу (НИР);
опытно-конструкторскую работу (ОКР);
технологическую подготовку производства (ТПП);
организационно-экономическую подготовку (ОЭП).
Инновационная деятельность включает стратегический анализ ретроспективы и перспективы инноваций, разработку инновационной политики, составление плана инноваций, материальное стимулирование творчества персонала.
Работа персонала предприятия, направленная на использование результатов научных исследований для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования техники, технологии и организации, также относится к инновационной деятельности.
Исходной позицией в инновационной деятельности являются маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информационное обеспечение конкурирующих фирм; поиски новаторских идей и партнеров для финансирования инновационных проектов. Большое значение в организации инновационной деятельности для предприятия имеет инновационная инфраструктура: бизнес-инкубаторы, инновационные центры, технопарки, консалтинговые фирмы и другие субъекты рыночной экономики. С помощью инновационной инфраструктуры производственное предприятие может получить следующие виды услуг:
доступ к информационным базам и банкам данных на различных условиях;
проведение квалифицированной экспертизы инновационных проектов;
финансовая поддержка инновационных проектов;
сертификация наукоемкой продукции;
продвижение наукоемкой продукции на различные рынки, включая рекламную и выставочную деятельность;
патентно-лицензионная работа и защита интеллектуальной собственности.
В рыночной экономике функционируют инновационные предприятия, которые специализируются на том или ином виде инновационной деятельности или осуществляют комплекс инновационных услуг на коммерческой основе. Крупные корпорации имеют материальные, финансовые возможности и высокопрофессиональный кадровый потенциал, которые обеспечивают непрерывность инновационного процесса и лидирование на национальном и зарубежных рынках.