Составные части торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии и принципы его организации
Лекция 5. Организация деятельность коммерческого предприятия
1. Составные части торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии и принципы его организации
2. Приемка и хранение товаров в магазине
3. Организация и технология подготовки товаров к продаже
4. Услуги розничной торговли
5. Организация и технология продажи товаров
Розничные торговые предприятия завершают процесс доведения товаров от производства до потребителя и осуществляют непосредственное обслуживание потребителей, которое включает комплекс торговых и дополнительных услуг.
Развитие торговли на современном этапе характеризуется широким внедрением достижений научно-технического прогресса, использование которых в розничной торговле служит основой для дальнейшего совершенствования и расширения сети магазинов, позволяющих применять передовую технологию транспортировки, хранения, переработки, продажи товаров, современное торговое и холодильное оборудование при эффективном использовании капитальных вложений. Внедрение научно-технического прогресса в торговле способствует повышению культуры обслуживания, созданию для покупателей максимума удобств в приобретении товаров, снижению издержек потребления, увеличению свободного времени трудящихся, росту эффективности труда торговых работников.
Значительное увеличение продажи товаров, расширение ассортимента, огромный поток документальной информации требуют широкого использования в торговле современной вычислительной техники и перехода к автоматизированным системам управления.
Торгово-технологический процесс в магазине состоит из двух частей - торговой и технологической. Эти части, в свою очередь делятся на отдельные операции, целью которых является сохранение потребительских свойств товаров, их товарного вида и доведение до конечных потребителей с наименьшими затратами труда при высоком уровне обслуживания.
Операцией называется однородная часть этого процесса, выполняемая несколькими работниками, осуществляющими определенные действия над предметом труда на одном рабочем месте при одном и том же оборудовании. Все операции
технологического процесса условно делят на основные и вспомогательные.
К основным операциям относят:
- предложение товара;
- консультации покупателей;
- операции по отпуску товаров;
- расчетно-кассовые операции.
К вспомогательным относят:
- приемку товаров;
- размещение и укладку их на хранение;
- подготовку товаров, а также рабочих мест и торгового зала обслуживания покупателей к продаже;
- фасовку товаров;
- внутреннюю транспортировку товаров.
Характер и содержание каждой операции, время на их выполнение зависят от метода продажи, вида торгового оборудования, типа магазина и размера его торговой площади, ассортимента товаров, степени готовности товаров к продаже.
Совершенствование технологического процесса связано с его механизацией. В первую очередь должны быть механизированы, а в дальнейшем автоматизированы наиболее трудоемкие процессы: разгрузка и перемещение товаров, подготовка к продаже - сортировка, фасовка, нарезка. Использованию механизмов способствуют массовость, однородность, повторяемость, свойственные этим операциям.
Для соблюдения последовательности технологических операций, экономии затрат времени и труда на их осуществление разрабатываются технологические карты-схемы движения грузопотоков от мест разгрузки до торгового зала, что позволяет выбрать оптимальный вариант внутри магазинного перемещения товаров, а также использования рабочей силы.
Рациональный технологический процесс обеспечивается применением наиболее целесообразных и экономичных способов и приемов выполнения как отдельных операций, так и технологического процесса в целом.
Рациональный технологический процесс в магазине должен обеспечить:
- внедрение научной организации труда;
- непрерывность технологического процесса;
- строгую последовательность в выполнении операций;
- минимальную трудоемкость;
- сложность технологического процесса с наименьшим количеством операций.
Основными принципами организации технологических процессов являются:
- комплексный подход к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
- соответствие технологии современному научно-техническом уровню;
- экономическая эффективность принятой схемы продажи товаров;
- сохранение качества товаров;
- создание максимальных удобств для покупателей.
В магазинах различают три основные схемы технологического процесса.
Первая включает приемку товаров и подачу их непосредственно с приемной площадки в торговый зал для продажи.
Такая схема может быть использована при применении в торгово-технологическом процессе тары-оборудования. Применение этой схемы технологического процесса обуславливает необходимость выделять для ее осуществления два функциональных помещения: для приемки товаров и для их продажи.
При этой системе снабжения на промышленном предприятии, оптовой базе товары в потребительской упаковке укладывают в специализированную тару-оборудование (контейнеры, поддоны), которую затем доставляют, как правило, непосредственно в торговый зал магазина самообслуживания. Внедрение такой схемы доставки и продажи товаров позволяет устранить излишние звенья на пути движения товаров от поставщиков до торгового зала магазина, совершенствовать систему товароснабжения, максимально механизировать погрузочно-разгрузочные работы, исключить операции по подготовке товаров к продаже в магазинах, сократить численность работников, занятых на трудоемких операциях, улучшить использование торговой площади магазина.
Вторая схема включает приемку, хранение товаров и их продажу. В данном случае необходимо иметь помещение для хранения товаров.
Третья схема является наиболее сложной. Применяется эта схема при организации продажи товаров, требующих предварительной подготовки, доработки перед подачей их в торговый зал. Применение этой схемы требует наличия функционального помещения для подготовки товаров к продаже, а в продовольственных магазинах - еще помещение для фасовки. В большинстве случаев в магазинах применяются одновременно три схемы.
Начальными операциями технологического процесса в розничном торговом предприятии являются разгрузка транспортных средств,
доставивших товары в магазины, приемка этих товаров. Сложность и продолжительность этих операций зависят от физико-химических свойств товаров, их габаритов, а также от площади магазина и объема его товарооборота.
В магазине разгрузка товаров осуществляется на специальных площадках. Оптимальной схемой связи между разгрузочными площадками и помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже является расположение этих помещений на одном уровне, что обеспечивает беспрепятственное движение средств механизации.
Приемка товаров является важной операцией торгового предприятия, которая должна обеспечивать прохождение товаров в максимально сжатые сроки с минимальными потерями, при полном сохранении их качества.
После приемки товары перемещают в кладовые для хранения и подготовки, где осуществляется хранение и предварительная подготовка товаров к продаже.
Наиболее ответственной операцией торгово-технологического процесса является непосредственное обслуживание покупателей.
Кроме основных и вспомогательных операций, в магазине выполняются дополнительные операции по обслуживанию покупателей, направленные на создание им удобств при покупке и потреблении товаров и экономии затрат времени.
Рациональный технологический процесс в магазине обеспечивается своевременным и четким выполнением торгово-оперативной (коммерческой работы), которая включает изучение покупательского спроса, формирование ассортимента, закупка и организация завоза товаров, рекламирование.
Основная задача коммерческой работы - принятие оптимальных решений, обеспечивающих выполнение установленных плановых заданий при наименьших затратах труда и средств.
Основными принципами правильной организации коммерческой работы являются:
- бесперебойное снабжение населения товарами в широком ассортименте и высокого качества;
- повышение культуры торговли;
- умелое маневрирование товарными ресурсами и ускорение оборачиваемости товаров;
- улучшение финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий.
Характер и объем торгово-оперативной деятельности магазина находится в прямой зависимости от степени самостоятельности торгового предприятия. Самостоятельные торговые предприятия осуществляют торгово-оперативную деятельность, начиная от закупки товаров у поставщиков до продажи товаров населению.
Торговые предприятия, не являющиеся самостоятельными, осуществляют изучение спроса населения, формирование ассортимента, контроль за состоянием товарных запасов. Основное место в работе этих магазинов занимают технологические процессы.