Антидемократические, националистические и расистские политико-правовые теории.

 

Во второй половине XIX века, в связи с образованием крупных капиталистических монополий, усилением их влияния в области внутренней и внешней политики, появляются многочисленные теории, которые резко критиковали либерально-демократические, тем более - социалистические концепции. Такая критика сочеталась с обоснованием необходимости ведения агрессивных войн, захвата чужих территорий, с националистическими и расистскими идеями. Широкое распространение эти теории получили в Германии (Л.Гумплович, Ф.Ратцель, Ф.Ницше), в Англии(Ф.Гиддингс и др.), во Франци (Ж.Гобино и др.).

Польско-австрийский профессор права Людвиг Гумплович (1838-1909), представитель социал-дарвинизма. В работах “Расовая война”, “Социология и политика” и др. создал теорию, в которой происхождение и развитие государства выводились из вооруженного насилия.

Главным фактором общественной жизни Л.Гумплович считал непрерывную и беспощадную войну между социальными группами, причиной которой является стремление людей к удовлетворению своих материальных потребностей. Изначально возникает вражда между ордами, разделенными расово-этническими признаками. Одни орды порабощают других, возникает государство, при котором продолжаются войны между сословиями, классами и самими государствами. Войны, грубое превосходство силы -”вот родители и повивальная бабка государства”,- писал он, не учитывая основные, экономические причины, определяющие ход исторического процесса.

Возникновение и развитие права Л.Гумплович также связывал прежде всего с насилием: ”Сила идет впереди права”.

В современных государствах, утверждал он, формы властвования смягчаются в плане “возрастающего равноправия высших слоев с низшими, подвластных с властвующими”. В итоге образуются ”культурные государства”, в которых обеспечиваются равноправие граждан и законность, режим представительной, либеральной, парламентской демократии, всеобщее благосостояние при активном участии государства в решении экономических и социальных проблем.

Л.Гумплович отрицал существование общественного прогресса, развитие общества рассматривал как круговорот этапов его становления, расцвета и гибели.

Учение Л.Гумпловича стало источником различных направлений современной буржуазной и реформистской политологии и юриспруденции.

Фридрих Ницше (1846-1900 гг.) - немецкий философ-идеалист, заложивший основы наиболее реакционных направлений современной буржуазной идеологии, разработал теорию силы и воли к власти. Основные работы: “Греческое государство”, “Воля к власти”, “Так говорил Заратустра”. Подверг переоценке принципы и нормы либеральной идеологии, рационалистическую философию, традиционную этику и христианскую религию. Откровенно выдвинул на их место принципы антигуманизма и антидемократизма. “Рабство принадлежит к сущности культуры”,- утвердал он.

Разуму Ф.Ницше противопоставил волю, универсальной движущей силой развития определял “борьбу за существование”, перерастающую в “волю к власти”, под которой он понимал “ненасытное стремление к проявлению власти или применение власти, пользование властью как творческий инстинкт”. Историю он представлял как борьбу двух воль к власти: воли сильных (аристократов, суперменов) и воли слабых (рабы, масса, стадо, толпа). Восхваляя кастовый строй, установленный законами Ману, стремился обосновать биологические причины разделения людей.

Ф.Ницше различал два типа государственности: аристократическую и демократическую. Аристократическое государство - теплица для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия - упадочная форма государства. Образцом государства он считал Римскую империю, оценивал царскую Россию как единственно прочную державу, “которая может нечто обещать”. Категорически отрицал либеральную идею “народного суверенитета”, которая, якобы, ведет к потрясению основ и падению государства. Образцом совершенной политики считал маккиавелизм. Возвеличивание сверхчеловека, приобретавшее иногда радикально-анархистское звучание, было направлено на деле против либеральных концепций морали, государства и права, причем с антидемократических позиций.

Право, утверждал Ф.Ницше, - результат войны и победы.”Сила дает первое право, и нет права, которое в своей основе не являлось бы присвоением, узурпацией, насилием”. Это и есть истинное “естественное право”. В то же время, он считал устоявшееся право своеобразным договором борющихся сил: “Без договора - нет права”. Отход от аристократических правовых институтов представлял как вырождение здоровых правовых инстинктов в стадные.

Ф.Ницше всячески восхвалял войны: “Война для государства - такая же необходимость, как раб для общества”. Он резко выступал против революционных восстаний угнетенных и социализма, расценивая их как угрозу культуре. Надеялся, что инстинкт собственника возмет верх над идеями социализма. Многие положения его теории были взяты на вооружение всеми антикоммунистами, а идеологи немецких фашистов объявили его своим предтечей.