Q Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Руководство массой людей составляет основу профилактики паники.
Q Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью.
q Помощь:
• 1. Не оставляйте пострадавшего одного.
• 2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.
• 3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе): периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе и страх.
• 5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Задача – выслушать.
q Истерика.
Истерический припадок длится от нескольких минут до нескольких часов. Основные признаки:
ü сохраняется сознание;
ü чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;
ü речь эмоционально насыщенная, быстрая;
ü крики, рыдания, смех могут чередоваться.
q Помощь:
• 1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.
• 2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).
• 3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).
• 4. Не потакайте желаниям пострадавшего. Не проявляйте озабоченность и обеспокоенность в связи с его состоянием.
• 5. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.
q Чем же определяются такие разные реакции на стрессовую ситуацию у пострадавших в ЧС людей ?
- В целом, способность выживать в условиях острого стресса, а отсюда и особенности поведения личности зависят от факторов, определяющих структуру личности. При этом важны:
– Врожденные свойства и качества личности: темперамент, конституция, внешность, физическое развитие (выносливость), что в достаточной степени определяет поведение в ЧС.
– Особенности протекания психических процессов: свойства мышления, памяти, воли, чувств, эмоций, восприятий.
– Направленность психических процессов: убеждения, мировоззрение, склонности, интересы, желания.
– Подструктура опыта: наличие способностей, знаний, навыков.
- Другими словами, поведение человека в ЧС, его способность выжить зависит от:
ü типа нервной деятельности,
ü уровня развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы,
ü от психологических характеристик личности и морально-нравственных качеств,
ü осознанных убеждений, верований и личностных ценностей,
ü а также от наличия специальных знаний, навыков и опыта.
q Умение человека выживать в экстремальных и ЧС в настоящее время превратилось в настоящую науку выживания.
- Наука выживания - это совокупность рациональных действий, обеспечивающих существование в экстремальных и чрезвычайных ситуациях без ущерба для здоровья человека.
- Различают:
ü философию выживания
ü психологию выживания,
ü основные правила выживания,
ü способы обучения человека действиям в ЧС (специальные знания, навыки, опыт).
q Основной задачей выживания в ЧС является сохранение спокойствия людей и быстрая разумная деятельность.
q Однако, часто происходит случайный захват «руководства» толпой лицами, которые также находятся в состоянии страха и в этом состоянии действуют бессознательно и автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крики) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой за собой людей без оценки сложившейся ситуации.