Вывод - всякая деятельность, направленная на обуздание антисоциального поведения несовершеннолетних, должна быть сосредоточена на их предотвращении.

Шаг. Полиция может отпустить несовершеннолетнего арестованного и ожидающего суда; может быть выпущен под залог или без такового, или оставлен в Центре содержания несовершеннолетних. При отсутствии такого центра несовершеннолетние ждут суда в тюрьме для взрослых.

Национальная программа США по работе с ушедшими из дома несовершеннолетними предусматривает помощь подросткам, подвергающимся насильственной эксплуатации и опасному влиянию. Кроме Национальной программы в стране разработано много частных программ, охватывающих различные сферы помощи детям. В них включены общественные службы и правоохранительные органы. Убежавший из дома подросток может быть задержан и арестован, но в последнее время предпринимаются усилия для отмены жестких санкций к беглецам.

Дети, которые только работают на улице. То есть проводят значительную часть дня на улице, но поздним вечером возвращаются домой. Они связаны со своими семьями, возможно, посещают школу.

Те, кто периодически живет на улице. Жизнь этих детей на улице обычно ограничена периодом от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории, например, оказываются на улице на время очередных запоев родителей – алкоголиков или на период конфликта с воспитателем.

Те, кто в силу различных обстоятельств, постоянно проживает на улице. Это дети, которые живут на улице более одного месяца.

В мировой практике накоплен немалый опыт работы с безнадзорными и беспризорными детьми. Анализ практической деятельности в этой области даст возможность адаптировать имеющийся опыт для использования в России. В известной мере можно говорить об "американском" и "европейском" путях решения проблемы безнадзорности несовершеннолетних.
Street Work: основные составляющие

Мобильная работа с молодежью является сегодня профессиональной основой социальной педагогики и социальной работы. Специально разработанная концепция консультативной работы на улице (Street Work) используется во всем мире в различных вариациях и под различными названиями. Истоки ее лежат в концепции Street Work, рожденной в США, где уже в конце 1920-х годов были реализованы первые социально-педагогические программы. Типичными социальными группами того времени являлись подростковые уличные группировки и молодежные банды.

После 2-й мировой войны почти во всех западноевропейских странах стал применяться метод уличной работы (Street Work). В Британиион известен как "Detached Youthwork", в Нидерландах - "Street Corner Work" в Швеции - "Gassenarbeit", во Франции - "Travailleurs", в Германии - "Street Work". В 1990-е годы метод Street Work стал использоваться и в восточноевропейских странах.

Мобильная работа с молодежью проводится в местах встреч и пребывания детей и подростков и преимущественно в то время, которое подростки определяют самостоятельно. Прежде всего – это центр города, вокзалы, подземные переходы и метрополитен, а также жилые микрорайоны. Основной целью при этом является предотвращение либо замедление изоляции подростков от социально здоровой среды. Это что-то вроде продолжения семьи или даже замены ее на локальном уровне.

В основе идеологии уличной работы лежит добровольное участие уличного ребенка в предлагаемом проекте, а также доверительные отношения. Исключаются репрессивные концепции вмешательства. Борьбой с преступностью в подростковой среде занимаются полиция и юстиция, а не организации молодежной помощи. В то же время проекты по оказанию помощи подросткам, ориентированные на их конкретные потребности, оказывают профилактическое воздействие и вносят весомый вклад в дело восстановления общественной безопасности.

Мобильная работа с молодежью включает в себя:

  • уличную работу;
  • индивидуальную помощь;
  • работу с группами;
  • общественно-полезную работу.

Уличные социальные работники (стритуокеры) требуют создания и увеличения числа учреждений, куда дети могли бы приходить, зная, что их не обманут, что день там не расписан по минутам. Концепция таких учреждений состоит в принятии во внимание жизни ребенка, его внутреннего мира. Вместе с тем некоторые специалисты считают, что подобные учреждения необходимы для 17-летних, а 11-12-летним необходимо пребывание в учреждениях семейного типа. Даже если дети помещаются в чужие семьи, обязательно проводится работа с их настоящими родителями с целью выяснения ситуации в семье, ее оценка и установление путей возможного возвращения ребенка. Все воспитательные виды помощи концентрируются в службе по делам молодежи, которая руководствуется в своей деятельности специальным законом.

Специальные службы пытаются также создать необходимые условия для восполнения дефицита образования уличных детей. Так, например, для уличных торговцев, чистильщиков обуви и мойщиков автомобилей создаются улучшенные условия их деятельности, чтобы они смогли принимать участие в информационных обучающих программах или же в программах отдыха (мобильные школы, учебные автобусы).

Мобильная работа с молодежью ориентирована на повседневные интересы населения относительно рабочих мест, транспорта, здоровья, гигиены, окружающей среды, культуры и спорта. Тем самым изменяется и улучшается социально-экологический климат микрорайона. При этом главную роль играют распространение информации среди населения, мобилизация сил граждан на решении проблем.

На создание человеческих условий жизни "уличных детей" направлены также различные инициативы по организации досуга (проведение уличных бесед, музыкальных, танцевальных и т.п. мероприятий). Ответственность за предоставление помещений обычно возлагается на местные административные органы и общины, а практической реализацией проектов занимаются неправительственные объединения.

Надо отметить, что термин "уличная среда" нуждается в уточнении. За этим термином пока закреплен только негативный смысл. Но улица имеет "два лица", ведь известно и позитивное воздействие города, уличной среды на эмоциональное и познавательное развитие ребенка, если она несет в себе развивающие стимулы. Конечно, развивающую уличную среду еще предстоит создать. Но очевидно, что отсутствие в окружающей жизненной среде подростка зон, которые были бы для него эмоционально притягательны, и, наоборот, заполненность этой среды негативом - грязью на улицах, плакатами с рекламой табака, с сидящими на трубопроводах детьми и подростками - уводит ребенка от следования позитивным образцам поведения. Нужно отметить, что диагностика уличной среды с точки зрения ее соответствия потребностям и интересам детей и подростков - это отдельное направление работы, которая является прерогативой местной власти. Вместе с тем, такая диагностика одновременно дает оценку ее собственной деятельности. Если по итогам диагностики выясняется, что для подростка на улице нет привлекательных мест, то это сигнал к размышлению о путях переустройства уличной среды.

Вопрос 2. Опыт работы с "детьми улиц" в США и Европе.

1 шаг. Первый контакт молодых людей с правоохранительной системой происходит в местном полицейском участке. Полиция рассматривает проступки, определяя, рассмотрение каких из них передать в суд. Когда подросток задержан за какое-либо правонарушение, полиция может действовать одним из следующих способов:

  • игнорировать происшедшее;
  • отпустить молодого человека, сделав ему предупреждение;
  • сообщить в школу или в другие организации по работе с несовершеннолетними;
  • сообщить о случившемся родителям;
  • задержать подростка для допроса сотрудником, занимающимся несовершеннолетними правонарушителями;
  • после допроса арестовать задержанного и передать дело в суд.

Одна из проблемзаключается в том, что на первой стадии работы с юными правонарушителями вся инициатива отдана исключительно полиции. Полицейские должны следить за соблюдением закона, но иногда слишком вольно понимают свои обязанности. В некоторых округах власти на должности полицейских принимают людей, являющихся специалистами по работе с несовершеннолетними.Их функции несколько шире, чем просто соблюдение закона. Они ставят перед собой цель - помочь молодым людям и их семьям решить осложняющие их жизнь проблемы. В некоторых больших городах имеются специальные Комиссии по работе с несовершеннолетними, выполняющие пять основных функций:

1. Выявление правонарушителей, потенциальных правонарушителей и условий, способствующих совершению преступлений.

2. Расследование дел несовершеннолетних, совершивших правонарушения или замешанных в преступлениях взрослых.

3. Защита несовершеннолетних.

4. Рассмотрение дел несовершеннолетних.

5. Предупреждение преступности несовершеннолетних.

Сфера деятельности полиции, кроме наблюдения за порядком, широкий комплекс мероприятий - от организации подростковых клубов до программ по борьбе с наркоманией или обучения технике личной безопасности в местных школах.

Большинство несовершеннолетних правонарушителей, особенно обвиненных впервые, освобождаются на поруки, получают отсрочку исполнения приговора или направляются на принудительное лечение или психологическую реабилитацию, или же получают помощь от общественных служб.

Основой исправительной процедуры - является система освобождения на поруки: юный правонарушитель передается под надзор должностного лица, перед которым он должен отчитываться о своем поведении. Большинство исправительных учреждений, занимающихся работой с правонарушителями, имеет Центры содержания несовершеннолетних. Это - спецприемники и диагностические центры, где несовершеннолетние ожидают специального обследования или суда, который определит их дальнейшую судьбу. Около трети молодых людей, содержащихся в таких центрах, не являются правонарушителями. Это подростки, которым нужен постоянный надзор. Они находятся под опекой суда, так как их родители не могут, не хотят или не имеют права наблюдать за ними: некоторые родители больны, другие пренебрегали воспитанием детей или от него отказались, или же плохо обращались с детьми. В таких центрах содержатся и убежавшие из дома подростки.

В исправительную систему в США входят также специальные школы (реформатории), ранчо, лесничества, фермы, где малолетние правонарушители живут и работают – метод трудотерапии. Примерно три четверти находящихся под общественной опекой несовершеннолетних содержатся в учреждениях именно такого типа. Расширяется опыт использования специальных общежитий, проживая в которых подростки (например, убежавшие или изгнанные из дома, или имеющие эмоциональные или социальные проблемы) могут ходить в школу или на работу. Их обитатели обеспечиваются питанием, необходимой одеждой, возможностями для отдыха, транспортом до школы и обратно, наставниками и мастерами для обучения профессии.Главная цель всей работы - подготовить молодых людей к работе и жизни в обществе после того, как они покинут данное заведение.

Частные и общественные программы направлены на сокращение преступности, могут иметь разнообразные формы. Школьные программы для 9-12-х классов в Оклахоме, например, имеют Целью обучить искусству общения, что помогает учащимся обрести поддержку сверстников и повысить уровень самооценки. К общественным программам относится Организация стационарных и амбулаторных центров, центров реабилитации наркоманов, кофейных домиков, молодежных центров, клубов мальчиков и девочек, программы "Старший брат" и "Старшая сестра".

В течение пяти лет проходило исследование эффективности программы "Молодежное ранчо" - организации стационара на 70 человек для мальчиков в Мичигане,показало удивительный прогресс его пациентов в их интеллектуальном развитии и способности ориентироваться в современном мире. Было также отмечено значительное снижение различных патологий у этих ребят. Успех этой программы показывает, что несовершеннолетним могут помочь продуманные и хорошо организованные мероприятия.