Теоретическое обоснование буржуазной демократии в учениях Б.Спинозы и Д.Локка.

Барух(Бенедикт)Спиноза (1632-1677 гг.), голландский философ-материалист, отлученный за свободомыслие от еврейской церковной общины Амстердама, развил новый рационалистический подход к проблемам общества, государства и права. Его политико-правовые взгляды изложены в “Богословско-политическом трактате”,”Этике, доказанной геометрическим методом” и в “Политическом трактате”.

Законы природы он характеризовал как “решения Бога, открытые естественным светом”,то есть раскрытые человеческим разумом,а не данные в божественном откровении. На таком понимании законов природы он трактует и естественное право, поскольку человек - частичка природы.

Естественное право запрещает только то,чего никто не желает и чего никто не может. По природе и естественному праву все люди - враги. В постоянной борьбе отдельных сил-прав высший закон природы состоит в стремлении каждого к самосохранению,”чтобы остаться в своем состоянии, и притом не считаясь ни с чем другим, а только с собой”. Законами природы и вечными истинами Спиноза считает также выбор каждым лучшего из благ и меньшего из зол.

Спиноза отвергал разного рода идеальные и утопические проекты государственного устройства и считал, что предшествующий опыт уже показал все виды государств и средства управления. Причины и естественные основы образования государств следует выводить”из общей природы или строя людей”.

Жить по разуму полезнее,чем по естественному праву,т.к. разум видит истинную пользу людей. Но чтобы перейти к жизни по разуму, люди должны были договориться об этом. Заключение такого договора и означало переход к гражданскому обществу, отличительной чертой которого является наличие высшей власти(imperium), совокупное тело которой и есть государство(civitas).

Верховная власть является тем общим духом государства, которым должны все руководствоваться. Она не связана никаким законом, но все должны ей повиноваться, даже если она отдает нелепые распоряжения. В ведении верховной власти находятся издание законов, вопросы правосудия и прочие государственные дела. Верховная власть“устанавливается свободным народом, а не...приобретается народом по праву войны”.

Под частным гражданским правом Спиноза понимает часть естественных прав индивида, разрешенные верховной властью. Осуществление не санкционированных властью естественных прав есть преступление. В этой связи задачей правосудия является воздаяние каждому того, что ему следует на основании гражданского права.

Мера свободы индивида или государства определяется степенью их разумности. Только разумная воля является свободной. Наиболее свободно то государство, законы которого основаны на здравом рассудке. В таком государстве каждый может быть свободен, если будет,не кривя душой, жить по указанию разума. Человек свободен лишь постольку, поскольку он руководствуется разумом, так как в этом случае он действует со знанием тех причин,которые определяют его действия: “Свобода - осознанная необходимость”.

Пределы мощи и права государства Спиноза определяет так:

1)Наиболее крепким является государство,которое опирается не на произвол и насилие, а на разум и руководствуется им; оно свободно в пределах необходимости, присущей его природе, и должно соблюдать им самим изданные законы.

2)Государство не имеет права вмешиваться во внутренний мир индивида и отнимать его естественные права.

3)Государство обязано считаться с общественным мнением, чтобы не дать повода к заговору против него со стороны народа.

Спиноза защищал свободу совести и веротерпимость.

Из всех форм государственного устройства он предпочитал аристократическую федерацию, при которой власть находится у определенного числа выбранных лиц(патрициев) в соотношении к народу 1 : 50. Власть в федерации делится между городами.

Демократию Спиноза описывал как идеальное государство, которое наиболее естественно и наиболее полно приближается к свободе, В демократии все, как прежде в естественном состоянии, пребывают равными.

Спиноза вписал в историю политической и правовой мысли яркие страницы как прогрессивный мыслитель-гуманист, один из творцов светского учения о государстве и праве.

Идеологом буржуазного либерализма и социального компромисса выступил в Англии философ-материалист, экономист и политический писатель Джон Локк (1632-1704 гг.). Его философская концепция была изложена в труде “Опыт о человеческом разуме”, а политико-правовые взгляды - в работе “Два трактата о государственном правлении”.

В первом трактате Д.Локк опровергал феодально-патриархальные взгляды на божественное право абсолютной королевской власти, во втором - изложил свою теорию конституционной парламентской монархии. По существу эта теория явилась своеобразным обоснованием политического строя, который утвердился в Англии после “Славной революции” - военного переворота, приведшего к власти Вильгельма Оранского.

Необходимость государства Д.Локк излагает с позиций теории естественного права и общественного договора. В отличие от абсолютистской теории государства Гоббса, правительству, считает Д.Локк, передается только некоторая часть естественных прав отдельных граждан(отправление правосудия, внешние сношения и т.п.). Это делается для эффективной защиты всех остальных прав - свободы слова, веры, собственности.

Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной(включая судебную) и “федеративной” ( внешних сношений). Само правительство должно подчиняться закону. Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже свергнуть безответственное правительство.

Идеи Д.Локка сыграли огромную роль в общественной и политико-правовой мысли Европы. Они оказали большое влияние на Ф.М.Вольтера, Д.Дидро, Ш.Монтескье, отразились в политико-правовых теориях французской и американской революций.