Организация процессов приемки, хранения и подготовки товаров к продаже
Содержание торгово-технологических процессов в магазине и технологическая планировка его помещений
УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
Одной из главных инновационных функций торгового менеджмента является управление технологическими процессами в магазине. Под этими процессами понимается совокупность последовательных взаимосвязанных операций, выполняемых персоналом магазина, направленных на доведение товаров до покупателей с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Торгово-технологические процессы, осуществляемые в магазинах, условно подразделяют на основные и вспомогательные.
К основным торгово-технологическим процессам относятся продажа товаров и обслуживание покупателей, включающие организацию покупательских потоков в торговом зале; выкладку товаров на оборудовании, обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора; организацию расчетов за отобранные покупателями товары; оказание покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им технологические операции.
К вспомогательным торгово-технологическим процессам относятся приемка товаров от поставщиков; доставка их на места хранения; обеспечение необходимых условий хранения товаров; подготовка товаров к продаже; их транспортирование в торговый зал; организация хранения и сдачи тары.
Содержание основных и вспомогательных торгово-технологических процессов магазинов различных типов имеет определенные особенности, вызываемые формой их товарной специализации, используемыми методами продажи товаров, а также размерами. Эти особенности определяют специфику отдельных технологических операций, осуществляемых в рамках основных и вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине. Для примера рассмотрим структуру и последовательность операций торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания (рис. 8).
В соответствии с характером торгово-технологических процессов формируется структура помещений магазина и организуется их технологическая планировка. Состав конкретных помещений магазина и их размеры определяются его типом и существенно дифференцируются в зависимости от ассортимента реализуемых товаров, методов их продажи и видов дополнительных торговых услуг, оказываемых покупателям. Тем не менее, в каждом магазине могут быть выделены следующие группы помещений, обеспечивающих осуществление торгово-технологических процессов: 1) торговые помещения; 2) помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; 3) подсобные помещения; 4) административно-бытовые помещения; 5) технические помещения. Рассмотрим более подробно состав этих групп помещений магазина.
1. Торговые помещения предназначены для осуществления основных торгово-технологических процессов и занимают центральное место в составе помещений магазинов. Совокупный размер этих помещений характеризует величину торговой площади магазина, в которую входит площадь торгового зала и площадь для организации дополнительных услуг покупателям. Показатель размера торговой площади является одной из важнейших характеристик пропускной способности и потенциального объема деятельности магазина.
2. Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже предназначены для осуществления преобладающей части вспомогательных торгово-технологических процессов. В общем составе этих помещений могут быть выделены помещения для разгрузки товаров, приемочные, кладовые, охлаждаемые камеры, фасовочные, помещения для комплектования заказов покупателей и некоторые другие.
3. Подсобные помещения также обеспечивают осуществление отдельных операций вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине, в первую очередь, связанных с движением тары и доставкой товаров на дом покупателям. В составе этих помещений могут быть выделены помещения для хранения и ремонта тары, а также для
хранения и ремонта контейнеров; экспедиции для доставки товаров покупателям; помещения для хранения и ремонта оборудования, приемки и хранения стеклотары, хранения упаковочных материалов и инвентаря и некоторые другие аналогичные помещения.
4. Административно-бытовые помещения включают кабинет директора; конторские помещения для специалистов отдельных функциональных служб; комнаты для отдыха и приема пищи, гардеробные, личной гигиены и некоторые другие. Удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения, не превышает обычно 5%.
5. Технические помещения включают котельную, машинное отделение холодильных установок, телефонный коммутатор, электрощитовую и аналогичные им помещения. Удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения, составляет обычно 1-2%.
Структура площадей различных видов помещений зависит в первую очередь от применяемых методов продажи товаров, определяющих соотношение площадей, отводимых для осуществления основных и вспомогательных тор-гово-технологических процессов. Так, например, если в магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей удельный вес торговой площади в общей площади магазина колеблется в пределах 45-55%, то в магазинах самообслуживания он возрастает до 55-65%, а в магазинах, реализующих товары по образцам и каталогам — до 65-75%. Кроме того, существенное влияние на структуру площадей оказывает форма товарной специализации магазинов, что можно проследить по данным таблицы 2.
Рассматривая рекомендации, изложенные в таблице 2, следует обратить внимание на то, что в настоящее время структура площадей многих магазинов самообслуживания не соответствует этому методу продажи. Как известно, в магазинах самообслуживания (особенно непродовольственных) основная масса товарных запасов, находящихся в магазине, перемещается непосредственно в торговый зал. Так, если в магазинах с обычными методами продажи непродовольственных товаров доля запасов, находящихся в торговом зале, составляет 20-25%, то в магазинах самообслуживания она доходит до 40-60%, что создает предпосылки для существенного перераспределения площадей между торговым залом и кладовыми. Расчеты показывают, что за счет повышения доли торговой площади в общей площади на 1% товарооборот магазинов самообслуживания при прочих равных условиях увеличивается на 0,3-0,4%.
В связи с этим, торговый менеджмент в этой области должен быть направлен на повышение доли торговой пло-
щади магазинов самообслуживания, организуемых в ранее действовавших магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей, в первую очередь за счет сокращения площади других помещений, примыкающих непосредственно к торговому залу.
В составе функций управления технологическими процессами значительное внимание должно быть уделено обеспечению рациональной технологической планировки торгового зала магазина. Рациональная технологическая планировка торгового зала предполагает такое его зонирование и размещение оборудования, которое позволяет обеспечить максимальные удобства покупателям при движении, осмотре и выборе ими товаров; не допускать очередей в местах выбора товаров и расчета за них; рационально использовать торговую площадь; создать благоприятные условия труда для торгово-оперативного персонала.
По своему назначению площадь торгового зала магазина подразделяется на такие основные зоны: площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров; площадь, занимаемая узлами расчетов (такая площадь зонируется в тех магазинах, где расчетные операции не осуществляются непосредственно на рабочем месте продавца); площадь проходов для покупателей.
Площадь, занимаемая оборудованием для выкладки (демонстрации) товаров, включает установочную площадь оборудования, предназначенного для непосредственного размещения товаров, а также оборудования, обеспечивающего процесс их выбора (примерочные кабины, зеркала и т.п.).
Площадь занимаемая узлами расчетов, включает площадь для установки кассовых кабин и организации рабочего места кассиров, а в магазинах самообслуживания и площадь установки столов упаковки.
Площадь проходов для покупателей включает площадь для их проходов между оборудованием, а также зону, прилегающую к входу в торговый зал и выходу из него.
Осуществлению технологической планировки должна предшествовать разработка в масштабе принципиального плана-схемы размещения оборудования в торговом зале с учетом его общего размера и конфигурации; площади,
занимаемой колоннами, лестничными клетками, эскалаторами, лифтами; габаритов оборудования и т.п. В этих целях может быть использован также модельно-макетный метод проектирования размещения оборудования, позволяющий рассмотреть различные его варианты.
Если в магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей, продажи товаров по каталогам и образцам технологическая планировка торгового зала носит, как правило, индивидуальный характер, то в магазинах самообслуживания она должна строго подчиняться определенной системе. В зависимости от типа здания, размеров и конфигурации торгового зала в этих магазинах применяются следующие системы размещения оборудования в торговом зале: линейная с продольным размещением оборудования; линейная с поперечным размещением оборудования; боксовая и смешанная. Основные системы размещения оборудования в торговых залах магазинов самообслуживания приведены на рис. 9.
Наиболее рациональной является линейная система расстановки оборудования. Она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость всего торгового зала. Варьируя длину линий, можно регулировать уровень концентрации покупателей на различных участках торгового зала.
В торговых залах прямоугольной конфигурации шириной от 7 до 12 м целесообразно применять линейную систему с продольным размещением оборудования, а при ширине 13-24 м наибольший эффект дает линейная система с поперечным размещением оборудования. В крупных магазинах самообслуживания, ширина торгового зала в которых превышает 24 м, целесообразно применять смешанную систему расстановки оборудования, комбинируя при этом его продольное и поперечное линейное размещение.
Линии островных горок должны быть достаточно длинными, но не превышать 20 м. Большая длина линий горок приводит к излишней концентрации в линиях покупателей, что затрудняет процесс их движения. При размещении торгового оборудования следует стремиться к тому, чтобы колонны оказывались в пределах линий и не попадали в проходы для покупателей.
Применять боксовую систему размещения оборудования, как правило, не рекомендуется. Ее можно использовать только в тех случаях, когда конфигурация торгового зала не позволяет разместить оборудование линейно.
Определенную роль при размещении оборудования в непродовольственных магазинах играет выбор места для примерочных кабин. Их следует размещать в конце линий вешал. Банкетки для примерки обуви размещают параллельно линиям горок на расстоянии не менее 2 м от оборудования с товарами.
Площадь, занимаемая узлами расчетов, планируется с учетом избранной формы организации этих расчетов. В магазинах применяются централизованная и децентрализованная формы расчетов с покупателями. При централизованной форме организуются единые узлы расчета, размещаемые обычно у выхода из магазина, а в многоэтажных зданиях — у выхода с этажа. Принципиальные схемы организации узлов расчета в магазинах самообслуживания приведены на рис. 10.
Важным условием рациональной планировки является правильное установление ширины проходов для покупателей на различных участках торгового зала. Проходы для движения покупателей подразделяются на основные (магистральные) и второстепенные (внутренние). Ширина проходов зависит от характера размещения оборудования и размеров торговых залов. С учетом указанных факторов рекомендуется следующая минимальная ширина проходов для покупателей в магазинах (таблица 3).
При размещении оборудования в торговом зале необходимо обеспечить рациональную направленность покупательских потоков. Для большинства покупателей характерна тенденция перемещаться в магазине в направлении против часовой стрелки. Следовательно, эту направленность движения покупателей необходимо использовать с тем, чтобы им был обеспечен хороший обзор торгового зала и потоки покупателей по возможности не пересекались. Однако не следует жестко направлять покупательские потоки по единым определенным маршрутам с помощью заградителей, декоративного оборудования и др. Покупателю необходимо предоставить свободу в выборе маршрута движения в торговом зале.
В магазинах самообслуживания рациональная направленность покупательского потока в значительной степени достигается правильным размещением входа и выхода. В одноэтажных магазинах наиболее эффективной является совмещенная система входа и выхода, размещаемая в одной из боковых стен помещения торгового зала. При фронте торгового зала свыше 50 м целесообразно применять две совмещенные системы входа и выхода. В многоэтажных магазинах системы входа и выхода размещаются комбинированно как по центру, так и у боковых стен торгового зала. Примеры правильного и неправильного решения системы "вход — выход" в магазинах самообслуживания приведены на рис. П.
Завершающим этапом планировки торгового зала является выбор размещаемого в нем торгово-технологического оборудования, особенно предназначенного для выкладки и демонстрации товаров. Так как многие виды универсального и специализированного оборудования, выпускаемого в этих целях, имеют различные параметры, для определения целесообразности выбора того или иного вида оборудования используется ряд показателей. Основными из этих показателей являются:
1. Установочная площадь. Она представляет собой площадь, занимаемую основанием оборудования или его проекцией на площадь пола.
2. Демонстрационная площадь. Она представляет суммарную площадь всех полок островных и пристенных горок, предназначенную для демонстрации товаров. По специализированным видам демонстрационного оборудования применяют иные методы расчета этого показателя. Так демонстрационная площадь вешал определяется как произведение длины кронштейна на высоту демонстрируемых товаров, принимаемую за 1 м для одноярусных вешал и 2 м — для двухъярусных (для двухъярусных вешал это произведение удваивается); перфорированных щитов с кронштейнами — как произведение длины кронштейна и его условной ширины (принимаемой за 0,2 м) на общее их количество, размещенное на оборудовании; подиумов, столов и лотков — как произведение их длины и ширины; контейнеров, используемых в торговом зале,— как произведение
площади их основания и высоты, деленное на 0,3 м (0,3 м — условное среднее расстояние между полками горок).
3. Коэффициент емкости демонстрационного оборудования. Он рассчитывается как отношение демонстрационной площади к установочной.
В таблице 4 приведен пример расчета этих показателей.
Для определения общей эффективности технологической планировки торгового зала применяют следующие показатели:
1. Коэффициент установочной площади. Он представляет собой отношение суммарной установочной площади оборудования к общей площади торгового зала (площадь, занятая декоративным, рекламным и другими видами обо-
рудования, направляющего или ограничивающего поток покупателей и не используемого в процессе продажи товаров, в общую установочную площадь не включается).
2. Коэффициент демонстрационной площади. Он определяется как отношение суммарной демонстрационной площади оборудования к общей площади торгового зала.
В зависимости от размера площади торгового зала и форм товарной специализации рекомендуются следующие примерные показатели коэффициентов установочной и демонстрационной площади для магазинов самообслуживания (таблица 5).
Сопоставление рекомендуемых и фактически достигнутых значений коэффициентов установочной и демонстрационной площади позволяет оценить эффективность
технологической планировки торгового зала магазина и при необходимости разработать мероприятия по ее совершенствованию.
Основу вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине составляют процессы приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Связанные с ними операции существенно влияют как на уровень торгового обслуживания покупателей, так и на экономические показатели работы магазина. Частота и объем этих операций определяются объемом товарооборота, ритмичностью това-роснабжения, периодом оборачиваемости товарных запасов и физико-химическими особенностями реализуемых товаров. Персонал магазина, на который возлагается осуществление этих процессов, должен хорошо знать качественные признаки товаров соответствующих групп, основные признаки их брака, правила хранения отдельных групп товаров, требования к подготовке их к продаже, а также содержание нормативно-технической документации, связанной с выполнением отдельных операций.
Приемка товаров является начальным процессом, связанным с товародвижением в магазине и моментом возникновения материальной ответственности.
На первом этапе этого процесса проверяется полнота и правильность составления всех необходимых сопроводительных документов на поступивший в магазин товар. К числу основных из этих документов относятся: товарно-транспортная накладная; счет-фактура; приходно-расходная накладная; свидетельство о качестве товара; сертификат соответствия государственной системе сертификации или заверенная поставщиком копия сертификата соответствия на товар, подлежащий обязательной сертификации.
В соответствии с действующими нормативными требованиями все товары, поступившие в магазин по импорту и подлежащие обязательной сертификации, разрешается принимать только при наличии у поставщика сертификата соот-
ветствия или свидетельства о признании иностранного сертификата в государственной системе сертификации. На отдельные импортные товары, которые могут негативно влиять на здоровье человека (перечень таких товаров утвержден Министерством здравоохранения), должно также иметься гигиеническое заключение государственной санитарно-гигиенической экспертизы.
При поступлении товаров без сопроводительных документов (неотфактурованные поставки), их должна принимать специальная комиссия с участием представителей торгового предприятия, поставщика или незаинтересованной компетентной организации.
На втором этапе процесса приемки осуществляется количественная проверка поступившей в магазин партии товаров. Основными технологическими операциями по количественной приемке продовольственных товаров является взвешивание, проверка заполненности тарных единиц, подсчет штучных товаров. Товары в таре, доставляемые в контейнерах, принимаются по количеству мест или массе брутто в момент вскрытия контейнера. При количественной приемке непродовольственных товаров ведется подсчет числа товарных единиц. Операции количественной приемки товаров совмещаются обычно с операциями разгрузки транспортных средств.
На третьем этапе процесса приемки осуществляется проверка качества поступивших товаров. Она осуществляется обычно в две стадии. На предварительной стадии проверка качества осуществляется по результатам внешнего осмотра поступивших товаров, в процессе которого определяется наличие явных дефектов, соответствие маркировки товаров требованиям нормативной документации и данным, указа-ным в сопроводительных документах. На последующей стадии проводится более углубленное определение качества товаров с целью обнаружения скрытых дефектов, несоответствия поступившей продукции указанным срокам годности или гарантийным срокам эксплуатации. По большинству продовольственных товаров и непродовольственным товарам простого ассортимента проводят выборочную проверку качества с распространением ее результатов на всю партию.
Качество непродовольственных товаров сложного ассортимента подлежит сплошной проверке.
В случае обнаружения несоответствия фактического количества или качества товаров показателям сопроводительных документов или требованиям соответствующей нормативно-технической документации составляется акт об установлении расхождения в количестве или несоответствии по качеству за подписью лиц, принимавших участие в приемке, который передается поставщику (один экземпляр этого акта остается в магазине).
Хранение товаровв магазине связано с осуществлением следующих технологических операций: перемещением товаров в помещения кладовых (охлаждаемых камер) и укладкой их на хранение; текущим наблюдением за состоянием товаров в процессе их хранения; обеспечением бесперебойной и качественной работы холодильных установок; поддержанием необходимых санитарно-гигиенических условий в помещениях, предназначенных для хранения.
Основной задачей торгового менеджмента в процессе осуществления хранения товаров является обеспечение сохранности товаров по количеству и качеству. Это достигается путем создания в помещениях для хранения необходимых влаго-температурных режимов, соответствующих физико-химическим особенностям отдельных групп товаров; правильным размещением товаров в помещениях для хранения с учетом требований товарного соседства и очередности реализации; соответствующими способами размещения товаров на оборудовании, обеспечивающими сохранность их качества.
В помещениях для хранения продовольственных товаров должны быть в первую очередь обеспечены температурный режим и влажность воздуха, соответствующие специфике отдельных видов товаров. Скоропортящиеся продукты должны храниться в охлажденных камерах и шкафах с температурой воздуха от -2 до -5°С при влажности воздуха 80-85%. Для продовольственных товаров, не требующих охлаждаемых помещений, при хранении обеспечиваются температура в пределах 1б-18°С и влажность воздуха 70-75%. Особое внимание при хранении продовольственных товаров долж-но быть уделено обеспечению надлежащего товарного соседства. Так, в раздельных помещениях должны храниться товары, легко воспринимающие запахи (кондитерские изделия, животное масло и др.), и товары с острым запахом (копчености, сельдь, сыры и т.п.); товары, легко впитывающие влагу (сахар, мука и т.п.), и товары с высоким содержанием влаги. Для обеспечения этих условий в магазинах, реализующих продовольственные товары, должна быть проведена группировка этих товаров по режиму и условиям их хранения и с учетом среднего периода их хранения осуществлено распределение помещений кладовых.
В помещениях для хранения непродовольственных товаров должна быть обеспечена стабильная температура (10-18°С), нормальная влажность воздуха и хорошая вентиляция. Швейные, трикотажные, меховые, текстильные изделия, а также головные уборы и валяная обувь при длительном хранении должны пересыпаться антимолевыми средствами. Изолированного размещения и особого режима хранения требуют товары бытовой химии, минеральные удобрения и средства защиты растений — их хранят с обеспечением повышенных требований к противопожарной безопасности и санитарным условиям, а также к температуре и относительной влажности воздуха (не более 55-65%).
Следует отметить, что большинство продовольственных товаров и отдельных групп непродовольственных товаров в процессе хранения подвергаются потерям количества и качества по естественным причинам (усушка, распыление, вытекание и т.п.). Эти потери регламентируются соответствующими нормами естественной убыли.
В процессе хранения должно быть обеспечено строгое соблюдение установленных для отдельных товаров предельных и гарантийных сроков их хранения, определенных соответствующими нормативно-техническими документами (они отражены на маркировке товара или в техническом паспорте, прилагаемом к нему).
Подготовка товаров к продажесостоит из следующих технологических операций: проверки целостности упаковки, распаковки товаров из внешней тары, проверки наличия маркировочных данных и качества после хранения. Потехнически сложным изделиям осуществляется также проверка наличия инструкций по эксплуатации, технических паспортов, гарантийных талонов, комплектности изделий и проверка работы в действии, а по швейным изделиям — чистка и глажка.
При отсутствии маркировки на отдельных изделиях или повреждении ярлыка предприятия-изготовителя (отсутствие пломбы, загрязнение, потертость, нечеткость записи и т.п.) работником, осуществляющим подготовку товара к продаже, обновляются все маркировочные данные и выписывается дубликат товарного ярлыка, который подписывается материально-ответственным лицом и прикрепляется к товару.
В крупных продовольственных магазинах самообслуживания (в первую очередь универсамах) значительный объем подготовительных операций связан с фасовкой ряда товаров, которая организуется непосредственно в магазине. В этих целях в магазине выделяются специальные помещения для фасовки и устанавливается соответствующее фасовочное оборудование. В процессе осуществления этой подготовительной операции особое внимание должно быть обращено на размеры дозировки фасуемых товаров. Опыт показывает, что большинство магазинов самообслуживания, организуя фасовку товаров, дублирует те размеры дозировки, которые используются предприятиями пищевой промышленности на протяжении многих лет. Такая дозировка не отвечает особенностям спроса ряда категорий покупателей и требует большего разнообразия с учетом сложившейся дифференциации доходов населения, состава семей и частоты приобретения товаров. На основе изучения спроса населения и с учетом зарубежного опыта в таблице 6 предложены рекомендуемые дозировки продовольственных товаров при осуществлении их фасовки непосредственно в магазинах самообслуживания.
Рекомендуемые дозировки требуют уточнения с учетом специфики обслуживаемых контингентов покупателей и особенностей их спроса (в первую очередь — частоты совершения покупок).
В управлении технологическими процессами важная роль отводится организации размещения товаров в торговом зале, распределению установочной и демонстрационной площади между отдельными группами товаров. При этом необходимо учитывать ряд факторов, основными из которых являются: частота приобретения товаров отдельных групп, габариты этих товаров, затраты времени покупателей на осмотр и отбор, а также количество разновидностей товаров, предлагаемых покупателям в рамках отдельных групп.
Определяющим фактором при распределении установочной и демонстрационной площади торгового зала между отдельными группами товаров является частота их приобретения. Чем выше частота приобретения товаров отдельных групп, тем большая установочная и демонстрационная площадь (а соответственно и площадь торгового зала) необходима для их размещения. Такой принцип размещения товаров позволяет более равномерно пополнять товарные запасы в торговом зале и более рационально использовать торговую площадь. Поэтому в рамках товарной специализации магазина, избранной торговым предприятием для осуществления своей деятельности, должна быть определена частота приобретения товаров отдельных групп с учетом сезонных особенностей спроса.
Важным фактором, влияющим на размер площади торгового зала, отводимой для размещения отдельных товаров, являются затраты времени покупателей на их осмотр и отбор. Чтобы не создавать излишнего скопления покупателей на отдельных участках торгового зала, под товары, требующие значительных затрат времени на их осмотр и отбор, следует отводить большую площадь.
Существенное влияние на распределение площади торгового зала между отдельными группами товаров оказывает широта их ассортимента. Чем выше число разновидностей, предлагаемое для реализации покупателям в рамках отдельной группы, тем большей при прочих равных условиях должна быть площадь торгового зала, отводимая для их размещения.
И наконец, определенное влияние на размер площади, отводимой для размещения отдельных товаров, оказывают их габариты. Для крупногабаритных товаров при прочих равных условиях отводится большая площадь торгового зала.
С учетом рассмотренных факторов и особенностей формирования группового ассортимента товаров в рамках избранной формы его специализации осуществляется распределение площади торгового зала в разрезе отдельных товарных групп. Пример такого распределения площадей в универсамах приведен в таблице 7.
При размещении отдельных групп товаров в торговом зале необходимо учитывать покупательские привычки и комплексность спроса на отдельные товары. Так, группы товаров с высокой взаимной комплексностью потребления следует располагать по возможности рядом (например, посуда и столовые приборы).
За всеми группами товаров закрепляют постоянные места в торговом зале, что позволяет покупателям привыкнуть к месту их расположения и ускоряет процесс продажи. Для реализации новых, модных и отдельных сезонных товаров, требующих специальных условий продажи (технически сложные новинки, принципиально новые товары, нуждающиеся в рекламе и консультации и т.п.), следует выделять наиболее заметные места в торговом зале на путях наиболее массового движения покупателей.
При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. Так, товары бытовой химии, средства защиты растений и некоторые другие аналогичные изделия должны быть по возможности изолированы. Товары с сильным запахом не следует размещать вблизи товаров, легко воспринимающих этот запах (например, изделия из резины и парфюмерия).
Наряду с размещением отдельных групп товаров в торговом зале должна быть обеспечена рациональная их выкладка на оборудовании. Правильная выкладка товаров позволяет эффективно использовать оборудование, улучшает условия осмотра и выбора товаров покупателями, сокращает затраты труда торгово-оперативного персонала на пополнение запасов в торговом зале. Особую роль играет этот процесс в магазинах самообслуживания.
При размещении товаров в первую очередь должен быть обеспечен выбор наиболее эффективных приемов их выкладки. В магазинах самообслуживания применяются следующие основные приемы выкладки товаров: навалом, штабелем, расположением в ряд, подвешиванием, стопками и другие.
Наиболее распространенным приемом является выкладка товаров навалом. Этот прием удобен и для покупателей, и для персонала — он требует меньших затрат труда на
выкладку и обеспечивает более эффективное использование демонстрационной площади оборудования. Особенно удобна выкладка товаров навалом в контейнерах, корзинах, на полках горок, на прилавках — витринах и т.п. Однако такая выкладка целесообразна не для всех товаров.
В зарубежной практике для выкладки непродовольственных товаров навалом используются столы с высокими бортами (особенно при продаже уцененных товаров — в упаковке и без нее). Покупатель свободно выбирает необходимые товары, а после осмотра их не нужно укладывать строго на прежнее место. Кроме того, при такой выкладке не требуется постоянное наблюдение со стороны продавцов, но при этом несколько снижается коэффициент демонстрационной площади.
При выкладке товаров на оборудовании следует руководствоваться принципом, что товар — не декорация. Поэтому не следует составлять из товаров пирамиды и другие фигурные сооружения, так как это создает неудобства для покупателей при их отборе.
При размещении товаров на оборудовании определяется принципиальный способ выкладки — вертикальный или горизонтальный.
Вертикальная выкладка предусматривает размещение однородных товаров на всех полках данной горки по вертикали. Этот способ выкладки является более эффективным, чем горизонтальный, так как обеспечивает быстрое ориентирование в торговом зале и удобный отбор товаров покупателям различного роста.
При горизонтальной выкладке ту или иную разновидность товаров размещают вдоль полок оборудования, занимая при этом одну или две полки. Горизонтальный способ выкладки рекомендуется использовать при демонстрации крупногабаритных изделий или мелких товаров в кассетах. Товары, в реализации которых магазин особо заинтересован, следует размещать на полках, расположенных в наиболее удобных зонах для покупателей (см. рис. 12).
Наиболее удобной зоной выбора товаров является зона полок, расположенных на высоте 110-160 см над уровнем пола.
Менее удобными зонами выбора товаров являются зоны полок, расположенных на высоте 80-110 см (нижняя) и 160-180 (верхняя) от уровня пола.
Неудобными зонами выбора товаров считаются зоны полок, расположенные на высоте до 80 см и свыше 180 см над уровнем пола.
С учетом такого зонирования полок оборудования производится выкладка отдельных товаров. При этом следует иметь в виду, что полки, расположенные в наиболее удобной зоне, обеспечивают лучшие условия реализации товаров, однако по площади они уступают нижним полкам оборудования. В этой зоне размещают, как правило, товары так называемого "импульсивного спроса" (приобретение которых покупателем заранее не планируется), а также товары с замедленной оборачиваемостью; в других зонах размещают товары с высоким устойчивым спросом.
Товары на оборудовании следует размещать таким образом, чтобы его демонстрационная площадь была использована полностью и товары занимали максимум пространства между полками. Чем большая масса товаров расположена на оборудовании, тем лучше они реализуются. Если какой-либо товар раскуплен (или не может быть оперативно пополнен), то предназначенную для него демонстрационную площадь необходимо сразу же заполнять другими товарами.
И наконец, при выкладке товаров необходимо определять последовательность расположения отдельных разновидностей товаров в группе с учетом их взаимозаменяемости.