Менеджмент в спортивной школе
Номенклатура учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, их цели и задачи
В России продолжает функционировать эффективная система подготовки спортивного резерва, которая складывалась на протяжении последнего полувека. Основу ее составляют детско-юношеские спортивные, спортивно-технические школы (ДЮСШ, ДЮСТШ), специализированные детско-юношеские (спортивно-технические) школы олимпийского резерва (СДЮШОР, СДЮСТШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ).
На основе Закона "Об образовании" все перечисленные спортивные школы включены в номенклатуру учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ее дополняют детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП) и структурные подразделения физкультурно-спортивной направленности домов детского творчества и т.п.
Известно, что понятие "спортивные резервы" в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в деле воспитания молодежи, развития массовой физической культуры и высшего спортивного мастерства.
В более узком понимании "спортивные резервы" – это спортсмены, достигшие определенного уровня спортивного мастерства и охваченные современными организационно-методическими формами подготовки, обеспечивающими дальнейший рост спортивных результатов. В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов.
Действующий резерв – перспективные в возрастном плане спортсмены высокого класса, являющиеся кандидатами в сборные команды страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на крупных международных соревнованиях.
Ближний резерв – молодые, одаренные спортсмены, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближнего спортивного резерва учитывается комплекс показателей, определяющих дальнейший рост спортивных результатов, а также возможность успешного выступления на юниорских, юношеских первенствах мира, Европы и других международных и всероссийских соревнованиях. В характеристике ближнего резерва учитываются возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки, соответствие модельным характеристикам.
Потенциальный резерв — юные спортсмены, занимающиеся определенным видом спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, спортивных училищах олимпийского резерва.
Спортивная подготовка детей, подростков, юношей и девушек осуществляется в соответствии с такими принципами спортивной тренировки, как направленность на максимальные достижения; углубленная специализация и индивидуализация; единство общей и специальной подготовки спортсмена; непрерывность тренировочного процесса; взаимосвязь постепенности нагрузки и тенденция к "предельным" нагрузкам: волнообразность динамики нагрузок; цикличность тренировочного процесса.
На основе охарактеризованной выше философии Федеральные органы государственного управления физической культурой и спортом в стране и органы образования сформулировали конкретные задачи спортивных школ на этапах многолетней подготовки. Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования, призвана способствовать:
- самосовершенствованию;
- формированию здорового образа жизни;
- профессиональному самоопределению;
- развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей;
- достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Исходя из закономерностей становления спортивного мастерства, установлены этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах (табл. 2).
Таблица 2. Этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах и детско-юношеских клубах
Этапы подготовки | Период подготовки, лет | Виды спортивных школ | Социальные нормы охвата занимающихся | |||
ДЮКФП | ДЮСШ | СДЮШОР | ШВСМ | |||
Спортивно-оздоровительный | весь период | + | x | * | 10-12% от 6-15-летнего возраста | |
Начальной подготовки | 2-3 года | x | + | x | ||
Учебно-тренировочный | 4-5 лет | x | + | + | ||
Спортивного совершенствования | 3 года | x | + | + | 0,2% от 16-25-летнего возраста | |
Высшего спортивного мастерства | 3-5 лет | + | + |
Условные обозначения: + - основная функция; х - по решению учредителя; * - в неспециализированных отделениях СДЮШОР.
В нормативно-правовых основах, регулирующих деятельность спортивных школ, указывается, что перед спортивными школами, деятельность которых направлена на развитие массового спорта, на этапе начальной подготовки ставятся задачи привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, ориентированным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.
На учебно-тренировочном этапе подготовки ставятся задачи:
- улучшения состояния здоровья, включая физическое развитие;
- повышения уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта;
- профилактики вредных привычек и правонарушений.
Перед спортивными школами, деятельность которых направлена на развитие спорта высших достижений, на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства ставится задача привлечения к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.
Современная система спортивных школ объединяет около 4000 школ различного типа, принадлежащих 9 ведомствам и спортивным обществам, и охватывает все регионы России. На развитие массового спорта ориентировано около 3000 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), на подготовку высококвалифицированных спортсменов — 920 специализированных школ. В спортивных школах и детско-юношеских клубах физической подготовки систематически занимаются более 2 млн. детей, подростков, юношей и девушек, из которых 34,5 тыс. — спортсмены высокого класса. Доля занимающихся массовым спортом и спортом высших достижений соответствует социальным нормам и нормативам по физической культуре и спорту Российской Федерации. В спорте высших достижений задействовано 2,1% от общего количества занимающихся и около 10% тренеров. В спортивных школах и детско-юношеских клубах физической подготовки трудятся около 40 тыс. штатных специалистов.
Деятельность спортивных школ и детско-юношеских клубов физической подготовки как учреждений дополнительного образования регулируется двумя нормативно-правовыми документами: 1) Законом "Об образовании" и 2) документом Министерства образования и Госкомспорта РФ от 25.01.95 г. под названием "Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ" (№ 96-ИТ от 25.01.95).
Создание спортивной школы. Спортивная школа любого вида и наименования создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления в заявительном порядке.
Учредителями спортивной школы как учреждения дополнительного образования в соответствии со статьей 11 Закона "Об образовании" могут быть:
- органы государственной власти, органы местного самоуправления;
- отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
- отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
- общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;
- граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму спортивной школы или клуба физической подготовки.
Обобщение опыта свидетельствует, что в настоящее время учредителями более 70% спортивных школ России являются органы образования, которые и финансируют свои школы. В спортивных школах органов образования занимается около 80% от общего контингента школ, и на их долю приходится 75 % тренерско-преподавательских кадров.
Для регистрации спортивной школы учредитель представляет в соответствующий регистрирующий орган: заявление о регистрации; решение учредителя о создании спортивной школы; ее устав; документ об уплате государственной регистрационной пошлины.
Права юридического лица спортивной школы в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента ее государственной регистрации. Спортивная школа как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
Права на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ образовательным учреждениям, возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке лицензии (разрешения). В лицензии, выдаваемой учреждению дополнительного образования, фиксируются предельная численность контингента обучающихся в школе, контрольные нормативы и срок действия этой лицензии.
Основой государственных гарантий получения детьми России возможности заниматься в спортивной школе является государственное и муниципальное финансирование.
Организация учебно-тренировочного процесса. Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года, начало и окончание которого зависят от специфики вида спорта. Основными формами учебно-тренировочного процесса в спортивной школе являются:
- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам (обязательна на этапах СС и ВСМ);
- медико-восстановительные мероприятия и медицинский контроль;
- тестирование;
- участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах;
- инструкторская и судейская практика учащихся.
В целях повышения эффективности работы спортивных школ Госкомспорт России утвердил "Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР.
Зачисление в спортивную школу осуществляется на добровольной основе по заявлению желающего заниматься спортом в установленном для соответствующего вида спорта возрасте и не имеющего для этого медицинских противопоказаний. Комплектование учебных групп производится с учетом выделенных в таблице этапов подготовки.
"Нормативно-правовые основы" устанавливают минимальную наполняемость учебных групп и максимальный объем учебно-тренировочной работы (часов в неделю) дифференцированно по этапам подготовки занимающихся. Регламентируются и порядок перевода занимающихся в спортивной школе на последующий год обучения, и этап многолетней подготовки. С этой целью установлены критерии оценки деятельности спортивных школ на этапах многолетней подготовки, которые подробнее будут рассмотрены в последнем разделе главы.
Самоуправление в спортивной школе. Статья 35 Закона "Об образовании" устанавливает, что управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями, к числу которых относятся и спортивные школы, строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Исходя из принципов единоначалия и самоуправления, спортивную школу возглавляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначаемый ее учредителем.
Формами самоуправления в спортивной школе как учреждении дополнительного образования являются педагогический совет, общее собрание трудового коллектива, тренерские советы отделений и другие формы.
Рис. 3. Организационная структура управления спортивной школой
В организационную структуру спортивной школы входят заведующий учебной частью, старший инструктор и инструктор-методист, бухгалтер и врач школы, обслуживающий персонал (рис. 3).
В структуру спортивной школы входят также администрация и обслуживающий персонал спортивных сооружений, находящихся на балансе или в непосредственном подчинении школы.
Организационная структура спортивной школы нормативно закрепляется в ее штатном расписании. Штатное расписание – это перечень должностных наименований и общее количество постоянных должностей в организации с указанием ее структурных подразделений, а также должностных окладов по штатной должности. Штатное расписание спортивной школы определяется ее администрацией самостоятельно, в зависимости от целей и задач, объема учебно-тренировочной нагрузки, финансовых возможностей и других факторов.
Должностные обязанности работников спортивной школы регламентируются соответствующими тарифно-квалификационными характеристиками и должностными инструкциями. В качестве примера можно привести тарифно-квалификационную характеристику заместителя директора спортивной школы:
Заместитель директора спортивной школы (примерная должностная инструкция)
Должностные обязанности. Организует учебно-тренировочную, воспитательную и методическую работу в спортивной школе. Несет ответственность за организацию учебно-тренировочного процесса, комплектование школы, отбор и спортивную ориентацию занимающихся, повышение квалификации тренеров-преподавателей по спорту. Обеспечивает проведение внутришкольных спортивных соревнований. Принимает меры по совершенствованию методики обучения и тренировки спортсменов-учащихся. Осуществляет контроль за содержанием учебно-тренировочного процесса, выполнением спортсменами-учащимися требований учебных программ, качеством знаний, умений и навыков, уровнем физического развития и подготовленности, своевременным прохождением ими углубленного медицинского осмотра. Возглавляет работу по пропаганде физической культуры и спорта, обобщению и внедрению передового опыта работы.
Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие направления развития физической культуры и спорта
в стране; достижения отечественной и зарубежной науки в организации занятий физической культурой и спортом и подготовки спортивных резервов; опыт передовых спортивных школ; основы гражданского и трудового законодательства; основы экономики, организации труда и управления; правила охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы в физкультурно-спортивных организациях не менее 5 лет.
Тарифно-квалификационные характеристики заместителя директора спортивной школы определяются на основе характеристик директора. Должностные оклады заместителей устанавливаются на 10-20% ниже оклада соответствующего руководителя.
Заработная плата. Месячные ставки заработной платы тренеров спортивных школ как государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования определяются по Единой тарифной сетке с учетом различных надбавок или по нормативам за одного занимающегося.
Экономическая и предпринимательская деятельность спортивной школы. Спортивная школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Она имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в банковских учреждениях. Деятельность спортивной школы (клуба) финансируется ее учредителем в соответствии с договором между ними.
Спортивная школа вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных. Спортивная школа вправе вести любые виды предпринимательской деятельности, предусмотренные ее уставом.