Принципы построения, цели и задачи финансовой системы государства

В основу организации финансовой системы государства положены следующие принципы:

Принцип единства – характеризуется наличием единой законодательной и нормативно-правовой базой, единой методологией формирования бухгалтерской и статистической отчетности всех хозяйствующих субъектов; общностью источника первичных доходов – ВВП; единством финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических отношений, взаимосвязанностью их финансовых планов и балансов.

Принцип сбалансированности – состоит в том, что стоимостная оценка имущества экономических субъектов имеет конкретные источники формирования за счет соответствующих поступлений и доходов.

Целевой направленности – состоит в том, что хозяйствующие субъекты ориентированы на извлечение прибыли, повышение рентабельности, на обеспечение устойчивого положения на рынке.

Государство руководствуется общенациональными интересами и исходит из общегосударственных приоритетов развития, обеспечивая при этом устойчивое финансового положения на международном уровне.

Принцип диверсификации источников финансирования и вложений ресурсов – экономические субъекты инвестируют средства в различные объекты (материальные и нематериальные активы) и разнообразные виды имущества.

В условиях рыночной экономики главной стратегической целью финансовой системы является создание таких условий, при которых воспроизводство национального продукта будет осуществляться при полной занятости и низком уровне инфляции (обеспечение макроэкономической стабильности).

В процессе достижения этой цели финансовая система должна решать следующие задачи:

1) осуществлять эффективный обмен товаров и услуг;

2) создавать капитал в денежной форме, соответствующий потребностям экономики;

3)способствовать превращению потребностей в реальные блага.

 

3.1Становление финансовой системы РФ, характеристика сфер и звеньев финансовых отношений

В процессе развития и усложнения хозяйственных связей финансовые отношения проходят длительный эволюционный путь развития от финансовых категорий к финансовым звеньям, сферам и, наконец, к финансовой системе (как форме организации многочисленных и разнообразных по форме проявления финансовых отношений, рассматриваемых в системной целостности, взаимосвязанности и взаимообусловленности всех ее элементов).

Финансовые категории обладают определенными признаками: функциями, задачами, ролью, целью функционирования (отдельные финансовые отношения со своими специфическими особенностями образуют конкретную финансовую категорию, самая древняя финансовая категория – налоги - появляется одновременно с возникновением государства – налоги появляются там и тогда, где и когда появляется государство; несколько позднее появляются займы).

Финансовые звенья – это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. К ним, к примеру, относятся, финансы домашнего хозяйства; бюджет, внебюджетные фонды.

Бюджет как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы. Отличительной характеристикой бюджета является его плановое начало (возникает тогда, когда доходы и расходы планируются на систематической основе и утверждаются парламентом).

Развитие производства, торговли, товарно-денежных отношений, института государственности, банковского дела, международного денежного оборота сопровождается адекватными изменениями в финансовых отношениях. Это обусловило формирование более высокой ступени развития финансовых отношений – финансовых сфер (децентрализованных и централизованных), отличающимися особыми формами формирования, использования, управления, но тесно связанных друг с другом.

Сфера характеризует объединенную (обобщенную) по определенным признакам совокупность однородных финансовых отношений (в данном случае звеньев).

Управление финансовыми сферами и звеньями осуществляется специальными институтами, совокупностью финансовых органов и учреждений (финансовым аппаратом).

В условиях рыночных отношений финансовая система отражает общественно-политическую и социально-экономическую стороны жизни общества. Выступая, как многоуровневая структура, она охватывает финансовые ресурсы страны в форме различных по назначению денежных фондов. Денежные фонды находятся в собственности либо государства в лице его законодательных и исполнительных органов (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера).

В процессе функционирования фонды используют различные денежные средства (агрегаты); наличные деньги, безналичные деньги, ценные бумаги и др. Денежные средства, находясь в постоянном движении, создают денежные потоки, требующие четкой организации денежных расчетов.

В рамках денежного хозяйства формируются денежные кругообороты. Денежный кругооборот – это возобновляемая система денежных потоков, обеспечивающая образование и расходование денежного фонда. Денежные потоки устремляются к денежному фонду в форме его доходов и поступлений и исходят из него в качестве расходов, ассигнований, финансирования, кредитования.

Денежные потоки связывают части финансовой системы в единое целое. По сложности различают односторонние, двусторонние. Многосторонние денежные потоки.

В односторонних потоках денежные средства идут в одном направлении. Например, перечисленные средства из федерального бюджета РФ идут в Пенсионный фонд РФ для финансирования его расходов.

Двусторонний денежный поток предполагает движение денежных средств между двумя звеньями или звеном и сферой, которая не включает данное звено, в прямом и обратном направлениях. Так. в бюджет поступают от предприятий налоги, но при определенных условиях предприятия могут получать бюджетные средства в виде субсидий или кредита (однако это не свидетельствует об их эквивалентности).

Многосторонние потоки одновременно охватывают различные части финансов и текут в разных направлениях. Бюджет домашнего хозяйства формируется за счет различных доходов из разных источников (предприятия – в форме заработной платы; бюджета – в виде трансфертных платежей; с другой стороны, домохозяйство платит налоги в бюджет, во внебюджетные фонды и т.п.).

Отражая многообразие распределительных и перераспределительных процессов, денежное хозяйство реализует основные макроэкономические пропорции развития. Изменение объема инвестирования и расширение текущих денежных оборотов производства ведут к значительно большим изменениям поступлений, чем первоначальные сдвиги в платежах. Данный эффект вытекает из того, что в условиях постоянно повторяющегося характера потоков поступлений денежных средств и платежей в экономике платежи одних субъектов выступают как поступления других, а всякое изменение поступлений при определенном соотношении между потреблением и сбережением ДС в его рамках вызывает соответствующее изменение потребления и сбережения, так, что первоначальные колебания инвестиций в текущие обороты ведут к многократному, хотя и убывающему с каждым последующим циклом изменению поступлений ДС (эффект мультипликатора). В результате первоначальный рост инвестиций в денежные оборотные средства приводит к многократному увеличению поступлений, укреплению финансово-экономического фундамента платежеспособности экономики.

Система денежного хозяйства представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера его текущих денежных оборотов в воспроизводственном процессе, механизм организации, которой должен способствовать преобразованию денежных потоков в финансовые и осуществлению взаимосвязей между сферами и звеньями финансовой системы страны.

Итак, финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов.

Макроэкономическая категория «денежное хозяйство» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономического развития и появляется потребность в обеспечении сбалансированности материальных, денежных и финансовых потоков в масштабе национального хозяйства в целом.

Для обеспечения пропорциональности и сбалансированности общественного производства составляется сводный финансовый баланс. В нем объемы финансовых потоков и затрат рассчитываются как суммы показателей доходной и расходной частей баланса. Недоучет отдельных составляющих или включение наряду с конечными доходами промежуточных, представляющих собой элементы повторного счета, могут искажать объективную величину финансовых потоков.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

Централизованные публичные финансы (государственные финансы) – важная часть финансовой системы представлена 3-х уровневой бюджетной системой и и совокупностью внебюджетных специальных фондов.

Под государственными финансами понимают аккумулирование денежных средств в распоряжении государства для финансирования социальных, управленческих, правоохранительных, оборонных и производственных задач. Специфика госфинансов: 1) безэквивалентность; 2) безвозвратность; 3) неравноправность участников -исключительное права принадлежат государству; 4) отношения переаспределения; 5) императивность.

В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание.

Государственные финансы формируются, главным образом, из налоговых, таможенных и прочих платежей, доходов, которые были получены от размещения государственных ЦБ на фондовых рынках, от реализации государственных ценных бумаг, от реализации (приватизации) государственной собственности или от сдачи ее в аренду.

Федеральному бюджету принадлежит ведущая роль: он обеспечивает финансовыми ресурсами решение общенациональных задач, связанных с обеспечением обороноспособности государства, правопорядка, развитием науки и др.

За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, военная реформа и реформа ЖКХ.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перепаспределения ВВП и созданного НД страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.

В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке перераспределения через бюджетную систему. Внебюджетные фонды выступают в качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов.

В настоящее время на центральном уровне функционирую три социальных внебюджетных фонда: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд. Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению и служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

Децентрализованные финансы.Они составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны.

Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, в основе функционирования которых положены такие основополагающие принципы, как самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самоокупаемости и самофинансирования, материальной ответственности и др., выполнение которых определяет стабильность всей финансовой системы.

Одна из основных целей деятельности коммерческих организаций – извлечение прибыли.

Некоммерческие организации создаются ради достижения конкретной цели и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для ее достижения.

Содержание финансов этих двух групп организаций имеет свою специфику: они носят распределительный характер и охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП и НД в стоимостном выражении. В этом звене создаются финансовые ресурсы, которые впоследствии распределяются и используются для собственного развития и обеспечения потребностей экономического и социального развития общества (являются объектом дальнейшего перераспределения через бюджетный механизм).

Финансы страхования – предназначены для формирования специальных фондов, денежные средства которых направляются для устранения последствий различных страховых случаев, на частичное восполнение (полное) убытков, полученных хозяйствующими субъектами в ходе осуществления ими своих производственных функций. Эти фонды образуются за счет страховых взносов застрахованных лиц (страхователей) в качестве которых выступают как физические лица, так и юридические лица.

Специфика финансов страхования:

1) имеют вероятностный характер;

2) отношения перераспределения;

3) возвратность;

3) целевая направленность средств.