И финансовые ресурсы экономики

Лекция 3.Финансовая система государства

3.1. Понятие системы, состав финансовой системы.

3.2. Принципы построения, цели и задачи финансовой системы государства.

3.3.Финансовые ресурсы - материальная основа финансовых отношений.

-1-

Термин «система» означает совокупность взаимосвязанных элементов либо организация чего-либо. Признаками системы являются 1) деление объекта на элементы (элементарные единицы); 2) наличие системообразующих связей между элементами (взаимосвязанность и взаимозависимость элементов); 3) иерархия построения (упорядоченность элементов, находящихся в отношении последовательного подчинения, т.е. наличие нескольких уровней организации); 4)организационная целостность; 5).Замечательное свойство системы синергии - синергитический эффект, т.е. превышение системного эффекта по сравнению с результатами независимого функционирования отдельных элементов

Прием систематизации позволяет приводить разрозненные знания об объекте в порядок, т.е. определенным образом упорядоченная совокупность элементов, что дает целостное представление о данном явлении (объекте), его свойствах, глубинных внутренних связях, и особенностях взаимодействия его элементов, наиболее полно характеризует его внутреннее содержание (раскрывает сущность)

Типология как метод научного познания – использует группировку структурных составляющих элементов объекта по наиболее значимым признакам и функциям в целях четкой классификации различных типов явлений

 

l Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению (Финансово-кредитный энциклопедический словарь).

l В экономической литературе различный смысл вкладывается в понятия: «финансовая система» , «система финансов»

l «Совокупность финансовых сфер, выражающих взаимосвязи между субъектами по поводу изменения денежного объекта» (финансовая система)

l «Финансовая система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения)» (Система финансов)

 

Как известно, финансы имеют сущность и внешние формы проявления. Поэтому понятие «система» правомерно применять как для упорядочивания внутреннего содержания категории «финансы», так и для многообразных внешних форм проявления финансов и форм организации разнообразных видов финансовых отношений. В каждом случае правомерно говорить о системе финансов (уточняется категорийный смысл финансов).

В экономической литературе финансовая система рассматривать как по внутреннему строению, так и по организационной структуре (с экономической точки зрения и с институциональной точки зрения).

Внутреннее строение финансовой системы (с экономической точки зрения) отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран.

По внутреннему строению финансовая система представляет собой совокупность относительно обособленных взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы распределения и перераспределения ВНП.

С экономической точки зрения «финансовая система» может рассматривается 1) как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов (группируются финансовые отношения по признаку однородности); 2) как совокупность финансовых ресурсов (денежных фондов) институциональных единиц и секторов экономики в их взаимодействии между собой и институциональными единицами других стран.

Сфера характеризует объединенную (обобщенную) по определенным признакам совокупность однородных финансовых отношений (в данном случае звеньев).

Выделение составных элементов (звеньев) в финансовой системы по внутреннему строению производится по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов производится в соответствующих денежных фондах, которые выступают в качестве признака выделения отдельных звеньев финансовой системы.

Эти отношения объединены принципиальным единством в рамках общей объективной категории «финансы» (в ее «категорийном» построении). В то же время, они характеризуются, во-первых, своими специфическими особенностями в формировании и использовании фондов (доходов), во-вторых, различной ролью субъектов экономики (участников финансовых отношений) в общественном воспроизводстве и экономической системе в целом (являются непосредственным его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование).

В основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений в финансовой системе РФ лежат следующие предпосылки (объективные условия):

1) специфическое назначение и особый характер деятельности экономических субъектов, участвующих в финансовых отношениях;

2)наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономики;

3) различные формы и методы формирования и использования денежных фондов.

Субъективная сторона построения финансовой системы выражена в организационной структуре финансовой системы (с институциональной точки зрения), она с определенными закономерностями отображает условия конкретной страны.

С институциональной точки зрения финансовая система как совокупность финансовых учреждений, осуществляющих управление (органов управления – субъектов управления и институтов – правила поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение правовые – формальные; неформальные – обычаи, традиции)

 

Моделирования финансовой системы предполагает, прежде всего, определение признаков, в соответствии с которыми будет осуществляться систематизация и группировка элементов системы, а также выделение уровней организации (иерархия построения системы). Вопрос о выборе признаков в соответствии с которыми систематизируются и упорядочиваются элементы в финансовой системе является неоднозначным. В экономической литературе избираются различные признаки и соответственно с этим представлены различные модели ФС.

В качестве классификационных признаков избираются следующие:

1) уровень экономической системы (экономики): микроуровень, макроуровень, уровень мирового хозяйства. Соответственно выделяют сферы финансовых отношений: централизованные; децентрализованные и мировые финансы. Объект распределения ВНП

2) роль экономического субъекта в воспроизводственном процессе и экономике в целом. Сферы: государственно-публичные (централизованные); финансы хозяйствующих субъектов, финансы домашних хозяйств (децентрализованные финансы), дополнительно м.б. выделена сфера страхования. Объект распределения: ВВП

3) вид деятельности институциональной единицы (в соответствии с национальной системой счетов -НСС). Объект распределения – ВНП. Данный подход наиболее отвечает требованиям рыночной экономики.

Различают финансы следующих секторов экономики:

1) Финансы сектора нефинансовых учреждений (корпораций и квазикорпораций)

2) Финансы сектора финансовых учреждений (финансовых посредников)

3) Финансы сектора государственного управления (государственно-публичные)

4) Финансы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

5) Финансы домашних хозяйств

Данная классификация соответствует требованиями СНС, в соответствии с которой рыночная экономика подразделяется на виды деятельности и рассматривается как совокупность институциональных единиц, различающихся по видам деятельности: 1)ИЕ, производящие товары;

2) ИЕ, производящие рыночные услуги (транспорт, связь, торговля, строительство и др.); 3) ИЕ, производящие нерыночные услуги домашним хозяйствам (в т.ч. бесплатные услуги за счет бюджетных средств). Это общественные организации, удовлетворяющие потребности в области образования, здравоохранения, культуры и т.п., а также политические партии, профсоюзы, религиозные организации, различного рода общества, союзы и ассоциации и т.п.) Источником их доходов являются в основном добровольные взносы и пожертвования, а также доходы от собственности, а также бюджетные средства.

Под институциональной единицей понимается хозяйствующий субъект (экономическая единица), который владеет и распоряжается активами от своего имени, принимает обязательства, вступает в экономические операции с другими институциональными единицами, составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов.

4) характер деятельности экономического субъекта (принадлежность к сфере материального производства; либо к непроизводственной сфере).

Сферы: Финансы материального производства; Финансы сферы нематериального производства. Объект распределения: ВВП.

Данное деление экономики на 2 сферы: МП и НС объективно было положено в основу баланса народного хозяйства (в рамках плановой экономики).

Организационная структура финансовой системы характеризуется совокупностью финансовых органов и институтов, отображающих систему управления финансами. Движение денежных потоков осуществляется не само по себе, а управляется определенными структурами (учреждениями, институциональными субъектами).

Организационная структура финансовой системы мобильна, она постоянно развивается, предлагает новые финансовые инструменты и услуги, обеспечивающие бесперебойное движение финансовых потоков в пространстве и во времени. Это позволяет эффективно распределять и перераспределять потоки финансовых ресурсов в стране.

Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления.

Представительными органами власти, участвующими в процессе управления общественными финансами, являются государственные, республиканские, краевые, областные, городские, районные думы, депутаты которых рассматривают, утверждают бюджеты, контролируют ход их выполнения.

Исполнительные органы власти в лице Правительства РФ, территориальных администраций и подведомственных им подразделений организуют составление и исполнение бюджетов, формирование внебюджетных фондов, ведение финансовой отчетности по пополнению бюджетов, смет бюджетных учреждений, заслушивают отчеты о ходе исполнения бюджетов, а в лице финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств.

На федеральном уровне непосредственное управление финансами осуществляется Министерством финансов РФ и учреждениями, входящими в его систему: Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральной службой страхового надзора; Федеральной таможенной службой, Министерством торговли и экономического развития РФ, Федеральной службой по финансовому мониторингу, функционально-отраслевыми подразделениями исполнительных органов.

Следует отметить, что в эконом-й литературе, встречается характеристика ФС как системы интеграционного типа, 1)которая характеризуется тесной связью входящих в ее состав элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая; законодательное обеспечение; финансовый контроль; финансовое планирование.

2)Аналогичный взгляд на ФС: как совокупности отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения.

В развитии финансовой системы важную роль играет финансовая политика, реализация которой в значительной степени обеспечивается функционированием и самой финансовой системой.

Под финансовой политикой понимаем совокупность методологических принципов, форм организации и методов использования финансов. В широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, денежно-кредитную политику.

Общей стратегической задачей финансовой политики на современном этапе является модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые высокие темпы экономического роста на основе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурных преобразований, соответствующих мировым стандартам.

Инструменты финансовой политики – система материального стимулирования и ответственности; методы бухучета; методы экономического анализа; финансового мониторинга; бюджетирования; планирования и прогнозирования; методы контроля; инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов.

Управление финансами находится в тесной связи с действующим финансовым механизмом.