I. Периодизация первобытной эпохи и общая характеристика первобытного хозяйства.
Выводы из лекции 2.
Государственная власть, органы местного самоуправления
Заказчик
Правовое регулирование – Кодекс Юстиниана
Создание гео-политических условий для сохранения сводов правил, традиций, норм.
План как закон- примеры реконструкции Рима папой Сикстом V.
Основание и строительство Санкт-Петербурга по воле главы государства и вследствие государственной необходимости.
Реконструкция Парижа Бароном Османом.
Реконструкция Москвы – нового социалистического города.
«Санитарные реформы» в Англии, Германии, США.
Контроль за землепользованием в США.
Планирование, градостроительное (правовое) зонирование, разработка документации по планировке территории (детальные планы) – как путь к устойчивому градостроительному развитию.
Для других участников градостроительной деятельности власти должна являться не только заказчиком, но и гарантом выполнения их прав в соответствии с законами государства и города. От выполнения законов, также как о от из качества, зависят риски инвесторов. При низком качестве инвестиционного климата – бюрократии, коррупции, риски инвесторов возрастают и приток денег в строительство в городе иссякает.
Также надо сказать о правах населения: собственники, владельцы все проживающие на территории города имеют право принять участие в обсуждении планов по строительству, начиная с генерального плана города, и далее на всех уровнях разработки проектов планировки.
Процедура публичных слушаний прописана в Градостроиетльном кодексе Российской Федерации и в законе Санкт-Петербурга «О порядке проведения публичных слушаний».
1. Участники градостроительной деятельности являются основными партиями, интересы которых влияют на качество архитектуры.
2. «Разбалансированность», не выполнение своих полномочий приводит к нарушению процесса градостроительного развития, к появлению неполноценных объектов архитектуры.
3. Роль архитектора на протяжении хода истории менялась, в наше время помимо архитектора выделилась специальность «специалист по планированию».
4. Необходимость изменения институциональной структуры деятельности по планированию.
Схема процесса развития должна измениться с «институциональной», характерной для СССР на «сетевую», по которой развивается цивилизованный мир, при которой власть выступает в качестве одного из заинтересованных игроков, и решения принимаются на основании полученных от профессиональных консультантов мнений, на основе всестороннего анализа ситуации.
+
В первом случае заказ формирует орган государственной власти и оплачивает работу специалистов из государственного бюджета.
Периодизация истории человечества на стадии первобытнообщинного строя довольно сложна. Известно несколько вариантов. Чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись орудия труда:
- каменный век: 3 млн. лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.;
- бронзовый век: конец III тысячелетия – I тысячелетие до н.э.;
- железный век: I тысячелетие до н.э.
Последние два этапа связаны с появлением первых государственных образований. Первобытное общество хронологически совпадает с каменным веком. В нем можно выделить три периода:
1) палеолит (древний каменный век): 3 млн. – 12 тыс. лет до н.э.;
2) мезолит (средний каменный век): 12 – 8 тыс. лет до н.э.;
3) неолит (новый каменный век): 8 – 3 тыс. лет до н.э.
Первобытнообщинный строй – самый продолжительный период развития человечества. Он начинается с момента появления человека на земле и завершается формированием классового общества и возникновением государства. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Если ее представить в виде суток, то окажется, что государства с их городами, письменностью, постоянно развивающейся техникой и сложно организованным обществом появились, да и то лишь на крохотных пятачках Земли, всего за три минуты до окончания суток.
У различных племен и народов появление определенных форм труда и общественной жизни происходило в разные периоды. Вместе с тем для всех первобытных обществ характерно наличие ряда общих черт. Хозяйство первобытнообщинного строя характеризуется следующими признаками:
- основная форма хозяйственной практики – присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ;
- основа производственных отношений – коллективная, общинная собственность на орудия труда и средства производства;
- низкий уровень развития производительных сил и медленное их совершенствование;
- низким темпом развития общества;
- уравнительное распределение, социальное равенство;
- отсутствие эксплуатации, классов и государства.