Понятие о физической реабилитации

Задачи медицинской реабилитации

Главной задачей медицинской реабилитации является полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.

К частным задачам реабилитации относятся:

— восстановление бытовых возможностей больного, т. е. способности к передвижению, самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы;

— восстановление трудоспособности, т.е. утраченных ин­валидом профессиональных навыков путем использова­ния и развития функциональных возможностей двигательного аппарата;

— предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспо­собности, т.е. осуществление мер вторичной профилак­тики.

Для достижения поставленной цели используется комплекс лечебно-восстановительных средств, среди которых наибольшим реабилитирующим эффектом обладают физические упражнения, естественные и преформированные природные факторы, различные виды массажа, занятия на тренажерах, а также ортопедические приспособления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг. Ведущая роль в реабилитации принадлежит методам физического воздействия, которые со временем выделились в самостоятельную научно-практическую дисциплину под названием «физическая реабилитация».

Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероп­риятии по восстановлению или компенсации физических воз­можностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физичес­ких качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов. Или коро­че: физическая реабилитация это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.

В то же время, физическую реабилитацию следует рассматривать как образовательный процесс, включающий лечебно-педагогический и воспитательный аспекты.

Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применениеих — всегда педагогический процесс. Его качество зависит от того, на­сколько методист овладел педагогическим мастерством и зна­ниями Поэтому все законы и правила общей педагогики, а так­же теории и методики физической культуры чрезвычайно важны в деятельности специа­листа п физической реабилитации. Он должен быть прежде всего хорошим педагогом — специалистом по физическому воспитанию, физической культуре и в то же время обладать глу­бокими знаниями сущности патологических процессов и болез­ней. с которыми ему приходится встречаться у своих пациен­тов Он обязан уметь определять, какие методы и средства ока­жут общее воздействие на организм, а какие - местное, ло­кальное или, лучше сказать, специфическое, дифференцировать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. Это непросто даже для опытного специалиста, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздействия нагрузок на организм пациентов и эффективности реабилитационных мероприятий.

Физические упражнения дают положительный эффект вреабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при условии, что методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.

Суть тренировки в многократной, систематически повторя­ющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функ­циональные и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершен­ствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с другой — развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в результате их воздействия можно восстановить и совершенствовать физическую работоспособность больного, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.

В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:

1.Индивидуальный подход к больному. При разработке реабилитационной программы необходимо учитывать возраст, пол и профессию пациента, его двигательный опыт, харак­тер и степень патологического процесса и функциональные возможности больного.

2.Сознательность. Только сознательное и активное участие самого больного в процессе реабилитации создает необходимый психоэмоциональный фон и психологический настрой реабилитируемого, что повышает эффективность при­меняемых реабилитационных мероприятий.

3. Принцип постепенности особенно важен при повышении физической нагрузки по всем ее показателям: объему, ин­тенсивности, количеству упражнений, числу их повторе­ний, сложности упражнений как в пределах одного занятия, так и на протяжении всего процесса реабилитации.

4.Систематичность — основа лечебно-восстановительной тре­нировки на протяжении процесса реабилитации, протекаю­щей порою до нескольких месяцев и net. Только система­тически применяя различные средства реабилитации, мы можем обеспечить достаточное, оптимальное для каждого больного воздействие, позволяющее повышать функцио­нальное состояние организма больного.

5.Цикличность. Чередование работы и отдыха с соблюдени­ем оптимального интервала (отдых либо между двумя уп­ражнениями, либо между двумя занятиями). Если следу­ющее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то эф­фекты от тренировки суммируются и функциональные воз­можности повышаются на новом, более совершенном уров­не.

6. Системность воздействия (или поочередность), т.е. после­довательное чередование исходных положений и упражне­ний для различных мышечных групп.

7. Новизна и разнообразие в подборе и применении физичес­ких упражнений, т.е. 10—15% физических упражнений дол­жны обновляться, а 85—90% повторяться для закрепления достигнутых успехов лечения.

8. Умеренность воздействия средствами физической реабили­тации означает, что физические нагрузки должны быть уме­ренными, возможно более продолжительными, либо на­грузки должны быть дробными, что позволит достичь адек­ватности нагрузок состоянию пациента.

Поскольку основное средство физической реабилитации — физические упражнения и их применение, т. е. тренировочный процесс, хотя и несколько специфичный, то для повышения функционального состояния систем организма необходимо по­следовательно и неуклонно увеличивать нагрузку по всем ее основным параметрам. Однако состояние реабилитируемого пациента нередко не позволяет увеличивать ее в объеме, необ­ходимом для существенного повышения работоспособности больного. Поэтому оптимизация нагрузок необходима в течение реабилитации и особенно в начальном периоде. Имеется в виду строгое дозирование физической нагрузки, рациональный подбор средств лечебно-восстановительной тренировки: пред­почтительны дробные нагрузки и их волнообразный характер, правильное соотношение работы, и отдыха и максимальное использование средств, снимающих напряжение и способствую­щих ускоренному восстановлению с учетом строгой индивидуа­лизации.

Наконец, сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации следует понимать следующим образом:

общая тренировка преследует цель общего оздоровления организма, улучшение функций органов и систем, нарушенных болезненным процессом; развитие и закрепление моторных навыков и волевых качеств; С общебиологической точки зрения тренированность больного человека — важный фактор его функциональной приспособляемости, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность;

— специальная тренировка призвана развить функции, нарушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить конкретные двигательные действия или умения, необходимые пациенту в быту и трудовой деятельности.