ВОПРОС. Растениеводство как наука.

В центре внимания растениеводства как науки – растение и требования его биологии.

Объектами растениеводства как науки и отрасли являются растение, предъявляемые им требования к основным факторам среды, а также методы, приёмы удовлетворения этих требований для получения высокого урожая хорошего качества.

Цель возделывания – урожай и его качество. Условия выращивания растений регулируют с помощью технологических приёмов. Растениеводство как научная дисциплина исторически сложилась и развивалась на основе фундаментальных и прикладных наук: физики, химии, почвоведения, ботаники, физиологии, биологии, агрометеорологии, экологии, селекции и семеноводства растений, энтомологии и фитопатологии, сельскохозяйственных машин и орудий. Как наука она интегрирует в себе знания этих дисциплин.

Растениеводство является также фундаментом для других агрономических дисциплин и специальных отраслей экономических наук, особенно для землеустроительного проектирования и землеустройства, землепользования и планировки населённых пунктов.

При исследованиях в растениеводстве применяют главным образом полевой метод, который позволяет изучать растение в зависимости от тех или иных приёмов, изменения внешних условий, а также для подбора лучших сортов сельскохозяйственных культур. В зависимости от количества изучаемых факторов полевые опыты подразделяются на однофакторные и многофакторные. Схемы многофакторных опытов могут содержать различные сочетания факторов.

Разновидностями полевого опыта являются лабораторно-полевой, который применяется для предварительного изучения вопроса на небольших делянках и малой повторности, а также производственный опыт, проводимый в производственных условиях для практической оценки рассматриваемой проблемы. Это завершающий этап исследований.

Вегетационный опыт в растениеводстве применяют для изучения биологических, физиологических, агрохимических и др. вопросов. Он даёт возможность проследить действие отдельных факторов. При этом растения выращиваются в специальных помещениях (теплицах, вегетационных домиках), сосудах, наполненных почвой, песком или раствором солей.

Наряду с экспериментальными способами в растениеводстве широко используют сравнительно-описательный метод, систематизацию, анализ и обобщение опытных данных, передового опыта.

Агрономическая наука возникла давно. Вначале она занималась описанием природных явлений и отдельных приёмов, используемых в земледелии. Потом сведения стали систематизировать, проводить анализ наблюдаемых явлений.