Методы психологии развития

Разделы психологии развития и их особенности.

Структура психологии развития и возрастной психологии:

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

1. детская психология (от рождения до 17 лет);

2. акмеология (психология взрослых, зрелых возрастов);

3. геронтология или психология пожилого возраста.

На Западе интерес к изучению детского возраста (речь идет о периоде примерно от 7 лет до подросткового возраста) возник лишь после завершения индустриальной революции в XIX в. Однако уже задолго до этого раннее детство рассматривали как отдельный период жизненного цикла. В тот момент, когда стали происходить изменения в экономической организации общества, вызванные индустриальной революцией (такие, как миграция населения из сельской местности в города), наступил благоприятный период для исследования детства. Индустриальная революция привела к тому, что фабричным работникам понадобились навыки начальной грамотности и счета, которые могли быть получены только в рамках общего начального образования. Таким образом, исследования психики ребенка получили мощный импульс, поскольку именно они могли сделать образование более эффективным. Несомненно, что и другие социальные факторы (такие, как рост благосостояния, улучшение гигиены, усиливающийся контроль за детскими заболеваниями) также способствовали смещению фокуса внимания в сторону детства.

Подростковый возраст как отдельная стадия между детством и периодом взрослости также был выделен и описан в системе биологических, исторических и культурных изменений. Отличительные биологические признаки подросткового возраста обеспечивали видимые ориентиры для выделения этой фазы жизненного цикла. Однако объектом исследования психологии развития он стал только в XX в., когда западное общество достигло такого уровня благосостояния, которое позволило снять с подростка экономическую ответственность. Это дало возможность отсрочить вступление подростков в трудовую жизнь и одновременно увеличить сроки получения образования.

В современной психологии развития исторический анализ распространим не только на Детство как социально-психологический феномен социума, но и на Юность, Зрелость, Старость. Однако эти возрасты до последнего времени находились вне сферы актуальных интересов психологии развития (возрастной психологии), поскольку Зрелость рассматривалась как возраст «психологической окаменелости», а Старость — как возраст тотального угасания. Таким образом, развиваясь физически, социально, взрослый человек как бы исключался из процесса развития в его социально-психологическом значении и из истории развития самого конкретного человека как реально действующего субъекта, развития его сознания, самосознания, других личностных качеств.

Развитие во взрослом возрасте — жизненный путь — лишь совсем недавно стало объектом исследования. Социальные и медицинские достижения, позволившие доживать до очень преклонного возраста и жить достаточно долго уже после окончания активной трудовой деятельности, привлекли внимание к проблемам и реальным возможностям пожилых людей. Поэтому встал вопрос о психологии старения, также адресованный психологии развития.

Актуализация интереса психологии развития к изучению периодов Зрелости и Старости связана с гуманизацией общества и начавшимся возрождением и активным развитием акмеологии (заявленном еще в работах Б. Г. Ананьева) как науки о периоде максимального расцвета личностного роста, высшего момента проявления духовных сил. Эти тенденции и научные подходы значительно изменили современную ситуацию понимания Взрослого, открыв новое пространство человека, акцентировав важность изучения главных моментов его творческого саморазвития. Как указывает Д. И. Фельдштейн, эти важные и перспективные направления должны в перспективе раскрывать проблему Взрослого в развитии и проблему его развития, что возможно лишь в том случае, если все этапы онтогенеза будут рассматриваться в единстве, и старость, в том числе и глубокая, будет изучаться как момент индивидуального пути. В познании взрослого, понимании его личностных характеристик важное значение приобретает учет исторической ситуации. Современный человек не только приобрел новые возможности выбора, новый уровень самосознания (имеющиеся исследования индивидов античности — А. Ф. Лосев, средневековья — Я. А. Гуревич и др., свидетельствуют о сложном пути приобретения человеком личности), но задачи, вставшие сейчас на рубеже тысячелетий, требуют от него дальнейшего развития в плане развертывания отношений, углубления самоопределения, «общего взросления». А постоянно растущие возможности (определяемые достижениями науки, техники, медицины", информатизации и пр.) обусловливают новую ситуацию развития взрослого, раздвигая рамки его жизни. И в этом плане особое значение приобретает проблема старости, проблема пожилого человека.

Среди отдельных разделов психологии развития геронтология является самым «молодым» направлением исследования. Именно сейчас ломаются прежние представления о старости. Все больше дифференцируются два ее аспекта — физический и психологический. Старость — закономерный этап в развитии человека, и все очевиднее становятся возможности удлинения человеческой жизни, в том числе и за счет внутреннего саморазвития самого индивида, выработки его психологической устойчивости против старения.

Итак, в каждой точке жизненного цикла существуют и биологические, и культурные аспекты развития. Биологические процессы способствуют развитию и обеспечивают естественную "маркировку" отдельных стадий. Они приобретают значение как предпосылки социальной истории и дают стимул для более глубокого понимания жизненного цикла. Социум влияет на развитие человека на протяжении всей его жизни. Он задает систему отсчета, относительно которой могут быть выделены и изучены отдельные стадии или периоды жизни.

 

Междисциплинарные связи психологии развития и возрастной психологии.

В последние десятилетия психология развития изменилась как по своему содержанию, так и по междисциплинарным связям. С одной стороны, она оказывает влияние на другие научные дисциплины, а с другой — сама испытывает влияние с их стороны, ассимилируя все то, что расширяет ее предметное содержание.

Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны прежде всего для понимания пренатального развития, а также для последующих этапов онтогенеза с точки зрения его ранних оснований. Они играют значительную роль при анализе адаптивных возможностей новорожденных, а также общего физического и моторного (двигательного) развития, особенно в его отношении к последующим изменениям поведения и переживания. Особый интерес имеет здесь развитие центральной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез. Кроме того, открытия биологии имеют особое значение для понимания проблематики «субъект—среда», т.е. объяснения сходства и различий в развитии разных индивидов.

Этология. Значение этологии, или сравнительного изучения поведения, значительно возросло в последние годы. Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимодействии среды и индивида (например, изучение импринтинга). Не менее ценной является методическая возможность проводить наблюдения и эксперименты на животных, и особенно в тех случаях, когда их проведение на человеке запрещено из этических соображений. Возможность переноса на человека результатов, полученных на животных, чрезвычайно важна для понимания человеческого развития.

Культурная антропология и этнология. Предметом изучения культурной антропологии и этнологии являются надкультурные универсалии и межкультурные различия в поведении и переживании. Эти дисциплины позволяют, с одной стороны, проверить закономерности, выявленные в американо-европейской культурной среде, на других культурах (например, восточно-азиатской) и, с другой — благодаря расширению культурной среды выявить межкультурные различия, обусловливающие разное протекание процессов развития. Особое значение в последние годы приобретает изучение детского фольклора (субкультуры).

Социология и социальные дисциплины. Эти науки обретают свое значение для психологии развития как за счет определенных теоретических посылок (ролевая теория, теория социализации, теории образования установок и норм и т.д.), так и за счет анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе однолеток, а также за счет исследования социально-экономических условий развития.

Психологические дисциплины. Науки психологического цикла наиболее тесно связаны с психологией развития. Науки, объединенные названием «Общая психология», позволяют лучше понять психические процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т.д. Педагогическая психология замыкает психологию развития на педагогическую практику, процессы обучения и воспитания. Клиническая (медицинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с психологией развития по линиям детской психотерапии, психопрофилактики, психогигиены. Психодиагностика идет рука об руку с психологией развития в области адаптации и применения диагностических методик в сравнительном анализе интеллектуального, личностного и т.д. развития и для определения возрастных норм развития. Можно обнаружить связи психологии развития с психологией творчества и эвристических процессов (по линии одаренных и опережающих норму развития детей); психологией индивидуальных различий и др. В последние годы нарастает объем взаимодействия психологии развития с патопсихологией (олигофренопсихология, детские неврозы) и дефектологией (работа со слабослышащими и слабовидящими детьми, детьми с задержками психического развития и т.д.). Можно обнаружить сращивание психологии развития с психогенетикой, психолингвистикой, психосемиотикой, этнопсихологией, демографией, философией и др. Почти все прогрессивные и интересные работы в психологии развития, как правило, выполняются на стыке дисциплин. За длительный период своего существования психология развития ассимилировала общепсихологические методы наблюдения и эксперимента, применяя их к исследованию развития человека на разных возрастных ступенях. Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах. В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития. Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.

 

 

Ананьев предложил: разделить методы психологического исследования на три основные группы: организационные, эмпирические и методы обработки и интерпретации

Организационные методы отражают общий экспериментальный подход, который может быть сравнительно-психологическим – метод поперечных срезов (когда нужно сравнить показатели развития и поведения детей, принадлежащих к разным выборкам), либо лонгитюдным – метод продольных срезов (применяется к одним и тем же испытуемым, но через некоторое время, достаточное для контролируемых и неконтролируемых изменений).

Существует комплексный метод исследования, когда через продольные срезы проходят и контрольная, и экспериментальная группы испытуемых.

Группа эмпирических методов – самая объемная и включает в себя разнообразные исследовательские приемы. К ней относятся: беседа и наблюдение, эксперимент, а также различные тесты. Беседа и наблюдение наиболее популярны в детской психологии, так как они могут быть включены в естественные условия взаимодействия с детьми. Существенная особенность ребенка в том, что очень трудно адекватно оценить мотивационные и эмоциональные состояния детей во время эксперимента. Поэтому, могут возникать ошибки интерпретации результатов тестового материала. В связи с этим наблюдение является сквозным методическим приемом, помогающим во многих случаях избежать неверных выводов и решений при психологическом заключении о результатах обследования.

1. Наблюдение как основной эмпирический метод дает ценный материал о свободном и нерегламентированном тестовыми условиями поведении испытуемого, однако оно требует определенной формализации для получения достаточно объективных выводов. Формализация возможна при проведении повторных сеансов наблюдения, так как поведение ребенка обладает высокой нестабильностью и зависимостью от социальной ситуации. Одно и то же психологическое свойство в разное время проявляется по-разному, поэтому нужна многократная серия наблюдений для его изучения.

2. Беседа – так же, как и наблюдение, - необходимая методика в детской психологии; она обычно предваряет эксперимент, поскольку в начале экспериментального воздействия необходимо войти в контакт с ребенком, снять его возможные тревогу и напряженность. Кроме того, в контексте вводной беседы происходит знакомство ребенка с условиями деятельности. От эффективности этой вводной части зависит успех эксперимента в целом. Мастерство экспериментатора в большей степени определяется его умением разговорить малыша и способностью сформировать доверительные отношения с испытуемым, то есть умением создавать положительный психологический климат в субъект-субъектных отношениях.

Беседа может проходить в форме направленного интервью. Главное, составить адекватные возрасту вопросы и утверждения. Нижний возрастной порог – 3-4 года. При использовании этого метода необходимо фиксировать все речевые и невербальные реакции ребенка, а также экстралингвистические реакции.

Широко распространенная и специализированная форма беседы – лингвистические тесты и задания, сущность которых заключается в речевом взаимодействии экспериментатора и испытуемого в рамках строгой схемы.

Начиная с работ К. Юнга, используется ассоциативный эксперимент, который представляет собой целенаправленную беседу по схеме: слово-стимул. Используется в психоаналитической и когнитивной психологии.

3. Эксперимент как способ взаимодействия развивался в истории по тем же законам, что и в физиологии и биологии.

Лабораторный эксперимент – ограничение свободы поведения испытуемого, жесткая регламентация условий деятельности и длительности выполнения заданий. Условия и процедура обычно регламентированы.

В детской психологии лабораторный эксперимент имеет свои ограничения, ввиду высокой эмоциональности ребенка. Чаще, это выглядит как совместная со взрослым игровая деятельность, форма которой позволяет заглянуть в психофизиологические механизмы изучаемых психических процессов.

В настоящее время существует много модификаций того подхода. Американские психологи используют игровые комнаты, в которых через стекло Геззела они наблюдают за поведением ребенка.

4. Еще одной формой эксперимента является социометрия. Она широко используется для изучения социальных взаимоотношений и социального статуса ребенка в группе сверстников. Используется начиная с младшего дошкольного возраста.

5. Изучение результатов продуктивной деятельности детей: рисунков, лепки, танца и театрализованных игр.Наиболее распространенным продуктом деятельности детей при анализе их личностной, интеллектуальной сферы, креативных способностей, является рисунок. Рисование может быть свободным и на заданную тему.

6. Мощной группой эмпирических методов являются тесты. Возникли они еще на заре 20 века в американской психологии. Первые тесты были направлены на изучение интеллектуальных способностей и способности к обучению. Тесты представляют собой набор определенных заданий или вопросов, предъявляемых последовательно и требующих однозначных решений и действий. Причем в большинстве тестов существует один правильный ответ, заранее известный экспериментатору. Результат тестирования показывает число правильных решений или ответов из набора заданий. Полученные результаты сравниваются с нормативными показателями. Известные тесты – матрицы Равена, тест Д.Векслера, Дж. Гилфорда и Е. Торенса.

7. Незначительную группу тестов в детской психологии составляют проективные методы, занимающие в психологии личности важное место при изучении эмоциональных. Специфика проективных методов заключается в наличии неопределенного стимульного материала и большой свободе выбора реакций испытуемого, в которых он проявляет свои глубинные отношения к материалу и неконтролируемые сознанием и волей эмоциональные реакции. Проблема проективных методов – в слабой формализации обработки результатов. Наиболее популярные – методика М. Люшера, Р. Жиля, рисуночные методики.

Не существует абсолютно безупречного исследовательского инструмента, так как каждый подход имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому, в психодиагностике, в том числе и детской, используются комплексы методов, в которых существуют обязательные компоненты в виде наблюдения и беседы.

Последняя группа методов – обработки и интерпретации результатов. В эту группу методов включаются наиболее популярные способы качественно и количественной обработки результатов экспериментальной работы, статистические способы доказательства их достоверности, а также математические подходы к моделированию психических процессов и явлений. Сначала экспериментатор переводит протокольные формы в табличный вид, затем сырые баллы переводим в шкальные оценки. А затем сравниваем полученные результаты с нормами.