Деловая беседа как основная форма делового общения
Понятие деловое общение, его виды и формы
Мы рассмотрели с вами понятие общение его структуру, средства и механизмы. Естественно, возникает вопрос: А что же такое деловое общение?
Это сложный вопрос, по данному поводу в научных публикациях не существует однозначного подхода. У различных авторов (М.С. Каган, А.А. Леонтьев, В.Н. Сагатовский, А.Б. Добрович и др.) можно найти неоднозначные трактовки.
ПРИМЕР: деловое общение это общение двух и более партнеров по бизнесу
Поэтому мы будем придерживаться подхода к определению Деловое общение с позиции характера и содержания общения, С этой позиции можно выделить
Ø формальное (деловое)
Ø неформальным (светское, обыденное, бытовое).
Где под Деловым общением понимается процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Деловое общение можно условно разделить на:
Ø прямое (непосредственный контакт)
Ø косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).
Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы, о которых мы говорили ранее.
В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.
Деловое общение реализуется в различных формах:
Ø деловая беседа;
Ø деловые переговоры;
Ø деловые совещания;
Ø публичные выступления.
Мы не рассматриваем подробно технологию и принципы реализации этих форм делового общения. Нас, прежде всего, интересуют психологические особенности непосредственных участников делового общения, их умение и возможность влиять на партнера, способность добиваться эффективных результатов.
Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции с тем, чтобы он согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач деловой беседы - убедить партнера принять конкретные предложения.
О том, как правильно проводить деловые беседы, какие принципы и правила следует соблюдать, написано достаточно много. Но в рамках нашей лекции нас интересуют психологические особенности деловой беседы.
К психологическим особенностям относятся, в первую очередь, те элементы, которые связаны с личностью участников деловой беседы, - их характер, темперамент, настроение, настроенность, умения, навыки, - одним словом все то, что лежит в контексте деловой беседы или сопровождает ее на невербальном уровне.
Максимальную трудность представляет для собеседников начало беседы. Партнеры очень хорошо знают суть предмета, цель, которую они преследуют в данном общении, четко представляют результаты, которые они хотят получить. Но практически всегда появляется "внутренний тормоз", когда речь идет о начале беседы. Как начинать? С чего начинать? Какие фразы более всего подходят? Некоторые партнеры допускают ошибку, игнорируя этот этап, переходят сразу к сути проблемы. Можно, образно говоря, сказать, что они переходят к началу поражения.
В любом случае на этом этапе беседы нужно выработать правильное и корректное отношение к собеседнику.
На первой фазе беседы мы ставим следующие задачи:
Ø установить контакт с собеседником;
Ø создать благоприятную атмосферу для беседы;
Ø привлечь внимание к теме разговора;
Ø пробудить интерес собеседника.
Как ни странно, многие беседы заканчиваются, так и не успев начаться, особенно если собеседники находятся на разных социальных уровнях (по положению, образованию и т.д.). Причина заключается в том, что первые фразы беседы оказываются слишком незначительными.
Следует иметь в виду, что именно несколько первых предложений часто решающим образом воздействуют на собеседника, т.е. на его решение выслушать нас или нет. Собеседники обычно более внимательно слушают именно начало разговора - часто из любопытства или ожидания чего-то нового. Именно первые два-три предложения создают внутреннее отношение собеседника к нам и к беседе, по первым фразам у собеседника складывается впечатление о нас.
Приведем несколько типичных примеров так называемого самоубийственного начала беседы и проанализируем их.
Чего следует всегда избегать:
Ø извинений, проявления признаков неуверенности.
Негативные примеры: "Извините, если я помешал... "; "Я бы хотел еще раз услышать..."; "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать... ".
Ø любых проявлений неуважения и пренебрежения к собеседнику,
о которых говорят следующие фразы: "Давайте с вами быстренько рассмотрим... "; "Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к вам..."; "А у меня на этот счет другое мнение... ".
Ø вынуждать собеседника подыскивать контраргументы и
занимать оборонительную позицию. Хотя это логичная и совершенно нормальная реакция, в то же время с точки зрения психологии это промах.
Существует множество способов начать беседу, но практика выработала ряд "правильных дебютов". То есть, а как надо? Вот некоторые из них.
1. Метод снятия напряженности
2. Метод "зацепки"
3. Метод прямого подхода
1. Метод снятия напряженности позволяет установить тесный контакт с собеседником. Достаточно сказать несколько теплых слов – и вы этого легко добьетесь. Нужно только задаться вопросом: как бы хотели чувствовать себя в вашем обществе собеседники? Доброжелательность, Шутка, которая вызовет улыбку или смех присутствующих, также во многом способствует разрядке первоначальной напряженности и созданию дружеской обстановки для беседы.
2. Метод "зацепки" позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы. В этих целях можно с успехом использовать какое-то небольшое событие, сравнение, личные впечатления, анекдотичный случай или необычный вопрос.
3. Метод прямого подхода означает непосредственный переход к делу без какого бы то ни было вступления. Схематично это выглядит следующим образом: Мы вкратце сообщаем причины, по которым была назначена беседа, быстро переходим от общих вопросов к частному и приступаем к теме беседы. Этот прием является "холодным" и рациональным, он имеет прямой характер и больше всего подходит для кратковременных и не слишком важных деловых контактов.
Очень важно помнить о нашем личном подходе к беседе. Основное правило заключается в том, что беседа должна начинаться с так называемого "вы-подхода". "Вы-подход" - это умение человека, ведущего беседу, поставить себя на место собеседника, чтобы лучше его понять. Зададим себе следующие вопросы: "Что бы нас интересовало, будь мы на месте нашего собеседника?"; "Как бы мы реагировали на его месте?". Это уже первые шаги в направлении "вы-подхода". Мы даем собеседнику почувствовать, что мы его уважаем и ценим как специалиста.
Следующая фаза беседы – это непосредственно сама беседа