Американский опыт.

В ходе освещения пятидневной войны западные СМИ не гнушались ни фальсификаций, ни подлогов, ни затыкания рта неугодным лицам. Достаточно вспомнить как кадры горящего Цхинвала и обстрел города грузинскими «Градами», снятый каналом «Russia Today» подавались по CNN как горящий Гори и российский обстрел грузинской территории. В то же время любые попытки рассказать о событиях с точки зрения России и Южной Осетии жестко пресекались. Характерный пример - нашумевшее интервью двух осетинок на телеканале Fox, где им просто заткнули рот и убрали из эфира, когда стало ясно, что они хотят поблагодарить Россию за своё спасение.

Однако это лишь частности, которые дополняют картину. Информационное превосходство США обусловлено созданной ими глобальной медиа-средой. «В США три мощных идеологических центра - RAND Corporation, Массачусетский университет и Стэнфордский университет, формирующих идеологические клише», - говорит Игорь Панарин, - «Они разрабатывают программы, спецоперации, мероприятия, доктрины, стратегию и тактику американского продвижения, все это потом через американскую пиар-машину тиражируются по всему свету, принимается на вооружение политиками».

Телеканал CNN не случайно называют «информационным чудом XX века». Этот канал по степени влияния на аудиторию не имеет себе равных в области мировых масс-медиа, CNN также занимает лидирующие позиции по охвату зрительской аудитории. Этот американский и международный спутниковый канал, первым в мире начавший круглосуточную трансляцию новостей практически в режиме реального времени. Второй глобальный теле-гигант английский BBC так же находится под контролем американской пропаганды.

Помимо телеэфира американцы активно ведут "войну идей" и во Всемирной паутине. Работает специальная информационная программа госдепартамента под названием "Команда по цифровым внешним контактам" (Digital Outreach Team) для противодействия антиамериканской дезинформации в интернете за рубежом. Программа была инициирована ближайшим помощником и доверенным лицом президента США Джорджа Буша Карен Хьюз, которая в ноябре 2007 года объявила, что целью программы является "противодействие дезинформации и мифам в блогах на арабском языке". В рамках этой программы в госдепартаменте работает некоторое число людей, которые "выходят в интернет, в чаты, на популярные интернет-сайты и в ряде случаев на блоги и разговаривают об американской политике, исправляют ошибки, которые имеют место, а также отсылают людей к правильным документам", - цитирует заместителя госсекретаря США по публичной дипломатии Джеймса Глассмана РИА-Новости, - "Они делают это на арабском, на фарси и урду, и мы рассматриваем вопрос о нескольких русскоязычных членах "Команды по цифровым внешним контактам".

В сфере публичной дипломатии поставлены точно такие же цели, которые стоят перед другими структурами правительства США, отвечающими за внешнюю политику и национальную безопасность. "Главными целями являются снижение угрозы для Америки и продвижение свободы. В публичной дипломатии мы делаем это посредством разъяснения, информирования, взаимодействия и воздействия на зарубежную публику", - сказал Глассман. При этом он сообщил, что деятельность в сфере "публичной дипломатии" состоит из трех основных направлений - "объяснения нашей политики и принципов внешнему миру", осуществления "культурных и образовательных обменов", а также "ведения войны идей".

В настоящее время Глассман возглавляет межведомственную структуру, которая отвечает в правительстве США за ведение "войны идей". "В 2006 году президент поручил заместителю госсекретаря возглавить межведомственную (группу) по войне идей, основными участниками, которой являются госдепартамент, агентство США по международному развитию, министерство обороны и разведывательное сообщество", - сообщил Глассман.

Кроме того, в правительстве США создан специальный механизм - "Политический координационный комитет по стратегическим коммуникациям", главой которого является представитель госдепартамента, а его заместителем - представитель совета национальной безопасности при президенте США. Координационный комитет подчиняется лично президенту. Так же в правительстве США создан "Центр по глобальному стратегическому взаимодействию", в состав которого входят представители госдепартамента, министерства обороны и разведывательного сообщества. Этот орган является центром по ежедневной выработке стратегии и оперативному руководству. «После терактов 2001 года против башен-близнецов первый звонок Джорджа Буша был не министру обороны или директору ЦРУ, а Карен Хьюз, его советнику по информполитике. Буш попросил ее организовать информационное обеспечение. И каждое утро у Карен Хьюз проводились совещания, где вырабатывали единый комментарий дня по поводу теракта», - подчеркивает Игорь Панарин.

На вышеописанные государственные структуры, специализированные программы госдепартамента США, американские посольства за рубежом и структуры государственного иновещания в общей сложности за 2008 год администрация президента США планирует потратить свыше 1,5 миллиарда долларов.

На фоне всего вышесказанного американской и западной печатной прессе отводится лишь вспомогательная - закрепляющая функция того дискурса, который формируют телевидение и Интернет.

Однако американцы полагают, что и текущее положение вещей не соответствует их реальным потребностям. Конгресс США рассматривает возможность подготовки законопроекта о восстановлении в структуре федерального правительства США самостоятельной структуры по типу информационного агентства США (ЮСИА) для ведения всей информационной работы на зарубежную аудиторию, говорится в комментарии президента Центра политики в области безопасности, бывшего заместителя министра обороны США Фрэнка Гаффни, - передает РИА-Новости.

"Расформирование структуры, которая выполняла эту функцию в годы "холодной войны" - Информационного агентства США - было одной из поспешных и стратегически помпезных ошибок, сделанных в лихие дни после падения Берлинской стены", - заявил Гаффни. Фрэнк Гаффни входит в группу консервативно настроенных политических экспертов в Вашингтоне, считающих, что президент США Билл Клинтон совершил в 1999 году серьезную ошибку, когда, последовав совету тогдашнего госсекретаря США Мадлен Олбрайт и ряда членов конгресса, ликвидировал ЮСИА и передал часть его функций в госдепартамент.

Американская методика работы с масс-медиа во всем мире складывается из двух компонентов: «выдача денег на прямой подкуп журналистов, редакций, то есть их ангажирование и размещение материалов в нужном ключе на платной основе», - поясняет Игорь Панарин, - «и методики специальных служб - вербовка, оказание давление на руководителей СМИ или широкого спектра услуг для них». Действительно, все гениальное просто!

Как говорят аналитики, окружение избранного президентом США Барака Обамы составляют приверженцы "soft power" - "мягкой силы", то есть экономического и культурного влияния. От Голлвиуда до Макдональдса: американский стиль, американский образ жизни, американские стандарты, американская музыка и целый набор штампов общества потребления и однополярного мира.. Эта гуманитарно-идеологическая экспансия осуществляется через НПО, фонды, религиозные секты, правозащитные центры, пропагандирующие американские ценности, включая права сексуальных меньшинств, эвтаназию, легализацию наркотиков, проституции и прочие радости мультикультурного и сверхтолерантного европейского и мирового сообщества. Причем такая работа осуществляется американцами не только в странах СНГ, но и по всему миру. Довольно активно такая подрывная работа ведется и внутри самой России. «Сова-центр», «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной, «Мемориал» открыто и не стесняясь работают на американские гранты, при этом так же не стесняясь поддерживают оранжевые проамериканские силы, марши несогласных и навязывают общественному мнению свои проамериканские представления о гражданском обществе. Фонд Сороса, Фонд Форда и другие американские финансовые структуры открыто и активно работают на территории России и финансируют подобные вышеуказанным деструктивные структуры.