Виды торгово-технологического оборудования

Существует несколько видов торгово-технологического обо­рудования магазинов:

мебель, которая классифицируется по:

месту применения (для торговых залов, подсобных помеще­ний);

назначению (для приемки товаров, подготовки и продажи, показа товара, выкладки и продажи, транспортировки и про­дажи, расчетов с покупателями, обслуживания покупателей);

товарному профилю (универсальная, специализированная);

конструкции (неразборная, сборно-разборная).

К мебели предъявляются следующие требования:

эксплуатационно-технические (стандартная, универсальная, емкая, с большой площадью экспозиции, прочная, устойчи­вая, надежная);

экономические (недорогая, экономичная в эксплуатации, возможность массового производства на основе современной технологии);

эргономические (основные размерные соотношения мебели должны устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека, обеспечивать снижение утомляемости до минимума, хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним);

эстетические (форма, пропорции и цвет должны соответст­вовать своему функциональному назначению, интерьеру тор­гового зала);

санитарно-гигиенические (устройство мебели, материалы, ис­пользуемые для изготовления, не должны затруднять ее чистку);

торговый инвентарь — приспособления, инструменты, при­боры, применяемые для показа и обработки товаров в процес­се обслуживания покупателей, а также различных вспомога­тельных и хозяйственных операций.

Торговый инвентарь классифицируется по:

месту использования (для складских и подсобных помеще­ний, торговых залов);

назначению (для вскрытия тары и упаковки, проверки раз­меров и качества товаров, подготовки к продаже, отпуска, вы­кладки и рекламы; счетный, вспомогательный, санитарно-гигиенический, противопожарный);

торговое холодильное оборудование — охлаждаемые устрой­ства, предназначенные для кратковременного хранения, вы­кладки и продажи скоропортящихся товаров. Классифициру­ется по:

назначению (для хранения товаров, показа и продажи това­ров, демонстрации товара);

температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости (низкотемпературное, обычное).

Существуют следующие виды оборудования:

холодильные камеры — имеют сборно-разборную конструк­цию, предназначены для складских помещений магазина;

холодильные шкафы — используются на рабочем месте про­давца, имеют холодильные агрегаты;

холодильные витрины — используются для показа и прода­жи охлажденных и замороженных продуктов;

холодильные прилавки — используются для хранения, де­монстрации и продажи охлажденных гастрономических про­дуктов в универсамах;

торговое измерительное оборудование — весы, гири, меры длины и объема.

Весы классифицируются по:

принципу действия (рычажные, электромеханические);

месту и способу установки (настольные, передвижные, ста­ционарные);

виду указательного устройства (гирные, шкальные, шкально-гирные, циферблатные, цифровые, электронные);

виду отсчета показаний взвешивания (визуальный отсчет, с документальной регистрацией);

способу снятия показаний (с местным и дистанционным способами снятия показаний);

контрольно-кассовое оборудование — контрольно-кассовые машины, которые классифицируются по:

количеству суммирующих счетчиков;

количеству рядов для набора, суммы, вводимой в машину;

количеству операционных счетчиков;

наличию съемных клавиш-ключей.

 

***** Стадии жизненного цикла товара

Жизненный цикл товара имеет следующие стадии:

• внедрение — закупаются сравнительно небольшие партии товара у хорошо известных поставщиков;

• рост — закупка больших партий товара различных разно­видностей, поиск новых поставщиков, обеспечение непрерыв­ного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных за­пасов;

• зрелость — снижение закупочных цен, отказ от услуг сла­бых поставщиков, минимизация товарных запасов, реклама;

• устаревание — распродажа остатков товара.

***** Сущность и функции рынка Рынок - это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или театр. Если иметь в виду территориальные границы и масштабы данного явления, то различают:  местный рынок (в пределах села, города, региона)  национальный рынок (внутренний)  мировой рынок (внешний) Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы. Такой системой является товарно-рыночное хозяйство. Оно состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: товарного производства рынка. Эти подсистемы неразрывно воссоединяются с помощью прямых и обратных связей. Исходной звено общей системы - товарное производство - оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям: в сфере производства постоянно создаются полезные продукты, которые столь же регулярно становятся объектами рыночных сделок; одновременно с изготовлением товаров создаются потенциальные доходы всех агентов товарного хозяйства, которые подлежат реализации в рыночном обмене; в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами. В свою очередь, рынок оказывает во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка. Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (тем самым производителей) и сферу потребления (потребителей) в общий процесс активного обмена продуктами и услугами. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а сфера потребления окажется без благ, удовлетворяющих потребности людей. Другая функция рынка заключается в том, что он выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. При этом в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствуют качество и количество созданных продуктов. Кроме того, в рыночной сфере непрерывно проводится, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов - доходно или убыточно реализовывать товары, для покупателей - разорительно или выгодно их приобретать? В итоге рынок решает судьбу буквально каждого товара: будет или не будет он продан? Если же будет реализован, то по какой цене? Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов (производителей товаров) и покупателей (потребителей). Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который четко сформулировал А.Смит: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...". Разумеется, этот принцип личной материальной заинтересованности предполагает: - обмен нужными друг другу полезностями - эквивалентность рыночной сделки. Описанные функции рынка свойственны ему, скорее всего, в начальный период его существования - в доиндустриальную эпоху. Тогда сам рынок был в неразвитом - в слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов, не отличавшихся значительным разнообразием ассортимента. Примечательно, что в Древней Греции и Древнем Риме, а затем в средневековых городах Европы рынком называли торговую площадь. Она обычно располагалась в центре города и была окружена со всех сторон зданиями (там помещались ремесленные мастерские, торговые лавки, государственные учреждения и др.). Продавцы разных видов товаров размещались на рыночной площади в определенных, традиционно закрепленных за ними местах. Этим и ограничивалась дифференциация (расчленение) рынка. При капитализме торговля на городских площадях была вытеснена совершенно иной системой рынков и множеством торговых зданий различного назначения. Система рынков Сейчас в высокоразвитых странах реально существует система рынков - единая совокупность множества рынков функционального назначения. Такая совокупность образовалась, в конечном счете, во второй половине ХХ века под воздействием ряда факторов. Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство за счет:  широкого преобразования натурального производства в товарное;  распространения отношений купли-продажи на рабочую силу основной части трудящихся;  быстрого развития сферы платных услуг, а также оплачиваемых духовных благ;  превращения конечных результатов научных исследований (научных и опытно-конструкторских разработок) в товарный продукт. Во-вторых, современное производство стало создавать в огромных количествах весь спектр полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне развитого человека. Реализация таких благ не могла происходить на каком-то одном рынке. В-третьих, усилившееся в ХХ веке общественное разделение труда вышло за пределы производства и распространилось на рыночную сферу. В этой сфере возникли специализированные рынки, занявшиеся продвижением до потребителей товаров и услуг разного вида. В-четвертых, в результате широкого развития акционерных обществ объектом массовой купли-продажи стали ценные бумаги на специализированном рынке ценных бумаг. Наконец, интенсивный рост международных экономических связей потребовал создания развитого рынка иностранных валют. Подобно тому, как современное товарное производство невозможно представить без многозвенного разделения труда, таки развившийся во второй половине ХХ века рынок немыслим без системы разделения труда в сфере обращения. В последней проявляются крупные виды дифференциации хозяйственной деятельности:  общее (между крупными отраслями или сферами)  частное (между подотраслями и видами торговых предприятий) разделения труда. Общее расчленение рынка В современной системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли рыночной деятельности:  рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.);  рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);  рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);  рынок труда (для работодателей и наемных работников);  рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для технологического освоения в производстве);  рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);  рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других ценных документов, приносящих доход);  рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);  рынок духовных благ (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). С образованием такого широкого и глубоко развитого рыночного пространства резко возросла его активная экономическая роль. Рынок стал обеспечивать производство всем комплексом необходимых субъективных материальны, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь уже все крупные отрасли хозяйства испытывают на себе зависимость от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается вообще существование и значение товарного производства, а только отражается то новое состояние экономического организма, когда все его клеточки испытывают воздействие рыночных отношений. Как осуществляется такое водействие - зависит от форм и типов взаимодействия агентов рынка.