Потребительский рынок
Таблица 1
Вторая половина XIX — начало XX в.
Российское законодательство 60-х гг. XIX в. положило конец неравенству сословий в праве на занятие частной предпринимательской деятельностью и создало условия для формирования и развития предпринимательства на основе рынка рабочей силы и экономической свободы субъектов рынка.
Положение "О пошлинах за право торговли и других промыслов", принятое 8 января 1863 г., утвердило две купеческие гильдии (вместо прежних трех) и отменило разряд торгующих крестьян. Гильдийские свидетельства первого разряда имели теперь не розничные, а оптовые торговцы, получившие право действовать на всей территории Российской Империи. Сфера деятельности торговцев второй гильдии ограничивалась пределами города или уезда.
Помимо двух гильдий имелись разряды "мелочный торг", "развозной торг", "разносной торг" и др.
Стационарные торговые заведения разделялись на 5 разрядов, для которых устанавливались определенная стоимость патента и размер промыслового налога (табл. 1).
Разряды | Виды торговых предприятий |
I II III IV V | Оптовые магазины и склады, большие рестораны, аптеки Средние по оборотам оптовые склады, магазины, трактиры Мелкие лавки, чайные, распивочные Ларьки и палатки Развозная и разносная торговля |
В 1885 г. в Российской Империи действовало 126,9 тыс. крупных оптовых и оптово-розничных предприятий, 274 тыс. стационарных лавок и 153,3 тыс. палаток и ларьков. Кроме того, около 170,5 тыс. человек торговали вразвоз и вразнос. Впрочем, понятия крупного оптового и розничного торгового предприятия были в то время весьма относительными. По официальным данным, в 1885 г. торговлей занимались 1027 тыс. человек. Следовательно, на каждое торговое предприятие приходилось лишь 1,42 человека.
В 1910 г. численность занятых в торговой сфере возросла вдвое, составив более 2 млн. человек. Передвижной торговлей занимались 345 тыс. развозчиков и разносчиков. Они почти не несли издержек обращения, им удавалось скрыть свои обороты и избежать обложения налогами или уплачивать их в незначительном размере, что способствовало росту передвижной торговли. Удельный вес магазинов в структуре торговой сети составлял лишь 13%, поскольку магазинная торговля требовала более значительных капиталовложений и более высоких эксплуатационных расходов по сравнению с лавочной и тем более палаточно-ларьковой сетью. Торговля в магазинах требовала большего размера оборотного капитала, определяемого не только соответствующей величиной товарооборота, но и более медленной оборачиваемостью капитала. Поэтому магазинной торговлей занимались главным образом акционерные общества. В 1910 г. норма прибыли составляла для палаточно-ларьковой сети — 261%, для лавочной — 108%, для магазинной — 45,5%.
Следует отметить, что в России начала XX в. наиболее доходным по сравнению с другими отраслями экономики был капитал, помещенный в сферу торговли.
1917-1990 гг.
В послеоктябрьский период экономика России характеризовалась возникновением антирыночных натуральных тенденций. Была запрещена частная торговля, введены государственная монополия на подавляющую часть товаров промышленного производства, а также хлебная монополия. Однако уже спустя четыре года после Октябрьской революции В.И.Ленин признал ошибочными полное закрытие местного рынка и чрезмерную монополизацию торговли.
Непродолжительное оживление торговли наблюдалось в период нэпа, с 1921 по 1927 г. Однако целенаправленная государственная экономическая политика привела к тому, что в 1931 г. частник был полностью вытеснен из товарооборота.
Преобладающие позиции в торговле в этот период заняла потребительская кооперация. Эта форма организации торговли возникла в России в 60-е гг. XIX в. и удерживала лидирующее положение вплоть до середины 30-х гг. XX в.
Специальное постановление правительства от 8 сентября 1935 г. разграничило сферы деятельности государственной торговли и потребительской кооперации — соответственно города и сельская местность. Таким образом была ликвидирована возникшая диспропорция, когда в промышленном производстве преобладала государственная собственность, а в сфере торгового обращения — кооперативная.
Развитие торговли было приостановлено в годы Великой Отечественной войны. Торговля была свернута и заменена нормируемым распределением. Между тем наряду с карточками и талонами существовала свободная колхозная, а с 1944 г. и государственная коммерческая торговля.
В 50-е гг. в организации торговли, и прежде всего оптовой, произошли значительные изменения. Во-первых, в 1953 г. сбытовой оптовый аппарат был передан в ведение Министерства торговли СССР. До этого времени оптовая торговля осуществлялась сбытовыми органами промышленности, которые работали в отрыве от розничной торговли и не были заинтересованы в улучшении качества и ассортимента товаров.
Во-вторых, большая часть предприятий розничной торговли была передана системе местных органов (торгов).
В-третьих, произошло укрупнение потребительских обществ.
Именно в 50-е гг. были сформированы основные пропорции и принципиальные организационные схемы в управлении торговлей, которые просуществовали до начала 90-х гг., т.е. более 35 лет.
Торговля потребительскими товарами осуществлялась в трех формах: государственной, кооперативной и колхозно-базарной, что было обусловлено наличием трех форм собственности: государственной, колхозно-кооперативной и личной. Доля государственной торговли в общем объеме розничного товарооборота составляла около 70%, кроме того, к ней относилась внешняя торговля, а также 95% оптовой торговли страны.
Предметом торгового дела являются:
• совокупность отношений, возникающих в процессе продвижения товаров от производителей к потребителям, между субъектами рыночной экономики;
• механизм и формы проявления экономических законов развития общества в сфере обращения в условиях ограниченности ресурсов и конкуренции за их использование;
• сущность, закономерности и принципы функционирования хозяйственного механизма субъектов товаропроизводящей сети, осуществляющих деятельность, исходя из потребностей и уровня развития общества.
Формирование рыночной среды и новых подходов к деятельности торговых предприятий предполагает активное использование концепции маркетинга как мощного инструмента, с помощью которого могут успешно выполняться социально-экономические функции торговли.
Потребительский рынок является одним из элементов общего рынка. Он связывает между собой процессы производства и потребления, стимулирует продажу товара, позволяет соотнести доходы потребителей с их покупательной способностью, регулирует обмен между регионами и сферами хозяйствования, создает возможность соотношения индивидуальных затрат производителей с общественными затратами.
Рынок потребительских товаров можно подразделить по следующим признакам
|
Рис. 1. Виды рынка потребительских товаров
По торговым формам выделяются:
− розничный рынок – рынок, на котором производится продажа товаров продовольственного и непродовольственного назначения различным потребителям (юридическим и физическим лицам) для конечного потребления;
− мелкооптовый рынок – рынок, на котором осуществляется реализация товаров потребительского назначения мелкооптовыми партиями и в розницу;
− оптовый рынок – рынок, на котором реализуются большие партии товаров продовольственного и непродовольственного назначения различным потребителям.
По продолжительности деятельности рынки подразделяются:
– временный рынок – рынок, деятельность которого основана на краткосрочном (до пяти лет) договоре аренды земельного участка;
– постоянный рынок – рынок, деятельность которого основана на долгосрочном (свыше пяти лет) договоре аренды земельного участка, либо организованный на участке земли, находящейся в частной собственности рынка;
По специфике продукции:
− универсальный рынок – рынок, предназначенный для реализации широкого ассортимента различных групп товаров;
− специализированный рынок – рынок, на котором доля торговых мест, предназначенных для реализации соответствующей товарной группы, составляет не менее 60% от их общего количества (продовольственный, сельскохозяйственный, вещевой, автомобильный, рынок по реализации аудио- и видеопродукции и др.);
− комбинированный рынок – рынок, реализующий несколько групп товаров, связанных общностью спроса, и удовлетворяющий отдельные потребности покупателей (строительный рынок; рынок по реализации аудио- и видеопродукции, компьютерных информационных носителей);
− смешанный рынок – рынок, предназначенный для реализации отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Наибольшее распространение имеют продовольственные и сельскохозяйственные рынки, где осуществляется продажа в основном продуктов питания сельскохозяйственного и промышленного производства;
− продовольственный рынок – рынок по реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов промышленного изготовления отечественного и импортного происхождения в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами для их хранения и
реализации;
− сельскохозяйственный рынок – рынок, на котором осуществляется реализация сельскохозяйственной продукции, в том числе изготовленной в личном хозяйстве товаропроизводителями, а также осуществляется собственная торгово-закупочная деятельность;
− непродовольственный рынок – рынок по реализации непродовольственных товаров промышленного и кустарного изготовления.