Виды налоговых правонарушений.

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Оглавление

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Налоги и налогообложение

Филиал в г. Барнауле

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

Всероссийский заочный финансово – экономический институт

Кафедра: Финансов и кредита

 

 

 

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры Протокол № _10__ от _4.03__2011 г.   к.э.н., старший преподаватель кафедры финансов и кредита Сбитнева Л.П.  

 

Барнаул 2011 г.

 

 

 

Тема 1. Экономическая сущность и функции налогов………..……………………………3

Тема 2. Налоговая система…………………….………………………………………………6

Тема 3. Управление налогами………………………………………………………………..14

Тема 4. Федеральные налоги…………………………………………………………………22

Налог на прибыль организаций………………………………………………………………..22

Налог на добавленную стоимость……………………………………………………………26

Акцизы…………………………………………………………………………………………..28

Налог на доходы физических лиц……………………………………………………………...31

Водный налог…………………………………………………………………………………....37

Налог на добычу полезных ископаемых……………………………………………………….38

Государственная пошлина……………………………………………………………………..40

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами

водных биологических ресурсов………………………………………………………………..41

Тема 5. Региональные налоги……………………..…………………………………………..43

Налог на имущество предприятий……………………………………………………………43

Транспортный налог…………………………………………………………………………...45

Налог на игорный бизнес…………………………………………………………………...46

Тема 6. Местные налоги………………………………………………..…………………….. 47

Земельный налог………………………………………………………………………………...47

Налог на имущество физических лиц………………………………………………………. 50

Тема 7. Специальные налоговые режимы…………… ……………………………………...51

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей…………51

Упрощенная система налогообложения ……………………………………………………..53

Единый налог на вмененный доход …………………………………………………………...57

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции ………… 59

 

 

Тема 1. Экономическая сущность и функции налогов ( 1 ч.)

Налоги возникли еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входила защита интересов данного общества. Можно утверждать, что налоги возникли там и тогда, где и когда возникло государство. Налогообложение было необходимо правителям, дабы иметь в казне средства для финансирования расходов по содержанию армии и обороне государства, обеспечению общественного порядка и управлению. С развитием государства, расширением его функций и углублением каждой из них казне требовалось все больше финансовых средств для выполнения своих обязанностей перед обществом. Для покрытия растущих потребностей казны власть вводила новые налоги, различные сборы, пошлины. Увеличение платежей по налогам и сборам было возможно только в связи сростом всеобщего благосостояния, основанном на развитии производительных сил страны. В современных государствах через налоги мобилизуется в казну и перераспределяется от 30 до 50% ВВП.

Налоги составляют финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода с целью образования централизованных фондов денежных средств. В силу этого налоговые отношения выделяются из общей массы общественных социально-экономических отношений, для них характерны признаки императивности и администрирования, свойственные при функционировании государственного механизма.

Функционирующая система налогообложения в совокупности с налогоплательщиками – организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами – формирует налоговый потенциал экономики, под которым понимается совокупная способность объектов и базы налогообложения приносить государству доходы в виде налоговых поступлений. Налоговый потенциал как составная часть финансового потенциала является производным от экономического потенциала страны и одновременно фактором его динамики. Количественная оценка налогового потенциала экономики включает:

1) налоговые поступления в бюджетную систему страны;

2) недоимку по налогам и сборам (отчетного финансового года);

3) налоговые льготы, предоставленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Налоговый потенциал экономики без учета льгот по налогам и сборам представляет собой налоговое бремя экономики. Уровень налогового бремени измеряется путем деления суммы налоговых поступлений в бюджетную систему и недоимки по налогам и сборам финансового года к объему валового внутреннего продукта (ВВП). Уровень налогового бремени определяется бременем государства, т.е. совокупностью и содержанием функций, реализуемых властями, и зависит от уровня экономического развития, национальных традиций, принципов налогообложения, реализуемых в налоговой системе.

Собираемость налогов отражает состояние налоговой дисциплины, налоговую культуру налогоплательщиков, эффективность системы налогового администрирования. Уровень собираемости конкретного налога рассчитывается путем деления поступления по нему в бюджетную систему на сумму этих поступлений и недоимки по данному налогу:

,

где: Усн – уровень собираемости налога;

Пн –поступление по налогу за отчетный год;

Нн – недоимка по налогу за отчетный год.

 

Современная налоговая система включает, кроме непосредственно налогов, различные сборы, пошлины и отчисления, природа и суть которых не совпадают с экономической природой налогов, хотя с правовой точки зрения и те и другие являются источниками финансирования мероприятий, осуществляемых государством. Для правильного разграничения понятий налога, сбора и иных платежей необходимо учитывать те специфические экономические признаки, которые являются основанием для определения вида налога как экономической категории:

- при его уплате происходит отчуждение части собственности плательщика в пользу государства;

- законность его установления и введения;

- принудительный порядок изъятия средств в его уплату (при отступлении от установленных законом правил налогообложения);

- уплата налога в бюджет осуществляется в денежной форме;

- безвозмездный характер налога;

- налоги поступают в распоряжение субъектов государственной власти и управления;

В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Не признаются налогами или сборами: взносы, вклады, добровольные пожертвования и иные платежи, а также платежи в виде штрафов или иных денежных санкций за нарушение законодательства.

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения. Среди российских экономистов нет единого мнения по поводу количества функций налогов. Вместе с тем никто не оспаривает наличие у налогов фискальной и регулирующей функции.

Фискальнаяявляется основной. Характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. С ее помощью на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача данной функции – обеспечение устойчивой доходности базы бюджетов всех уровней.

Регулирующая (экономическая, распределительная) призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики, предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Позволяет регулировать доходы различных групп населения, финансово-хозяйственную деятельность производителей товаров и услуг, а через платежеспособность физических лиц – рынок спроса и предложения. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций. Вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов, отраслей, одновременно сдерживая развитие других. Система налоговых ставок, права органов государственной власти Субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территории страны.

Ряд ученых помимо основных функций отмечают еще три функции: стимулирующую, контрольную, социальную.

Принципиальное значение для налогового регулирования экономики имеет решение проблемы обеспечения средствами бюджетов всех уровней, так как от этого зависит экономический рост как страны в целом, так и отдельных регионов. Федеративное устройство Российского государства предопределяет необходимость трехуровневой бюджетной системы страны. Поэтому налоговая система также имеет структуру, состоящую из федеральных налогов, направляемых на финансирование федерального бюджета; региональных налогов, направляемых в бюджеты субъектов РФ; местных налогов, направляемых в местные бюджеты. Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается бюджетной и налоговой политикой государства.

За каждым уровнем бюджетной системы закреплен исчерпывающий (закрытый) перечень налогов, которые должны поступать исключительно в соответствующие бюджеты. Анализ структуры налоговой системы и размеров фактических поступлений в бюджеты показывает, что система распределения налоговых платежей в Росси сегодня недостаточно эффективна.

Основные функции управления государством возложены на цен­тральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных мероприятий фор­мируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распреде­ления и перераспределения ВВП и созданного национального дохо­да страны между отраслями народного хозяйства, регионами и со­циальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управле­ния, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицирован­ных специалистов.

Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответст­вии с Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (более 90%). Наиболее весомые налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы – более 30% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 7%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции - 25% (главное место импортные пошлины).

Цен­тральное звено территориальных бюджетов региональные бюдже­ты, предназначенные для финансового обеспечения задач, возло­женных на государственные органы управления субъекта Федера­ции. В современных условиях региональные органы власти все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие ре­гионов, пропорциональное развитие производственной и непроиз­водственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и соци­альном развитии территорий.

Вдоходах региональных бюджетов превалируют отчисления от федеральных налогов, которые составляют более 50%, и поступле­ния в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 10%.

Региональные налоги составляют менее 6%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество организаций — примерно 4%; доходы от использования государственного имущества — 5%, поступления от целевых бюджетных фондов — 9%.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в пер­вую очередь в распределении общегосударственных средств на со­держание и развитие социальной инфраструктуры общества. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от феде­ральных и региональных налогов и сборов.

Роль местных налогов в формировании местных бюджетов невелика – порядка 4 – 7% в доходах бюджета. Основными налоговыми поступлениями являются отчисления от федеральных налогов (налога на доходы физических лиц).

 

  1. Раскройте сущность налога как экономической и правовой категории.
  2. Что такое налоговый потенциал экономики и в чем его отличие от налогового бремени экономики?
  3. Что такое собираемость налога и как рассчитать ее уровень?

 

Тема 2. Налоговая система ( 2 ч.)

 

Налоговая система представляет собой сложное образование, включающее две органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных налогов и сборов, где реализуется фискальная и регулирующая функции налогов. Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением организациями и физическими лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов. В этой подсистеме реализуется контрольная функция налогов.

Совре­менная налоговая система существует с января 1992 г., когда всту­пили в действие законы о налогах и сборах, принятые в ноябре-декабре 1991 г. Базовым законом, определившим ее устройство и функционирование, стал Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» (1991 г.). Он законодательно закрепил определение налога, основные его элементы, некоторые принципы налогообложения, порядок установления и отмены налогов, а также порядок их упла­ты и распределения поступивших средств между бюджетами раз­личных уровней и некоторые другие моменты.

Российская система налогообложения формировалась в условиях отсутствия каких-либо концептуальных основ, учитывающих особенности экономической структуры страны, обеспеченность природными ресурсами и др. Отсюда и столь малое значение платежей за пользование недрами и природными ресурсами. Именно отсутствие концептуальных основ построения российской системы налогообложения стало причиной нестабильности налоговой системы. За период с 1992 по 1998 годы вводилось много новых налогов, нередко указами президента, и просуществовавших 3-4 года. В их числе: налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной (1994-1995гг.), специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства (1994-1995) и др. Местными властями вводились менее значимые налоги и сборы, благодаря чему их общее число в стране превышало 100 наименований. Иногда по не­сколько раз в год менялись величина ставок, состав льгот, порядок исчисления налоговой базы, порядок и сроки упла­ты налогов. Это создавало множество неудобств для налогопла­тельщиков и самого государства. Поэтому в конце 90-х годов про­шлого века в целях упорядочения налоговой системы, ее унифика­ции и приведения в соответствие с изменившимися экономически­ми условиями было принято решение о создании Налогового ко­декса РФ, состоявшего из двух частей. Первая часть, введенная с 1 января 1999 г., определила общее устройство налоговой системы, перечень всех налогов. Вторая часть, постепенно вводимая в действие с июля 2000 г., представляет собой механизм действия всех налогов налоговой системы РФ.

Целью налоговой реформы было создание ясной и стабильной системы, снижение налогового бремени экономики и его структурная перестройка, оптимизация количественного и качественного состава налогов.

С введением в действие налогового кодекса количество налогов сократилось с 51 до 26. В настоящее время в РФ действует 13 налогов: 8 –федеральных, 3 – региональных и 2 – местных. Кроме этого с стране действует 4 специальных налоговых режима.

Подсистема налогового администрирования осуществляет контрольную функцию через следующие уполномоченные органы: Федеральную налоговую службу и Федеральную таможенную службу. В соответствии с НК РФ осуществление налогового контроля возложено на налоговые органы. Федеральная налоговая служба (ФНС) представляет собой единую централизованную систему, которая состоит из центрального аппарата и территориальных органов. Территориальные органы представлены Управлениями ФНС России по субъектам РФ (их 82), межрегиональными инспекциями ФНС России (их 10), специализированными по отдельным отраслям и крупнейшим налогоплательщикам, инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонными инспекциями. На налоговые органы возложены главные задачи по реализации налогового законодательства: контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов.

Таможенные органы РФ осуществляют контрольные полномочия в отношении организаций и физических лиц, у которых возникли обязанности по уплате таможенной пошлины, а также НДС и акцизов при импорте товаров в РФ. Федеральная таможенная служба (ФТС) России представляет собой единую централизованную систему таможенных органов – таможенных управлений, включающих таможни, состоящие из нескольких постов.

Впервые принципы налогообложения сформулировал А.Смит. В сочинении «Исследование о природе и принципах богатства народов» он назвал 4 основных принципа, которые детализировались и различными способами интерпретировались в более поздних трудах экономистов:

- принцип справедливости (налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно);

- принцип определенности (обложение должно быть строго фиксировано, а не произвольно);

- принцип удобства для налогоплательщика (взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени);

- принцип экономичности взимания (издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов).

Дискуссии о принципах налогообложения продолжались в течение всего ХХ века. Их основные результаты можно сформулировать следующим образом: налоги должны платить все, имеющие доход, без всякого исключения и без налоговых привилегий. Используемые в налоговой практике России принципы налогообложения в зависимости от направленности действия и решаемых задач можно разделить на три группы: 1) реализацию Конституции РФ; 2) права налогоплательщиков; 3) интересы субъектов государственной власти РФ исходя их федеративного устройства государства.

В налоговую систему России, кроме налогов, входят приравненные к ним сборы,Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В НК РФ понятие «сбор» имеет обобщенное значение. Оно охватывает как собственно сборы, так и пошлины, которые классифицируются в качестве вида сборов, ибо они взимаются при совершении актов государственной регистрации. На сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством России.

Налог – это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Эти составляющие называются элементами налога. Согласно п.6 ст.3 Налогового Кодекса РФ «при установлении налогов должны быть точно определены все элементы налогообложения». В соответствии со ст. 17 НК РФ к элементам налогообложения относятся следующие:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Эти основные (обязательные) элементы составляют первую группу и всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

Во вторую группу входят факультативные элементы, которые не обязательны, но в какой либо форме должны присутствовать при установлении налога:

- субъект налога, или налогоплательщик;

- единица обложения;

- налоговые льготы и др.

Дадим краткие пояснения элементам налога:

- субъект налога, или налогоплательщик,- физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

- объект налогообложения– предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары, добавленная стоимость); часто название налога вытекает из его объекта, Н: земельный налог, подоходный налог и т.д.

- единица обложения– количественная мера измерения объекта обложения; может выступать в натуральной или в денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара) Н: единицей обложения по уплате транспортного налога по несамоходным транспортным средствам является валовая вместимость в регистровых тоннах);

- налоговый период– согласно НК понимается календарный год или иной период времени, по истечении которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога;

- налоговая база – часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка; Н: объектом обложения транспортным налогом является автомобиль, а налоговая база – мощность двигателя в л.с.;

- налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения (могут быть твердыми или процентными; процентные ставки могут быть пропорциональными, прогрессивными, регрессивными);

- налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.) Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога;

- порядок исчисления налогаметодические правила расчета величины налога;

- порядок и сроки уплаты налога:

Порядок уплаты налога -это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд. Основными методами взимания налога являются:

- кадастровый - предполагает использование кадастра, т.е. реестра, содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога;

- уисточника выплаты дохода- исчисляется и удерживается тем юридическим лицом, которое выплачивает доход субъекту налога (Н: подоходный налог удерживается бухгалтерией организации до момента выплаты дохода сотруднику организации);

- по декларации -изъятие налога после получения дохода предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.

Сроки уплаты налога - конкретно по каждому налогу устанавливаются НК РФ.

Классификация налогов и сборов.Классификация налогов и сборов, т.е. их систематизация, группировка по заранее установлен­ным признакам, имеет большое экономическое значение, посколь­ку дает возможность устанавливать связь бюджета с предпринима­телями и выявлять роль налоговых форм в хозяйственном регули­ровании. В настоящее время используют следующие классификации налогов:

В зависимости от характера использования налоги подразде­ляются на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и по­ступают в общий доход государства на финансирование общегосу­дарственных мероприятий. Целевые налоги имеют строго опреде­ленное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (например, единый социальный налог).

В зависимости от государственного органа, который устанав­ливает налог (сборы) и в распоряжение которого они поступают (по уровню управления), различают федеральные, региональные и местныеналоги и сборы.

- федеральные (ст. 13 НК) (на уровне РФ) установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на территории всей страны;

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

8) государственная пошлина.

- региональные (ст. 14 НК) (на уровне субъекта РФ) перечень региональных налогов установлен НК, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов РФ. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных федеральным законодательством, налоговые льготы и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующим федеральным законом;

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог;

- местные (ст. 15 НК) (на уровне органа местного самоуправления) порядок введения аналогичен порядку введения региональных налогов, с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления.

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

В налоговой системе РФ особо выделены специальные налого­вые режимы (ст. 18 НК РФ):

(1) система налогообложения для сельскохозяйственных произ­водителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН);

(2) упрощенная система налогообложения (УСНО);

(3) система налогообложения в виде единого налога на вменен­ный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

(4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

3. В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся
на прямые и косвенные.

Прямые налогивзимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика Среди прямых налогов выделяются:

(1) реальные, которыми облагается продажа, покупка или вла­дение имуществом, их взимание не зависит от индивиду­альных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним относятся земельный налог, налог на имущество и др.;

(2) личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогопла­тельщика (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц).

Косвенные налогивзимаются в процессе движения доходов и оборота товаров, услуг. Владелец товара или услуг включает налого­вую сумму в цену и тариф, оплаченную потребителем, и перечисля­ет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и госу­дарством опосредована товаром или услугой.

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются:

-на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров (акцизы);

-универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за некоторыми исключениями (НДС).

4. В зависимости от вида налогоплательщика выделяются налоги:

-с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество с физических лиц);

-с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество организаций);

- смешанные, уплачиваемые как физическими, так и юридиче­скими лицами (транспортный налог, земельный налог).

5.В зависимости от уровня бюджета:

- закрепленныеналоги – непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд;

- регулирующие налоги – поступающие одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству.

Участниками налоговых отношений в соответствии с законодательством о налогах и сборах являются: организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или налоговыми агентами, налоговые, таможенные органы.

Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если это предусмотрено НК;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), объектов налогообложения, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) и бухгалтерскую отчетность, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

5) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

6) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета, документов по уплате налогов;

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации - в течение одного месяца со дня создания;

4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения;

Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований в порядке, установленном НК;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке, установленном НК;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Особенности налоговых систем в федеративных и унитарных государствах обусловлены государственным устройством и административными возможностями каждого уровня власти, степенью вмешательства господствующих органов в экономику, характером экономической политики. Эти особенности определяют соотношения прямых и косвенных налогов, распределение налогов между бюджетной системой, характер налоговых ставок, методы оценки налоговой базы, характер и цели налоговых льгот. Законодательство большинства стран направлено на упрощение расчетов и порядка взимания различных налогов, минимизацию расходов по налогообложению.

Налоговая система, зависимая от типа государства, включает в себя в федеративных государствах (США, ФРГ, Швейцария) три уровня: федеральные, региональные и местные налоги; в унитарном (Великобритания, Франция) — два уровня: государственные и местные налоги. При этом общегосударственные налоги (федеративные или государственные) играют ведущую роль (хотя и не во всех странах преобладают), в остальных странах — вспомогательную.

В таких странах, как США, Канада, Япония и некоторых других, преобладают прямые, во многих других — косвенные (Франция) налоги. В Великобритании, Италии, ФРГ косвенные и прямые налоги примерно одинаковы.

В годы высоких темпов инфляции во всех странах наблюдается рост темпов прямых налогов в ВВП за счет косвенных. В прямом обложении ведущую роль играют налог на прибыль (доход) с юридических лиц и подоходный налог. Во всех странах предпочтение отдано налогу на доходы физических лиц в ущерб налогов на доходы юридических лиц.

Особенно высока его доля в ВВП у США (10,7%), Канаде (13,9%), Италии (10,8%). Он взимается с учетом всех личных, семейных обстоятельств налогоплательщиков, наличия иждивенцев, социально значимых расходов и т.п. Система построения его в отдельных странах очень сложная. Во многих странах действует минимальный необлагаемый минимум, который соответствует минимальному прожиточному минимуму.

Взносы в фонд соцстраха в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развитию (ОЭСР) по объему поступлений практически достигли подоходного налога, а в ряде стран: Франции, Германии, Италии, Японии — превысили его.

Налог на доходы юридических лиц относительно невысок, и его удельный вес колеблется от 1,4% ВВП в Германии до 4,7% в Японии. Это обусловлено целенаправленной политикой государства, которая предполагает оставить большую часть прибыли в распоряжении предприятий для самофинансирования.

Главные косвенные налоги:

- «налоги на потребление», в том числе НДС (налагающиеся на каждую стадию производства и обращения в процентах к добавленной стоимости), налог на продажи на конечной стадии в процентах к продажной цене, налог с оборота на каждой стадии производства (в процентах к товарной продукции);

- акцизы в виде высокой надбавки к цене специально отобранной группы товаров;

- таможенные пошлины;

- взносы предпринимателей на соцстрах, они включаются в издержки производства.

Проблема налогового федерализма свойственна всем. При ее решении используют разные методы:

- закрепление определенных налогов за соответствующим бюджетом (например, в США подоходный налог — за федеральным, поимущественные налоги — за региональными бюджетами, поземельный налог — за местными);

- установление постоянных норм распределения из вышестоящего в нижестоящие бюджеты (например, в Германии налог на прибыль делится поровну между федеральным, бюджетом и землями);

- определение трансфертных платежей в пользу слабых нижестоящих бюджетов.

Развитие налоговых систем в послевоенный период шло неравномерно.

До конца 70-х годов для них была характерна политика высокого налогообложения, отвечающая требованиям кейнсианства:

- действовали высокие ставки налога на прибыль (они часто превышали 50%) при широко распространенных налоговых льготах для стимулирования нового предпринимательства в отдельных отраслях или регионах;

- высокопрогрессивный подоходный налог: в некоторых странах ставка достигала высокого предела (в Великобритании — 91%); одновременно предусматривались низкие ставки для малых доходов;

- косвенные налоги сохраняли свое фискальное назначение.

С 80-х годов страны, пережившие высокие темпы инфляции, отходят от кейнсианства. Экономическая наука разрабатывает Новую модель развития — «экономика предложений». Она требовала ограничения налогообложения, введения низких налогов, стимулирующих производство, прибыль, а, следовательно, и новый приток налогов в казну государства. В 80-е годы прокатилась волна налоговых реформ, основными целями которых было:

- стимулирование экономического роста;

-создание благоприятного налогового климата для предпринимательской деятельности, для увеличения потребительского спроса, роста сбережений у населения;

- упрощение налоговой структуры;

- установление более справедливых принципов налогообложения;

- уменьшение возможности уклонения от уплаты налогов и увеличение поступлений в бюджет.

Налоговые системы стран с высокоразвитыми рыночными отношениями характеризовались в последнее десятилетие 20 века следующими чертами:

1. Сокращение прямого налогообложения в результате:

- ослабления прогрессивной шкалы обложения подоходного налога;

- снижения ставок корпорационного налога;

- сближения обложения доходов от различных источников (трудовых доходов, дивидендов, процентов) по более низким ставкам;

- введения минимальных и максимальных налоговых обязательств для лиц с высокими доходами.

Одновременно расширялась налоговая база за счет отмены ряда льгот и скидок.

2. Расширение стимулирования отдельных отраслей и регионов. В первую очередь - инвестиций в НИОКР, переподготовку кадров малых предприятий, реорганизацию предприятий в депрессивных районах, применяется инвестиционный налоговый кредит.

3. Увеличение роли косвенных налогов, и особенно НДС, который обеспечил компенсацию потерь в результате снижения налогов. НДС распространился на все европейские страны. Только США, Япония, Канада и Австралия его не используют.

4. Появление экологических налогов, которые нацелены стимулировать осуществление профилактических мер по охране окружающей среды.

5. Введение новых мер защиты своего рынка на международной арене в форме нетарифных барьеров (квотирование поставок, лицензирование импорта, введение налогов с протекционистскими целями — акцизы, НДС).

6. Усиление процесса гармонизации налогов. Страны — члены европейского союза достигли наибольших успехов в сфере гармонизации косвенных налогов, и, прежде всего НДС. С 1977г. этот налог взимается по единой схеме, что важно при отчислении от НДС в совместный бюджет.

7.Создание в рамках стран — членов ОЭСР протекционистских налоговых режимовдля привлечения иностранного капитала, получивших название «Налоговой конкуренции», осуществилось путем предоставления особых льгот нерезидентам по сравнению с национальными юридическими лицами.

8. Создание странами «большой семерки» в конце 90-х годов "Международных сил по борьбе с финансовыми преступлениями» (FATF) в связи с расширением на международном уровне незаконного ухода от налогов. Для уклонения применяются налоговые, трансфертное ценообразование, инвестиции, дочерние предприятия.

9. Обострение проблемы налогового федерализма в федеральных государствах. Распределение на справедливой основе налоговых поступлений между разными уровнями власти становится все более острой.

Большую роль в формировании доходной части бюджетов развитых в экономическом отношении государств имеют поимущественные налоги.

В большинстве зарубежных государств с федеративным устройством правовые нормы обложения налогом на недвижимость формируются на уровне субъекта Федерации (штата), но суммы налога аккумулируются и используются на местном уровне.

Во многих странах налог на недвижимость входит в состав поимущественных налогов. Поимущественные налоги существуют приблизительно в 130 странах. В одних странах облагается единым налогом на недвижимость земля и все, что на ней построено, в других странах существуют отдельные налоги на имущество и на землю, в третьих странах объект налогообложения - только земля. Существует два концептуальных подхода к выбору налоговой базы: исходя из рыночной стоимости объекта (США); с учетом годовой суммы арендной платы за объект (Великобритания). Если налоговой базой является арендная плата, то она не включает в себя стоимость будущих разработок земли и не освоенная земля не учитывается и не облагается налогом, что в развитых странах способствует развитию спекулятивных сделок с городскими землями.

В отношении рыночной стоимости как налогооблагаемой базы следует исходить из двух вариантов ее использования:

- налог на недвижимость исчисляется исходя из полной рыночной стоимости объектов, что подразумевает относительно низкую налоговую ставку;

- налогооблагаемая база представляет собой процент от полной рыночной стоимости объектов налогообложения; размер процента устанавливается законодательно.

Поимущественные налоги приносят сейчас до 30% всех поступлений в местный бюджет.

 

  1. Что представляет собой налоговая система государства?
  2. Охарактеризуйте особенности этапа становления системы налогообложения в РФ.

3. Раскройте принципы налогообложения, сформулированные А.Смитом.

  1. Охарактеризуйте основные элементы налогообложения.
  2. По каким признакам (критериям) классифицируются налоги?
  3. Перечислите действующие в РФ налоги и специальные налоговые режимы.
  4. Какими правами обладают налогоплательщики?
  5. Раскройте обязанности налогоплательщиков.

8. Чем обусловлены особенности систем налогообложения различных государств?

9. Охарактеризуйте особенности развития налоговых систем во второй половине 20 века.

10. Раскройте основные черты налоговых систем на рубеже 20 – 21 веков.

11. Какую роль занимают поимущественные налоги в доходной части бюджета развитых в экономическом отношении государств?

 

Тема 3. Управление налогами ( 1 ч.)

Налоговая политика – это система мероприятий государства в области налогов. Она является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально- экономическим строем общества и социальными группами, которые стоят у власти. На государственном уровне основная цель налоговой политики сводится, во-первых, к формированию доходной части бюджетов, во-вторых, к стимулированию развития экономического потенциала страны. Инструментом проведения налоговой политики становятся конкретные законы и другие законодательные акты. В сфере налогообложения различают следующие типы финансовой политики:

- политика максимальных налогов – характеризуется повышенным налоговым бременем;

- политика достаточных налогов – способствует развитию предпринимательства, обеспечивая благоприятный налоговый климат, при необходимом финансировании государства;

- политика минимальных налогов - предусматривает низкий уровень налогообложения, но при этом сокращаются государственные расходы, а следовательно, в первую очередь и социальная защищенность населения.

Налоговый механизмпредставляет собой систему форм и методов управления налоговой системой в целях реализации налоговой политики. В соответствии с территориальным принципом построения налоговой системы РФ можно выделить налоговый механизм Федерации, субъектов Федерации и местных органов власти и управления. Налоговый механизм РФ как система управления качественно отличается от налогового механизма ее субъектов – перечнем взимаемых налогов и сборов, большей концентрацией средств, объединением целей и задач по их эффективному использованию.

Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как: налоговые ставки, налоговые льготы, налоговая база, налоговые санкции и др.

Налоговое администрирование –это деятельность уполномоченных государством органов по обеспечению контроля за соблюдением организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборахв РФ.

Согласно НК РФ налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц. В РФ ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, иные сведения. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при регистрации. При регистрации налогоплательщика в государственном реестре ему присваивается идентификационный номер (ИНН). При регистрации юридического лица представляются следующие документы:

- заявление по установленной форме;

- решение о создании юридического лица;

- учредительные документы;

- документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в налоговые органы.

Налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах. Для организаций определены следующие критерии постановки на учет:

- по месту нахождения организации;

- по месту нахождения ее обособленного подразделения;

-по месту нахождения принадлежащего недвижимого имущества и транспорта;

-по иных основаниям.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится в отношении всех налогоплательщиков: как юридических, так и физических лиц. Камеральная проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении проверок налоговые органы вправе также истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на используемые налоговые льготы и документы, подтверждающие право на возмещение НДС при проверке декларации по НДС. Другие документы в ходе камеральной налоговой проверки налоговые органы требовать не вправе.

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправепроводить в отношении одного налогоплательщикаболее двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов).

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов (срок проверки не может превышать один месяц).

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки (для получения информации от иностранных государственных органов; проведения экспертиз; перевода на русский язык документов). Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

При необходимости должностные лица налоговых органов в ходе проверки могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном НК РФ.

При наличии достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном НК.

В последний день проведения проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка. В акте отражаются сведения о мероприятиях налогового контроля; документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК в случае, если предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2)об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение руководителя налогового органа может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в порядке, определяемом НК.

Исполнение налоговой обязанности заключается в совершении налогоплательщиком тех действий, которые составляют обязанность данного субъекта. Налоговая обязанность должна быть исполнена:

- надлежащим субъектом;

- в надлежащем объеме;

- в установленные сроки;

- в определенном месте;

- определенным способом;

- в установленной форме.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела;

3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в п. 3,4,5 на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в п. 1 и 2 на сумму задолженности проценты не начисляются.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу. Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. Кредит предоставляется:

- по основаниям, указанным в п. 1 и 5 - на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;

- по основаниям, указанным в п. со 2 по 4 - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных законодательством применительно к конкретному налогу.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с законодательством должны прилагаться к налоговой декларации.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, представляют налоговые декларации в электронном виде.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговая декларация представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика. Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Внесение изменений в налоговую декларацию

При обнаружении налогоплательщиком в поданной декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.