Реального сектора экономики и организация их мониторинга

Пороговые значения (индикаторы) безопасности

Формирование эффективной системы безопасностидолжно опираться на создание комплексного мониторинга, т.е.многоуровневой и полномасштабной системы отслеживания динамики всехосновных финансово-экономических процессов в стране. Очевидная сложностьзаключается в разработке точных критериев и уровней пороговых значенийэкономической безопасности.

На первый план выдвигаются инструменты учетной политики(мониторинга) при явно неадекватной ситуации в экономике страны, слабой подготовленности органов государственного управления к этой принципиально новой форме регулирования экономических процессов, предполагающей наличие определенных объективных предпосылок. Это касается информационной базы и профессионального сопровождения (речь идет не о «сырых», нерелевантных массивах данных, накопленных в избытке и беспорядочно, а об информации, структурированной под задачи мониторинга и управления экономикой неадминистративными методами). Нет необходимой законодательной базы для отдельных видов и методов государственного регулирования, некоторые наиболее действенные инструменты регулирования существуют на уровне подзаконных актов, нормативных документов исполнительной власти. Крайне медленно и непоследовательно создается единая система учета и информационного обеспечения органов государственного управления.

Формулирование национальных интересов имеет важное принципиальное значение, но оно недостаточно для реализации государством экономической безопасности страны. Необходимы параметры, количественно оценивающие состояние экономики с позиций национальных интересов.

Критическая величина экономических показателей безопасности не всегда означает ситуацию полного краха экономики в целом или ее отдельных областей. Она свидетельствует, прежде всего, о необходимости оперативного вмешательства органов управления для изменения опасных тенденций. Поэтому установление критических точек деструктивного развития экономики позволяет ограничить существующую ныне свободу оценок ситуации в стране и найти точки взаимопонимания различных политических сил. В связи с этим из множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Таким образом, под пороговыми значениями экономической безопасности понимаются предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития и приводит к формированию кризисных тенденций в области производства и уровня жизни населения.

Вместе с тем пороговые значения - не единственный инструмент характеристики национальных интересов страны в области экономики и угроз экономической безопасности. Не менее важно их качественное описание, тем более что не все интересы и угрозы экономической безопасности могут быть достаточно полно раскрыты количественно.

Пороговые значения реального сектора и его отраслевого уровня – дальнейшая детализация национальных интересов в области производства и угроз экономической безопасности в этой сфере. Они характеризуют такие стороны экономической безопасности, как продовольственная, топливно-энергетическая, инфраструктурная, технологическая и т.д. В значительной мере здесь отражаются проблемы жизнеобеспечения. В эту же группу должны войти пороговые значения, характеризующие угрозы, стоящие на границе между экономическим и другими аспектами безопасности, например демографическим, оборонно-промышленным, а также угрозу в виде недостаточности стратегических запасов и др. Некоторые пороговые значения этой группы, включенные в соответствующие доктрины безопасности (например, энергетическую, продовольственную, оборонно-промышленную), утверждаются теми органами, которые принимают сами доктрины. Особенно сложен вопрос о количественных параметрах пороговых значений. Выработка методических подходов к определению количественных параметров оказалась сложной проблемой, учитывая весьма жесткую критику по этому поводу. Можно согласиться с такими аргументами против количественного расчета пороговых значений, как их слабая конкретная ориентация, спорность используемых методик расчета и др. Одно, несомненно: данные пороговые значения - реальный сигнал о неблагоприятном положении, призыв к действию, и это главное. Прежде всего, рассмотрим некоторые исходные методические подходы, применимые при определении количественных параметров пороговых значений.

Первый. При определении ряда пороговых значений широко используются не только расчетные методы, но и методы аналогий, экспертных оценок, постановки целевой задачи.

Второй. Сейчас фактические данные по большинству параметров хуже предлагаемых нами пороговых значений, но важно, чтобы пороговые значения не повторяли фактических данных. Иначе теряется всякий смысл. Пороговые значения еще не означают наступления катастрофы, а указывают зоны опасности.

Третий. Многие пороговые значения определялись в процентах ВВП. Определено и пороговое значение по объему самого ВВП. При этом исходными для определения порогового значения по объему ВВП предложены показатели уровня жизни населения. Таким образом, для большой группы пороговых значений исходными, по сути, стали индикаторы уровня жизни населения. Это очевидное достоинство применяемых сейчас подходов к решению этой важной проблемы, что обусловливает необходимость продолжения работы в этом направлении.

Ориентировочный перечень пороговых значений экономической безопасности реального сектора:

• объем ВВП;

• объем промышленной продукции;

• сбор зерна;

• доля добывающей промышленности в общем объеме промышленной продукции;

• доля затрат в ВВП на оборону;

• инвестиции в основной капитал;

• отношение прироста запасов полезных ископаемых к объемам погашения запасов в недрах по:

- нефти;

- каменному углю;

- природному газу;

- железной руде;

- золоту и драгоценным металлам;

• доля инновационной продукции во всей промышленной продукции (в %);

• уровень использования производственных мощностей;

• показатели уровня производства на градообразующих предприятиях, характеризующие степень обеспечения нормальной жизни города;

• уровень износа основного капитала и особенно оборудования, угрожающего массовым выходом производственных мощностей из оборота;

• уровень технологического отставания производства;

• уровень конкурентоспособности продукции;

• оценка серьезных перебоев в поставках извне сырья, топлива и электроэнергии и повышения цен на них;

• наличие квалифицированных кадров работников в главных отраслях производства.

 

3.3. Содержание понятия «финансовая безопасность»

Практически нет ни одного аспекта национальной безопасности страны, который бы непосредственно не зависел от уровня ее финансовой безопасности. В то же время уровень самой финансовой безопасности в значительной мере зависит от уровня других аспектов национальной безопасности. Рассмотрение взаимосвязей и взаимозависимостей между различными аспектами национальной безопасности позволяет найти меры по недопущению или преодолению угроз национальным интересам страны. Зависимость всех аспектов национальной безопасности страны от ее финансовой безопасности на первый взгляд крайне проста: отсутствие финансовых средств приводит к недофинансированию подчас самых неотложных нужд в различных сферах экономики и представляет угрозу национальной безопасности. Вместе с тем эта внешне простая, самая общая взаимосвязь находит конкретное выражение в различных по своему экономическому характеру явлениях и процессах. Имеется обратная связь между финансовой безопасностью страны и ее национальной безопасностью в целом. Безусловно, обострение угроз по другим аспектам национальной безопасности влияет на уровень угроз финансовой безопасности. Так, изменения в политическом курсе ведущих западных стран могут обострить проблему внешнего долга России, а осложнение военной ситуации в какой-либо горячей точке - вызвать необходимость увеличения соответствующих расходов и повысить уровень угроз финансовой безопасности. Важно учитывать тесную взаимосвязь различных аспектов национальной безопасности страны и ключевую роль финансовой безопасности в преодолении угроз национальным интересам России.

В экономической литературе преобладают исследования проблем экономической безопасности, между тем понятие «финансовая безопасность экономики» практически не определено, не ясны ее специфика и состав угроз, которые могут нанести ей существенный ущерб. Эта проблема требует углубленной разработки, поскольку «финансовая безопасность» - сложная категория, составляющие которой могут являться предметом специального исследования. К ним, прежде всего, относятся безопасность бюджетной и банковской систем, внебюджетных фондов, фондового рынка. В связи с недостаточной разработкой теории финансов многие термины и понятия трактуются по-разному, в них вкладывается разное содержание, что не позволяет выработать действенные меры по защите финансовой системы страны от дестабилизирующих факторов. И если в трактовке общего понятия «экономическая безопасность» имеется определенность (при наличии различных подходов), то категория «финансовая безопасность» еще нуждается в более тщательной проработке и выработке корректных исходных категорий, понятий и активно действующих финансовых инструментов. Очевидно, что необходимо исходить из основополагающего постулата, что негативные явления в финансовых отношениях представляют опасность, нанося экономике реальный ущерб, который выражается в падении темпов развития, снижении жизненного уровня населения. В этой связи финансовые угрозы необходимо рассматривать, как нам представляется, как фактор, создающий опасность, наносящий ущерб финансовой системе и разрушающий ее как систему. И здесь нельзя все списывать на возможные объективно существующие факторы негативного характера, воздействующие на финансово-рыночные отношения. Нарастание опасности, сопровождающееся увеличением ущерба, естественно, приводит к переходу количества в новое качество - к угрозе.

Опасность и угроза- однопорядковые категории, но количественно разные явления, и определение их, а также мер по снижению их влияния – предмет обеспечения финансовой безопасности. Появление опасности, которая выражается в финансовых потерях, можно рассматривать как сигнал возможного появления угроз безопасности и ущерба экономике. Естественно, что сигнал означает лишь потенциальную угрозу финансам страны, которая в случае непринятия соответствующих мер превращается в реальную угрозуи потери для экономики. Представляется, что необходим тщательный анализ и контроль за потенциальными угрозами, учитывая, что в практической деятельности они связаны с категорией риска, что снижает интерес к ним с позиций обеспечения безопасности, так как в данном случае мы имеем дело с процессами, имеющими вероятностный характер. Потребность в безопасности, в защите от нежелательных воздействий на экономику и общество и внутренних изменений в них относится к типу базовых, основополагающих потребностей. Сфера безопасного существования настолько сузилась, что оказывает стагнирующее воздействие на функционирование и развитие экономики и не дает возможности преодолеть кризис, в котором пребывает наша страна. Практически под безопасностью необходимо понимать такое свойство, такое состояние экономики, которое означает, что вероятность нежелательного изменения каких-либо ее качеств не выше или же ниже определенного предела.

Финансовая системаРоссии - основное звено регулирования экономических процессов развивающегося российского рынка - представляет собой наиболее уязвимую системудля использования ее преступными элементами, конкурирующими международными корпорациями, заинтересованными международными кланами и государствами в обеспечении своих интересов на российском рынке в ущерб интересам экономики России. Правовое обеспечение финансовой системы оказалось наиболее отсталой сферой российского законодательства, крайне несогласованной с мировой практикой и международными соглашениями России в области банковской и налоговой деятельности. Быстрые темпы смены этапов рыночной реформы не позволили финансовому праву достичь стабильного состояния и оформить основные институты, такие как правовые основы взаимодействия банковской системы с государственными органами банковского и валютно-финансового контроля, формирования банковской резервной системы, обеспечение государственных и иных гарантий по вкладам, государственного управления фондовым рынком, государственных требований к выпуску и финансовому обеспечению различных видов ценных бумаг, разграничения компетенции Федерации и ее субъектов в банковской и налогово-бюджетной сфере и т.д. Особую угрозу национальным интересам России составляет неэффективно функционирующая налоговая система, которая практически не обеспечивает необходимые поступления в госбюджет и тем самым способствует деградации отечественного производства и утечке капиталов за рубеж. Финансово-кредитная система в современном виде не способна обеспечить денежными средствами не только расширенное, но и простое воспроизводство. Она характеризуется незавершенностью, что проявляется в огромных масштабах взаимных неплатежей и, что особенно опасно, нарушением гарантированности финансирования бюджетных расходов на выплату заработной платы. Финансовые и денежно-кредитные инструменты недостаточно скоординированы между собой как по срокам разработки, так и в части определения базовых инструментов. Например, размеры денежной массы определяются в структуре денежно-кредитной политики, которая разрабатывается в конце года. Между тем бюджетная политика, особенно в части долгосрочного, стратегического инвестирования, разрабатывается гораздо раньше, не имея под собой базовой основы в виде проектировок денежной массы. Практически в экономической литературе отсутствует системное определение понятия «финансовая безопасность», что и обусловливает необходимость решения этой проблемы. Не претендуя на окончательный вариант ее решения, считаем целесообразным дать следующее определение этого понятия:

финансовая безопасность - это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере.

Стержневое звено финансовой безопасности, от которого зависит устойчивость финансовой системы страны, - прежде всего бюджетно-налоговая сфера,являющаяся основой функционирования любого государства. Именно поэтому показатели функционирования бюджета стоят в одном ряду с основными макроэкономическими показателями, характеризующими уровень социально-экономического развития страны.

Таким образом, одна из важнейших сторон проблемы экономической безопасности государства - состояние его финансовой системы(государственногобюджета и других институтов), способность этойсистемы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внутренних и внешних функций.

Финансовая система должна иметь определенный запас прочности на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, с тем, чтобы государственные органы могли оперативно и своевременно отреагировать на возникновение каких-либо угроз и по возможности предотвратить, нейтрализовать или хотя бы свести к минимуму потенциальные социально-экономические потери.

Можно выделить следующие основные сегменты финансовой безопасности страны и регионов:

• бюджетно-налоговый;

• валютно-денежный;

• кредитно-банковский;

• внебюджетный фонд.

Более детальное рассмотрение понятия финансовой безопасности, развертывание его в систему рекомендуемых мер требует серьезного методологического анализа, выявления соотношения понятия финансовой безопасности с другими смежными понятиями. От развития ситуации в финансовых сегментах экономики, переплетенных между собой многочисленными связями, зависит стабильное и безопасное развитие экономики, учитывая, что в настоящих условиях финансово-денежные отношения пока не только не вносят позитивного вклада в реформирование российской экономики, но и оказывают сдерживающее воздействие, часто приводящее к критически-кризисным ситуациям в экономике. Понимание финансовой безопасности конкретизируется на основе системы количественных и качественных показателей-индикаторов, определяющих состояние и уровень развития финансовой сферы экономики, и предполагает осуществление комплексных мер, поддерживающих требуемую безопасность, связанную с интенсивной реализацией реформ по скорректированной программе и охватывающую основные направления бюджетно-финансовой, денежной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности. Под системой финансовой безопасности подразумеваются такие условия функционирования финансовой системы, в которых, во-первых,предельно мала возможность направления финансовых потоков в законодательно незакрепленные нормативными актами сферы их использования и, во-вторых,до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами. В основе формирования системы финансовой безопасности должна лежать разработка стратегии развития финансового рынка, концепции и стратегии финансового контроля. При этом необходимо скоординировать развитие всех основных сегментов финансового рынка, одновременно обеспечив баланс интересов всех его участников. Именно баланс интересов позволит создать условия для наибольшей устойчивости и достичь полноты реализации всех основных функций финансового рынка. Если попытаться иерархично выстроить все элементы системы, то это позволит увидеть, что во главе ее должен лежать не только принцип строго целевого использования финансовых средств как основной фактор их сохранения, но и обеспечение условий для быстрой и эффективной отдачи от увеличения вкладываемых средств. Следовательно, реализация подобного принципа как основы концепции означает создание системы контроля не только за целесообразностью и своевременностью использования средств, но и за уровнем их окупаемости. Анализ функционирования финансово-экономического механизма в течение последних реформенных лет показывает, что полномасштабное формирование эффективной системы финансовой безопасности – не только важнейший фактор обеспечения экономической безопасности в целом, но и одновременно ее своеобразный двигатель. Очевидно, что чем меньше угроз для финансов, тем больше отдача от них. Однако для формирования подобной системы в виде целостной концепции, учитывающей как характер функционирования экономического механизма российской экономики, так и изменяющихся в ходе реформ условий (возможно, негативного характера), необходим комплексный анализ функционирования финансово-денежных инструментов на протяжении всего реформирования. Основным направлением и конечным результатом подобного аналитического исследования должна стать разработка концептуальных основ системы, обеспечивающей создание финансовых условий в первую очередь для обеспечения экономического роста. При этом основной акцент в разработке должен быть связан с целенаправленным анализом финансовой и денежной политики, ориентированной на решение основных текущих финансово-экономических проблем. Формирование эффективной системы финансовой безопасности должно происходить с учетом важнейших взаимосвязей, существующих между всеми элементами финансовой системы.