Оптовые ярмарки и выставки продажи.

Специальные субъекты товарного рынка (товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки продажи, торгово-промышленная палата).

 

Товарные биржи- юр лицо, цель деятельности которого является организация биржевой торговли, биржевых товаров, осуществляемые в форме гласных публичных торгов в определенном месте, в определенное время, по установленным биржей правилами. Организация с правами юр лица.

Ранее в Европе было 2 вида биржевых операций:

1. сделки с реальным товаром с немедленной доставкой

2. сделки с реальным товаром с поставкой в определённый срок(форвардные сделки)

в России появились биржи только в конце 19 вв. В советское время биржи просуществовали только в период НЭПа. Биржевое посредничество в РФ в 90-е гг.: первая в РФ биржа- Московская биржа в 1990 г., затем они открывались постоянно, их было слишком много, по мировым стандартам их сложно было назвать биржами, так как не было законодательства. К сер. 1993 г перерегистрировалось около 250, сейчас их осталось около 60.

Биржа- некоммерческая организация. В РФ до сих пор существуют бирже в форме коммерческих организаций. С 1 янв. 2014 г. ФЗ предусматривает создание бирж только в форме некоммерческой организации. В зависимости от состава участников биржевой торговли различают 2 вида бирж:

1. закрытые- торговля ведется только специализированными участникам, всем другим доступ на биржу запрещен.

2. открытые- торговля ведется непосредственно участниками торговых отношений(продавцы и покупатели реального товара). Они допускаются на торги.

Гос.-во вмешивается в биржи, поэтому имеет место эти виды. Состав участников биржевой торговли неоднороден. Участники(члены биржи):

1. постоянные посетители:

· вправе осуществлять биржевое посредничество на ровне с членами биржи, брокерские фирмы, независимые брокеры, за участие они вносят плату. Их число не может превышать 30 % от общего числа членов бирж.

· Арендаторы брокерских мест- они арендуют право на участие в биржевой торговле. Каждый член биржи может уступить свое право участвовать в торгах другому лицу, заключив с ним договор. Плату вносят члену биржи, которому уступают свое место.

2. разовые посетители-в открытой бирже

Особенности биржевых сделок:

Биржевая сделка- зарегистрированный на бирже договор в отношении биржевого товара, может заключаться только участниками биржи, и входе биржевых торгов.

1) Строго определенное место, биржа гарантирует исполнение, может осуществляться вне биржи

2) Субъектный состав

3) Особый порядок их заключения- простая пис. форма, обмен документами, обязательная регистрации на бирже

4) ФЗ «о бирже и биржевых сделках»: виды:

· Сделки Спот- немедленная передача товара

· Форвардные- передача реального товара через определенный срок

· Фьючерсные сделки-передача стандартных контрактов на поставку какого-либо товара в будущем

· Опционные сделки- передача прав в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара

В ноябре 2011 г. Был принят закон «Об организованных торгах», изменения:

1. организованные торги- торги, которые проводятся на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающих порядок доступа лиц, участвующих в торгах, для заключения ими договора к-п.

2. Организатор торгов- лицо, оказывающее соотв. услуги. Необходимо получение лицензии. Могут выступать только хоз. общества, не могут выступать инд. предприниматели и пр.

3. Для биржевой торговли характерно третейское разбирательство, при проведении торгов, могут создаваться соотв. третейские суды.

Цель- создание условий для формирований хозяйственных связей между покупателем и потребителем. Заключение между ними прямых договоров, обеспечение соотв. инфо продавцов и покупателей.

Зародились ярмарки в 17 веке. Ярмарки возрождаются в 70-х гг., оптовые ярмарки проводятся широко: по торговле товарами, продукцией тех назначения. Это было единственное место, где мог заключаться договор по свободному усмотрению сторон между продавцом и покупателем. Следующий этап приходится на 90-е гг. Сегодня: Экспоцентр, нижегородская ярмарка, тверская ярмарка.

Проблема- полное отсутствие законодательного решения проблемы, нет никаких НПА. Сегодня совершение заключение договора на ярмарках осуществляется на уровне субъектов федерации, например, Закон гор. Москвы, регулирующий ярмарки по продажам ювелирных изделий. Также используются ГК, Налоговый Кодекс, Таможенный кодекс, закон об экспортном контроле, о рекламе и пр.

РФ-участница международных ярмарок. Участница Парижской конвенции о международных выставках. Основной вопрос при совершенствовании законодательства-форма акта.