Производственный бюджет.

Бюджет продаж

В условиях рынка первый показатель, с которого необходимо начинать любое планирование – прогноз продаж в физическом и стоимостном выражении.

В зависимости от специфики деятельности предприятия методы составления прогнозного бюджета продаж могут быть разными:

1. Исходя из условий заключенных и предполагаемых к заключению договоров с заказчиками (для машиностроительных предприятий, работающих по индивидуальным заказам). Тогда бюджет продаж можно составлять по заказам или по контрактам вместо изделий.

2. На основе текущего объема выпуска и рыночной конъюнктуры цен на готовую продукцию (для крупных предприятий серийного и массового производства).

3. Путем проведения анализа безубыточности (CVP-анализ – издержки-объем-прибыль) и установления планового уровня отпускных цен, который обеспечивает наибольшую величину чистого дохода от сбыта данного вида продукции (для предприятий с небольшой номенклатурой изделий, возможностями оперативного изменения объемов и ассортимента выпуска – ТЭК, пищевая, легкая промышленность).

 

Производственный бюджет состоит из бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции, бюджета материальных затрат, бюджета затрат на оплату труда, бюджета накладных затрат. В конкретных условиях набор операционных бюджетов, входящих в производственный бюджет компании, может быть расширен.

Назначение бюджета производства – определить производственную программу предприятия или план закупок товаров для перепродажи (для торговых предприятий) на предстоящий бюджетный период. Зная производственную программу или объем закупки товаров для реализации и величину запасов, мы сможем впоследствии устанавливать как производственную себестоимость продукции или расходы на закупку товаров, так и издержки на хранение запасов.

Назначение бюджета материальных затрат – определить затраты сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих, необходимых для производства продукции.

Назначение бюджета затрат на оплату труда – определить прямые затраты на заработную плату в соответствии с составленным ранее бюджетом производства. Здесь учитываются только прямые затраты на оплату труда, т.е. основного производственного персонала или рабочих. Если заработная плата работника непосредственно не зависит от объема производства, то такие расходы относятся к условно-постоянным и учитываются в бюджете накладных затрат.

Назначение бюджета накладных затрат – определить накладные затраты, которые включают в себя постоянную и переменную части.

Бюджет коммерческих расходов.

Назначение данного бюджета – определить затраты на мероприятия по продвижению продукции на рынки.

Коммерческие расходы предприятия делятся на постоянные (маркетинговые исследования, расходы на продвижение: реклама, акции по стимулированию сбыта, фонд оплаты труда отдела маркетинга, отдела сбыта), которые в планируемый период не зависят от объема продаж, и переменные (например, премии в виде процента от продаж), динамика которых пропорциональна изменению объема продаж.

Основой бюджетирования постоянных коммерческих расходов является сметное планирование по центрам ответственности. В этой связи существуют 2 варианта:

1. Основываясь на достигнутом уровне (учитывается смета затрат подразделения (отдел маркетинга или сбыта) предыдущего периода) и результаты его выполнения. Бюджетные показатели устанавливаются в соответствии с результатами прошлого и перспективами следующего бюджетного периода.

2. С нулевой точки, не принимая во внимание показатели прошлых периодов.