Кодекс этических норм и принципов в области связей с общественностью (РАСО).

Кодекс профессионального поведения Института РК (IРК)

Факультативно.

Лиссабонский кодекс профессионального поведения.(факультативно)

 

1. В своей деятельности работник РR обязан строго соблюдать профессиональную тайну, не разглашать никакой информации, или же использовать такую информацию, не имея на это права.

 

2. Практический работник РR, имеющий какие-либо права или интересы, которые могут вступить в конфликт с таковыми интересами его клиентами нанимателя, обязан обнародовать их как можно раньше.

3. Работник РR не должен рекомендовать своему клиенту или нанимателю услуги любой фирмы, в которых ему принадлежат финансовые, коммерческие или другие права и интересы, без предварительного объявления о таких своих правах и интересах.

 

4. Работник РR. не должен заключать контракт с клиентом или нанимателем, согласно которому работник гарантирует какие-либо количественные результаты.

 

5. Работник РR не должен принимать никакого вознаграждения за услуги своему клиенту или нанимателю от третьей стороны.

 

6. Если выполнение задания по РR может привести к серьезным нарушениям правил профессионального поведения: работник РR. обязан немедленно уведомить своего клиента или нанимателя также сделать все от него зависящее, чтобы заставить последнего уважать требования Кодекса.

Если же клиент или наниматель упорствует в своих намерениях, работник РR обязан соблюдать Кодекс вне зависимости от грозящих последствий.

 

 

1. Нормы профессионального поведения. Участник IРR должен считать своим долгом соблюдение самых высоких норм профессионального поведения в области РR

Участник IРR несет личную ответственность при любых обстоятельствах за честное ведение дел с клиентом, а также с коллегами по IРR, со средствами массовой информации, самое главное, - с общественностью.

 

2. Интересы клиента. Участник IРR должен обеспечить, чтобы интересы любой организации, с которой он профессионально связан, были бы адекватно объявлены.

 

3. Вознаграждение лица, занимающего общественные посты. Участник IРR не должен для обеспечения своих интересов предлагать никакого вознаграждения лицам, занимающим общественные посты, если такое действие несовместимо с интересами общества.

 

 

4. Конфиденциальная информация. Участник IРR не должен разглашать информацию (кроме как по решению суда с соответствующей юрисдикцией).

 

8. Разглашение ценной финансовой информации. ЧленIРR участвующий в прибылях в какой-либо организации, не должен пользоваться ее услугами от имени своего клиента или нанимателя без извещения о своем участии.

 

9. Выплата вознаграждения в зависимости от результатов, Член IРR не должен вести переговоров или вступать в соглашение с потенциальным клиентом или нанимателем на условиях выплаты ему вознаграждения в зависимости от будущих результатов в области PR.

 

В 90-х годах был разработан Российский аналог - Кодекс Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО).

 

Зарубежные кодексы корпоративного регулирования профессиональной деятельности в сфере публичных отношений во многом взаимодополнительны, дублирование норм – незначительное.

Кодекс РАСО составлен с учетом этих регуляций, однако он не столь конкретен.

 

1. Участник Ассоциации несет двойную ответственность - перед клиентом и перед обществом в целом. Обязательства члена Ассоциации перед клиентом или нанимателем не могут входить в противоречие с его обязательствами перед обществом.

 

2. Участник Ассоциации должен придерживаться самых высоких норм личной и профессиональной честности в отношениях с клиентами или нанимателями, с другими консультантами или агентствами по связям с общественностью и с самой общественностью.

 

Принципы взаимоотношений с клиентами или нанимателями.

3. Участник Ассоциации должен быть готов в случае необходимости сообщить имя клиента или нанимателя, от лица которого он осуществляет связи с общественностью.

 

4. Участник Ассоциации не может гарантировать клиенту или нанимателю конкретных результатов, если их достижение находится вне сферы его непосредственного контроля.

 

5. Участник Ассоциации должен открыто объявить о своих обстоятельствах, если его интересы или обязательства вступают в противоречие с обязательствами перед клиентом или нанимателем.

 

6. Участник Ассоциации не должен ориентировать клиента или нанимателя на деловые связи с организациями или фирмами, в которых он имеет свои финансовые, коммерческие или любые иные, интересы, без предварительного объявления о таковых.

 

7. Участник Ассоциации не должен принимать материального вознаграждения в любой форме от любой стороны, кроме клиентов или нанимателей, которым он предоставляет услуги, без их на то согласия, полученного после полного изложения фактов.

 

8. Участник Ассоциации обязан строго соблюдать профессиональную тайну. Он не имеет права разглашать информацию, полученную от настоящих, бывших или потенциальных клиентов или нанимателей, без их на то согласия.

 

У современного кодекса РАСО имеется ряд минусов. Само название РАСО — “Кодекс этических норм и принципов в области связей с общественностью” — не содержит в себе точной корпоративной адресации, претендует на всеосновополагающее значение.

 

Напротив, название Кодекс IРRА имеет четкую и однозначную привязку к профессии и ее профессиональной корпорации — Международной Ассоциаций РR. Он указывает на обязательность его норм для всех членов Ассоциации.

 

Кодекс РАСО, наоборот, предполагает, что члены РАСО возьмут на себя обязательства, не исполнять, а руководствоваться (более мягкий термин) этим Кодексом.

 

Высказывая ряд критических замечаний в адрес проекта кодекса РАСО, мы далеки от мысли сколь либо недооценивать ниже проделанной работы. Ведь проект кодекса тем и отличается от кодекса, что предполагает критическое обсуждение и последующую его доработку.