Общие характеристики имиджа.

Проблема имиджа организации и ее руководителя или лидера.

Формирование имиджа лидера и организации

Лекция 13.

1. Проблема имиджа организации и ее руководителя или лидера.

2. Общие характеристики имиджа.

3. Модели имиджа организации и лидера.

 

Проблема формирования позитивного имиджа руководителя приобрела за последние годы особое значение.

Всякая PR-деятельность в организации должна начинаться с: создания ее позитивного имиджа; мониторинга имиджа и его совершенствования.

Имидж — сложившийся в массовом сознании, эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо.

 

Другое важное понятие – стереотип. Это упрощенный, но устойчивый психический образ основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлений.

Стереотип обладает следующим свойством: он одновременно является оценкой и психологической установкой (такой то должен действовать так то).

 

Стереотипныеоценки и установки очень сильны и основаны на эмоциях, а не на рациональном аргументировании. Стереотипы во многом определяют поведение и отношения.

 

Трансляция (то есть посыл) имиджа осуществляется с помощью:

1. Метафоры, то есть выразительного, легко запоминающегося образа чего-либо, переносящего иные свойства;

2. Героя, олицетворяющего реальность, время или идею;

3. Знака, то есть характерной символики, внешности, поведения и пр.

 

Имидж— это манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психический образ, действующий на эмоциональную сферу человека, а через них — на его поведение и выбор.

 

Свойства имиджа:

1.Имидж дает лишь иллюзию свойств и характеристик;

2.Имидж — образ прежде всего манипулятивный;

3. Основное противоречие имиджа: он, как правило, направлен на реализацию корыстных целей компании;

 

 

Имидж обладает следующими общими характеристиками:

1. Имидж - не подлежит прямому измерению. Оценить его можно лишь по отношениям, проявляющимся в общении. Создав имидж, надо изучать реакции на него;

2. Эффективный имидж должен быть целостным и непротиворечивым;

3. Имидж постоянно надо “подкреплять” рекламой или целевыми PR-акциями;

4. Как стереотип имидж должен содержать ограниченное число компонентов. Сложность конструкции будет только мешать его восприятию;

5. Имидж должен быть в какой-то мере реалистичным, явное приукрашивание достоинств приведет к снижению доверия;

6. Имидж должен быть прагматичным. Ориентированным на ограниченный круг задач. Создание универсального имиджа вряд ли возможно;

7. Эффективный имидж должен быть приспосабливаемым. Абсолютно “жесткая и неизменная конструкция” нежелательна;

8. Имидж должен вызывать сильный положительный эмоциональный отклик.

 

Главная функция имиджа- формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Его следствия: доверие, высокие оценки и уверенный выбор.

 

Положительныйимидж способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния фирмы.

 

При создании эффективного имиджа надо представлять, какой конкретно имидж необходим? Тип имиджа определяет стратегию и содержание деятельности по его созданию.

 

Типы имиджа, в зависимости от направленности и цели:

1. По направленности проявления(информация о том, по каким признакам создается имидж) имидж можно подразделить на:

 

— Внешний, то есть проявляющийся во внешней среде, ориентированной на клиентов (фирменный стиль, логотип, слоган, интерьеры офиса, внешний вид персонала);

— Внутренний: впечатление о работе и отношениях персонала (корпоративные отношения, этика поведения, особенности делового общения, традиции и пр.).

 

 

2. По эмоциональной окраске имидж делится на:

— Позитивный имидж (здесь комментарии не требуются).

— Негативный имидж (создается, в основном, в политике политическими оппонентами с помощью “черного PR” и антирекламы).

 

3. По целенаправленности PR-деятельности имидж делят:

— Естественный имидж, складывающийся стихийно, в результате практической деятельности фирмы.

— Искусственный, создаваемый специально рекламой или PR-акциями.Не в полной мере соответствует характеру деятельности фирмы.

Как правило:на первых этапах PR-деятельности фирмы доминируют искусственные внешние имиджи (приукрашивают деятельность компании) в дальнейшем происходит их сближение с естественными типами имиджа.

 

4. По степени рациональности восприятия имидж подразделяется:

— Когнитивным, дающим “сухую” специальную информацию (ориентирован на узких специалистов).

— Эмоциональным (ориентирован на широкую аудиторию).

 

5. По содержанию имидж можно разделить на:

— Политический имидж. — Имидж руководителя (и его команды).

— Имидж организации. — Имидж территории (города, региона, страны). - Имидж идеи, проекта.