Форма анкеты для опроса
Принципы изучения общественного мнения.
Анализ и формирование общественного мнения(2)
Лекция 12.
4. Природа и статус общественного мнения.
5. Анализ состояния общественного мнения.
6. Учет и формирование общественного мнения.
Они базируются на сборе максимально обширной информации.
Начинается изучение общественного мнения с анализа литературных источников.
Это могут быть: результаты ранее проведенных социологических исследований, голосования на предыдущих выборах, анализ различных статистических данных, высказываний и оценок читателей газет, откликов на передачи радио или телевидения.
Важную роль играют и личные наблюдения. В настоящее время большую часть полезной информации можно найти в Интернете.
Основным источникомполучения сведений об общественном мнении являются - социологические исследования.
Социологический анализначинается с выяснения отношения интересующей аналитика группы людей к проблеме. Определению знака (оценки) этой проблемы - положительная, нейтральная или отрицательная.
Типичные вопросы анкеты (интервью):
“Одобряете ли Вы или нет?”, “поддерживаете ли Вы или нет?”, “согласны ли Вы или нет с мнением, что...”
Типичные ответы: да”, “нет”, “не знаю” (затрудняюсь ответить).
Помимо знакаоценки, как правило, анализируется ееинтенсивность. Для этого в анкете содержатся вопросы типа: поддерживаю (не поддерживаю); доверяю (не доверяю); одобряю (не одобряю).
Пример ответов на вопрос: (нарисовать в виде таблицы).
“Доверяете ли Вы или нет Д.М. Медведеву как главе государства?”.
— Полностью доверяю.
— В основном доверяю.
— Отчасти доверяю, отчасти нет.
— В основном не доверяю.
— Полностью не доверяю.
— Затрудняюсь ответить.
Нередко используются шкалы с более коротким интервалом между позициями. Степень доверия предлагается оценить по сумме балов (шкале) от 10 (полное доверие) до 1 (полное недоверие).
В вопросах, допускающих несколько альтернатив, интенсивность измеряется, путем постановкидополнительного вопроса:
Пример такого рода вопросов — “что сейчас важно для утверждения в России подлинного народовластия, зрелой демократии?”.
Таблица 2
Показатели | Важно | Отчасти важно | Не важно | Затрудняюсь ответить |
Равная ответственность всех перед законом | ||||
Свобода слова | ||||
Совершенствование избирательной системы | ||||
……………………….. |
Следующий вопрос: “Из названного укажите 1 — 2 пункта, которые Вы относите кособо важным”. (дополнение к анкете).
Проблема анализа полученных результатов:
1.Определенное число людей отвечают “да” или “нет”, хотя на самом деле не имеют определенного мнения;
2.Всегда существуют опасения, что вопрос неадекватно понят.
Использование дополнительно метода фокус-групппозволяет лучше интерпретировать результаты опроса.
Готовность выбранной целевой группы вступить в коммуникацию по проблеме напрямую зависит от степени ее заинтересованности.
Степень заинтересованностигруппы выявляется:
1. С помощью прямых вопросов (типа: “лично Вас волнует такая-то проблема, считаете ли Вы для себя ее важной?”)
2. Косвенных вопросов: (“интересуетесь ли Вы информацией, касающейся такой-то проблемы?”, “обсуждали Вы проблему со своими друзьями (родственниками, знакомыми и т.д.)?”)
Воздействие на общественное мнение зависит от степени, в которой мнение участника группы по проблеме разделяют другие участники – (общественная поддержка).
Ее определяют вопросами: “Как вы полагаете, другие такие же, как Вы люди разделяют Вашу позицию?”.
Важной характеристикой общественного мнения является уровень его информированности - каким объемом знаний по проблеме располагает общественная группа.
Занимая одну и ту же позицию по проблеме, люди могут по разному понимать ее суть. Располагать различной степенью знаний по проблеме.
Так, на выборах в России большая часть избирателей поддерживает ту или иную партию вовсе не потому, что ее программа близка и понятна, а потому что нравится ее лидер. (тут про грядущие выборы и про путина можно сказать – а также про неясную программу единой России и других партий).
Другая важная характеристика— уровень стабильности.
Зрелое общественное мнение обладает способностью не меняться в течение времени. В таком случае, аналитик получает возможность прогнозировать его развитие.
Признак стабильности общественного мнения: –
1. Чем жестче и определенней позиция по проблеме, тем больше люди заинтересованы в проблеме;
2. чем они больше информированы, тем стабильнее их мнение.
Для определения стабильности: в анкету или интервью вводят специальные вопросы, позволяющие выяснить, насколько убежден в своей правоте респондент.
Достоверную информацию также можно получить с помощью нескольких повторных опросов, проводящихся по одной и той же схеме.
Анализ уровня стабильностиособенно необходим для оценок прогнозного характера в период избирательных кампаний.
Однако, любой прогноз в такой период может быть лишь краткосрочным: до 30-40% избирателей принимает за кого голосовать в последний момент.
Долгосрочный прогноз не возможен.