Внебюджетное инвестирование жилищной сферы в России
Выбор источников финансирования и планирование инвестиций в воспроизводство жилищного фонда
Среднесрочное и долгосрочное планирование эксплуатации.
Среднесрочное планирование (от 1 до 5 лет) рассматривается как гарантия осуществления ремонтной политики в краткосрочной и в долгосрочной перспективе. При этом необходимо знать характеристики конструкций и способы их использования. Эти характеристики определяют остаточный срок службы материалов и степень ремонта, т.е. качество жилья, финансирование и ликвидность. Отсюда понятны меры, необходимые с позиций политики и управления собственностью.
Данные плана позволяют принимать решения по выбору организации для проведения ремонтных работ либо проводить их собственными силами, а также анализировать потребность в персонале по годам планового периода.
Долгосрочное планирование, в зависимости от продолжительности прошлой эксплуатации и ожидаемого срока службы строительных элементов, составляется на период 6-10 лет,11-15 лет,16-20 лет и 21-25 лет. Здесь также необходим практический опыт и знания о поведении материалов и конструкций, что устанавливается обследованием и визуальным осмотром.
Результаты такого обследования позволяют определить сроки проведения серьезного ремонта (например, капитального) и размер потребляемых инвестиций.
До 1992 года в России действовала плановая система воспроизводства жилья. Она включала:
− административное планирование потребности в жилье;
− централизованное планирование жилищного строительства;
− директивное управление строительством;
− административное распределение жилья.
Источниками финансирования нового строительства жилья являлись:
− государственные бюджеты различных уровней (государственный
жилищный фонд). Этот источник преобладал;
− средства предприятий (ведомственный жилищный фонд);
− собственные средства физических лиц (жилищные и жилищно-строительные кооперативы).
В перестроечный период (сокращение средств из федерального и местных бюджетов, высокая инфляция, общая экономическая нестабильность) потребовалась разработка экономической базы развития долгосрочного жилищного кредитования и создания условий формирования внебюджетных средств для финансирования жилищного строительства.
В настоящее время источники финансирования таковы:
− бюджетные средства (около 20%);
− внебюджетные средства (более 80%).
Внебюджетные источники:
− собственные средства застройщиков (предприятий и организаций различных форм собственности);
− собственные средства покупателей строящегося жилья;
− средства финансовых и кредитных учреждений;
− международные и финансовые ресурсы.
Из названных источников формируется следующее разнообразие привлечения ресурсов.
А. Внутренние жилищные займы; | А.1. Жилищные сертификаты А.2. Государственные жилищные (облигационные) займы |
Б. Собственные средства предприятий и населения; | Б.1. Банковское кредитование застройщиков и населения (и ипотека) Б.2. Долевое участие в строительстве Б.3. То же в виде накопительной системы строй- сбережений и системы «жилищная инициатива» Б.4. Индивидуальное жилищное строительство |
В. «Жилищные» лотереи;
Г. Вексельное обеспечение
Д. Международные инвестиционные и финансовые ресурсы.
Охарактеризуем их.
А.1. Жилищные сертификаты.
Введены Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. Их привлекательность определяется следующими условиями:
· номинальная стоимость жилищного сертификата устанавливается в единицах общей площади жилья, а также в его денежном эквиваленте;
· … « в качестве эмитентов жилищных сертификатов могут выступать юридические лица, …, имеющие права заказчика на строительство жилья». Далее: «объем эмиссии жилищных сертификатов (выраженный в единицах жилой площади) не может превышать размера общей площади строящегося эмитентом жилья, являющегося объектом привлечения средств». Названные условия снижают риски держателей сертификатов, а аккумулированные денежные средства направляются в сферу жилья.