Движении поезда в кривой
Дополнительное сопротивление при
Дополнительное сопротивление от уклонов
Подвижного состава
К силам дополнительного сопротивления движению WД относятся силы, возникающие: от уклонов; при движении поезда в кривых; при трогании состава с места; от подвагонного оборудования пассажирских поездов; при низких температурах наружного воздуха; от действия встречного и бокового ветра.
Эта сила создается составляющей веса поезда и действует на подъеме против движения, а на спусках - по направлению движения.
V B
АВ=S O
Wi
H2
a G=mg
H1
A C
O
D a/
L
K
Крутизна подъема определяется углом a (см. рис.). На железнодорожном транспорте крутизну подъемов (уклонов) iпрофиля пути измеряют в тысячных долях (%o) равных отношению высоты подъема ВС к его длине АВ (т.е. к S), умноженному на 1000:
.
Если известны высоты Н1 и Н2 точек А и В над уровнем моря, то крутизна:
.
Иными словами, крутизна i показывает высоту подъема в метрах на каждый километр пути. Например, на подъеме 5%o поезд поднимается на 5м за один километр пути. В случае спуска перед уклоном ставят знак минус.
На рисунке показаны силы, действующие на подвижной состав, расположенный на уклоне. Вертикальную силу тяжести G поезда, отложенную в масштабе в виде вектора ОК, можно разложить на две составляющие. Сила OL, направленная перпендикулярно к рельсам, не оказывает влияния на движение поезда, а сила OD, действующая против движения по подъему, является силой сопротивления движению от подъема Wi. Из рисунка следует, что:
(кН).
Для поезда массой m, сила G=1000mg и тогда
(Н),
где 1000sina/=i.
Треугольники САВ и LOK подобны (их стороны взаимно перпендикулярны), следовательно, a=a/ и sina= sina/.
Откуда
(Н),
где 1000sina = i.
Так как удельная сила дополнительного сопротивления движению от подъема равна Wi, деленной на вес поезда G=mg, то:
(Н/кН).
Таким образом, удельная сила дополнительного сопротивления от подъема, численно равна подъему в тысячных долях. Например, на подъеме i=9%o дополнительное удельное сопротивление движению: wi=9 Н/кН, а на спуске той же крутизны, т.е. i=-9%o, wi=-9 Н/кН. Таким образом, под i понимают не абсолютное, а алгебраическое значение крутизны подъема (уклона).
При движении поезда в кривых участках пути на него действует центростремительное ускорение. При этом колеса гребнем набегают на наружный рельс и прижимаются к нему. Между гребнями колес и боковой поверхностью головки рельса возникает трение. Из-за разной длины наружного и внутреннего рельсов при движении в кривых увеличивается проскальзывание колес. Сопротивление увеличивается также в результате возрастания сил трения в ходовых частях подвижного состава при повороте тележек в момент входа и выхода из кривой.
Из-за сложности учета всех действующих факторов обычно пользуются эмпирической формулой, учитывающей только радиус кривой. Влияние скорости, как правило, в расчет не берут, полагая, что при движении в кривых скорость поезда ограничена. Для магистральных и промышленных железных дорог используют выражение:
(Н/кН),
где RКР - радиус кривой (м).
Кривая может быть задана центральным углом a и протяженностью SКР.
SКР
RКР
lП
a
Так как окружность имеет центральный угол равный 3600, а ее длина SОКР=2pR, то протяженность кривой (м) с центральным углом a (градусы) будет равна:
,
Откуда
.
Тогда
(Н/кН).
При расчете этого сопротивления, по указанным выше двум формулам, предполагают, что длина lП £ SКР, т.е. состав полностью расположен в кривой. Если lП > SКР, то дополнительное сопротивление будет испытывать не весь поезд, а только его часть, что учитывают, умножая значение wr для все-
lП
SКР
RКР
a
го поезда на отношение SКР / lП:
,
или
.
Удельное сопротивление движению поезда на подъеме (уклоне) с расположенной на нем кривой радиуса RКР:
(Н/кН),
где wO - средневзвешенное основное удельное сопротивление всего поезда, подсчитанное в зависимости от типа вагонов, электровоза и режима его движения (см. табл. ПТР).
Полное сопротивление движению поезда:
W=(wO ± i + wr)mg (Н),
где m - масса поезда (т).
Если поезд сформирован из электровоза массой mЭЛ и состава, имеющего k групп однотипных вагонов, масса каждого из которых mj, то:
(Н/кН),
где - основное удельное сопротивление движению вагонов j-ой группы.