Движении поезда в кривой

Дополнительное сопротивление при

Дополнительное сопротивление от уклонов

Подвижного состава

 

 

К силам дополнительного сопротивления движению WД относятся силы, возникающие: от уклонов; при движении поезда в кривых; при трогании состава с места; от подвагонного оборудования пассажирских поездов; при низких температурах наружного воздуха; от действия встречного и бокового ветра.

 

Эта сила создается составляющей веса поезда и действует на подъеме против движения, а на спусках - по направлению движения.

 

V B

 

 


АВ=S O

Wi

 

H2

 

a G=mg

H1

A C

 


O

D a/

 


L

K

Крутизна подъема определяется углом a (см. рис.). На железнодорожном транспорте крутизну подъемов (уклонов) iпрофиля пути измеряют в тысячных долях (%o) равных отношению высоты подъема ВС к его длине АВ (т.е. к S), умноженному на 1000:

 

.

 

Если известны высоты Н1 и Н2 точек А и В над уровнем моря, то крутизна:

 

.

 

Иными словами, крутизна i показывает высоту подъема в метрах на каждый километр пути. Например, на подъеме 5%o поезд поднимается на 5м за один километр пути. В случае спуска перед уклоном ставят знак минус.

На рисунке показаны силы, действующие на подвижной состав, расположенный на уклоне. Вертикальную силу тяжести G поезда, отложенную в масштабе в виде вектора ОК, можно разложить на две составляющие. Сила OL, направленная перпендикулярно к рельсам, не оказывает влияния на движение поезда, а сила OD, действующая против движения по подъему, является силой сопротивления движению от подъема Wi. Из рисунка следует, что:

 

(кН).

 

Для поезда массой m, сила G=1000mg и тогда

 

(Н),

 

где 1000sina/=i.

Треугольники САВ и LOK подобны (их стороны взаимно перпендикулярны), следовательно, a=a/ и sina= sina/.

Откуда

 

(Н),

где 1000sina = i.

Так как удельная сила дополнительного сопротивления движению от подъема равна Wi, деленной на вес поезда G=mg, то:

 

(Н/кН).

 

Таким образом, удельная сила дополнительного сопротивления от подъема, численно равна подъему в тысячных долях. Например, на подъеме i=9%o дополнительное удельное сопротивление движению: wi=9 Н/кН, а на спуске той же крутизны, т.е. i=-9%o, wi=-9 Н/кН. Таким образом, под i понимают не абсолютное, а алгебраическое значение крутизны подъема (уклона).

 


При движении поезда в кривых участках пути на него действует центростремительное ускорение. При этом колеса гребнем набегают на наружный рельс и прижимаются к нему. Между гребнями колес и боковой поверхностью головки рельса возникает трение. Из-за разной длины наружного и внутреннего рельсов при движении в кривых увеличивается проскальзывание колес. Сопротивление увеличивается также в результате возрастания сил трения в ходовых частях подвижного состава при повороте тележек в момент входа и выхода из кривой.

Из-за сложности учета всех действующих факторов обычно пользуются эмпирической формулой, учитывающей только радиус кривой. Влияние скорости, как правило, в расчет не берут, полагая, что при движении в кривых скорость поезда ограничена. Для магистральных и промышленных железных дорог используют выражение:

 

(Н/кН),

 

где RКР - радиус кривой (м).

Кривая может быть задана центральным углом a и протяженностью SКР.

 

 

 


SКР

RКР

lП

a

 

 


Так как окружность имеет центральный угол равный 3600, а ее длина SОКР=2pR, то протяженность кривой (м) с центральным углом a (градусы) будет равна:

 

,

 

Откуда

 

.

Тогда

(Н/кН).

 

При расчете этого сопротивления, по указанным выше двум формулам, предполагают, что длина lП £ SКР, т.е. состав полностью расположен в кривой. Если lП > SКР, то дополнительное сопротивление будет испытывать не весь поезд, а только его часть, что учитывают, умножая значение wr для все-

 

 


lП

 


SКР

RКР

 


a

 


го поезда на отношение SКР / lП:

 

,

или

 

.

 

Удельное сопротивление движению поезда на подъеме (уклоне) с расположенной на нем кривой радиуса RКР:

 

(Н/кН),

 

где wO - средневзвешенное основное удельное сопротивление всего поезда, подсчитанное в зависимости от типа вагонов, электровоза и режима его движения (см. табл. ПТР).

 


Полное сопротивление движению поезда:

 

W=(wO ± i + wr)mg (Н),

где m - масса поезда (т).

Если поезд сформирован из электровоза массой mЭЛ и состава, имеющего k групп однотипных вагонов, масса каждого из которых mj, то:

 

(Н/кН),

 

где - основное удельное сопротивление движению вагонов j-ой группы.