На каждом элементе профиля пути для всех
Расчет сил сопротивления движению поезда
Общие сведения
Соединение тяговых электродвигателей
Соединение тяговых электродвигателей
(восьмиосный электровоз)
Последовательное соединение ТЭД (С)
IЭ = I
UД =
UД
Последовательно-параллельное соединение ТЭД (СП)
I
UКС
I
UД IЭ
Параллельное соединение ТЭД (П)
I I I I
UКС
UД
IЭ
(шестиосный электровоз)
Последовательное соединение ТЭД (С)
IЭ=I
UКС
UД
Последовательно-параллельное соединение ТЭД (СП)
UКСI IЭ=2I
I
UД IЭ
Параллельное соединение ТЭД (П)
UКС
I I I
UД
IЭ
При движении поезда на него действуют множество различных внутренних и внешних сил.
В н у т р е н н и е силы уравновешиваются внутри поезда и на скорость его движения не влияют.
В н е ш н и е силы оказывают влияние на изменение скорости движения поезда.
Все многообразие таких сил сводится к следующим:
- силе тяги FК , развиваемой локомотивом;
- тормозной силе В , возникающей при включении тормозов;
- силам сопротивления движению W , к которым относят все остальные внешние силы, действующие на поезд.
Силы FК и В может регулировать машинист и их называют управляемыми. Силы W являются силами неуправляемыми.
Сила тяги FК направлена по движению поезда, а тормозные силы В - против движения. Силы W, как правило, также действуют против направления движения.
Все эти три силы (FК, В, W) можно заменить одной силой - равнодействующей, которую называют у с к о р я ю щ е й силой FУ:
FУ = FК - W - B (Н)
Эти три составляющие ускоряющей силы одновременно на поезд не действуют (не имеет смысла тянуть состав при включенных тормозах), поэтому в зависимости от того, какие силы действуют на него в данный момент, различают следующие режимы движения:
р е ж и м т я г и - действует сила тяги FК и сила сопротивления движению W, при этом FУ = FК - W;
р е ж и м в ы б е г а - отсутствует сила тяги FК и сила торможения В, при этом FУ = - W;
р е ж и м т о р м о ж е н и я - к силам сопротивления движению W добавляется тормозная сила В, при этом FУ = - W - B.
Ускоряющую силу, имеющую отрицательное значение, называют з а м е д л я ю щ е й.
В тяговых расчетах удобнее использовать не сами рассмотренные силы (Н), а их удельные величины, т.е. силы, отнесенные к весу поезда (кН):
; ; ; ,
где mg - вес поезда (кН), m - масса поезда (т), g=9.81 м/c2.
Все указанные силы относят к ободом колес и прикладывают в точках соприкосновения колеса и рельса.
заданных скоростей движения.
Силу, которую создает электровоз для движения поезда, называют силой тяги FК или силой тяги колесной пары. Этой силе противодействуют силы трения, которые возникают при движении поезда и называются силами сопротивления движению W. Сопротивление движению условно делят на две основные составляющие: одну, зависящую от типа подвижного состава и скорости его движения и другую, зависящую от плана и профиля пути, а также от особых условий движения.
Первую составляющую называют о с н о в н ы м сопротивлением движению WО и представляет собой сопротивление движению подвижного состава данного типа на прямолинейном и горизонтальном участке пути при любой скорости движения, в том числе и при V=0. Эта составляющая обусловлена внутренним трением в узлах подвижного состава, сопротивлением, возникающим при взаимодействии подвижного состава и пути, а также сопротивлением воздушной среды (при отсутствии ветра).
Вторую составляющую называют д о п о л н и т е л ь н ы м сопротивлением движению WД и представляет собой сопротивление движению от уклонов (подъемов) и кривых. Оно не зависит от скорости движения и определяется только планом и профилем пути. Различают еще дополнительное сопротивление от воздействия ветра и при движении в тоннелях.
Таким образом, сопротивление движению поезда равно:
W = WO + WД ,
где WД =Wi + Wr .
Здесь Wi - сопротивление движению от уклонов (подъемов);
Wr - сопротивление движению от кривых.