Вопрос № 13: Бихевиоризм как наука о поведении.

Рис. Компоненты действия и их функция

Всякое действие представляет собой сложную систему, со­стоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляю­щая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировоч­ная.

Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успеш­ного выполнения данного действия.

Исполнительная часть осу­ществляет заданные преобразования в объекте действия.

Конт­рольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопостав­ляет полученные результаты сзаданными образцами и при не­обходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Операцией называетсяконкретный способ выполнения дей­ствия.Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и опыта человека. Операции, обычно мало осознаютсяили совсем не осознаются человеком, т. е. это уровень автоматических навыков.

Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятель­ность, нельзя забывать, что человек представляет собой орга­низм свысокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и пред­посылками и средствами деятельности.Например, когда чело­век ставит перед собой цель что-то запомнить, он может ис­пользовать разные действия и приемы запоминания, но эта дея­тельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизио­логическую функцию: ни одно из действий заучивания не при­вело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции состав­ляют органический фундамент процессов деятельности.

Сенсомоторные процессыэто процессы, в которых осу­ществляют связь восприятия и движения. В этих процессах раз­личают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реак­ции — процесс восприятия; 2) центральный момент реакции — более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбо­ром; 3) моторный момент реакции — процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (об­ратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о дви­жении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная проблема психоло­гии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы — это процессы, связы­вающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психи­ческими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация— это процесс перехода от внешнего, ма­териального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация — это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существо­вание человека и формирование его как личности — это обще­ние, игра, учение и труд.

Уже отмечалось, что наши потребности толкают нас к дей­ствию, к активности. Потребность это переживаемое челове­ком состояние нужды в чем-либо.Состояния объективной нуж­ды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необхо­димое условие его нормального функционирования, и называ­ются потребностями. Голод, жажда или потребность в кислоро­де — первичные потребности, удовлетворение которых жизнен­но важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного орга­низму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к его удовлетворе­нию. Возникшее таким образом первичное побуждение вызыва­ет серию координированных действий, направленных на восста­новление равновесия.

Поддержание равновесия, при котором организм не испы­тывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение — это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей его потребности. Часто поведение человека вызыва­ется восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. Восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее по­буждение. Потребность в движении, в получении новой инфор­мации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уро­вень активации, который позволяет ему функционировать наи­более эффективно.Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния че­ловека.

Потребность в социальных контактах, в общении с людьми является одной из ведущих у человека, только с течением жиз­ни она меняет свои формы.

Люди постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев они сами решают, что будут делать. Чтобы сделать выбор, люди прибегают к процессу мышления. Можно рассматривать моти­вацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражите­ли, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции, воспоминанию или пришедшей в голову мысли, или неосознаваемому влечению, или врожденным особенностям. Выбор наших ближайших действий направляют и поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели важнее для нас, тем с большей силой они ориентируют наш выбор.

Таким образом, существует иерархия различных потреб­ностей от самых примитивных до самых утонченных.Иерар­хическую пирамиду потребностей разработал известный психо­лог Маслоу: от врожденных физиологических потребностей (по­требность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, роди­тельский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр.) — к потребностям вбезопасности, далее к потребностям в привязанности, любви, далее к потребностям в уваже­нии, одобрении, признании, компетентности, далее к когнитив­ным и эстетическим потребностям (в порядке, красоте, справед­ливости, симметрии) — и, наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазви­тии, самореализации.

Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, с помощью различных действий, т. е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечива­ния потребности обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первоначально существует достаточно широкий спектр пред­метов, способных удовлетворить данную потребность; 2) проис­ходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворив­шем ее предмете. В акте опредмечивания рождается мотив как предмет потребности. Мотивэто опредмеченная потреб­ность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а с другой стороны, одно и то же действие может побуждать­ся разными мотивами. Мотивы порождают действия, т. е. при­водят к образованию целей. Это мотивы-цели. Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмо­ций и личностных смыслов. Эмоции возникают лишь по пово­ду таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Ведущий главный мотив обусловливает личностный смысл — переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Совокупность действий, которые вызываются одним моти­вом, и называется особенным видом деятельности (игровой, учебной или трудовой).

 

Бихевиоризм сформировался в 20-30-е годы XX века в США как новое направление изучения человека. До сих пор исследователи интересовались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами и процессами, лежащими в основе на­блюдаемых форм поведения. Но значимым является и тот факт, что за много в нашем поведении отвечает опыт, результат научения.

Личность с точки зрения научения - это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается от­крытыми (т.е. доступными непосредственному наблюдению) действиями че­ловека, как производными от его жизненного опыта. Бнхевиористы принципи­ально рассматривают внешнее окружение, как ключевой фактор человеческо­го поведения и развития личности.

Исходным пунктом научающе-бихевиоральното направления в психоло­гии являются работы физиолога И. Павлова, который открыл тип научения, известный в науке как классическое обусловливание. Процесс классического обусловливания сталсредством построения объективной психологии, имев­шей дело лишь с тем, что можно наблюдать. Основателями этого направления считаются Д.Б. Уотсон и Э. Торндайк. Но главной фигурой в области научения признан Б.Ф. Скиннер, Именно с этим именем ассоциируется наиболее после­довательный и радикальный бихевиоризм.

Скиннеровский радикальный бихевиоризмделал упор на интенсивный анализ прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. Изучение личности включает нахождение своеобразного характера взаимоот­ношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. Главный вопрос психолога- какой стимул вызовет нужную реакцию человека.

Скиннеррассматривал две разновидности поведения - респондентское и оперантное. Последнее присутствует в том случае, когда нет видимого стиму­ла. Основными механизмами являются безусловный и условный рефлексы, их угасание и подкрепление. Особое внимание уделялось исследованию режимов подкрепления, а также генерализации и различению стимулов.

Наиболее значительными достижениями бихевиоризма являются теория толерантного обучения (на ней основаны многие современные технологии обу­чения, в том числе и тренинг общения, которым вы будете занимать в рамках нашею курса), основные положения теории менеджмента и метод биологиче­ской обратной связи,

Когда психология отделилась от философии и стала научной дисципли­ной, главной ее целью являлось раскрытие основных элементов психической жизни человека при помощи метода интроспекции в лабораторных условиях (структурное направление). В качестве основной задачи психологии видели разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связен между ними.