Вопрос № 13: Бихевиоризм как наука о поведении.
Рис. Компоненты действия и их функция
Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная.
Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия.
Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия.
Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты сзаданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.
Операцией называетсяконкретный способ выполнения действия.Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и опыта человека. Операции, обычно мало осознаютсяили совсем не осознаются человеком, т. е. это уровень автоматических навыков.
Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм свысокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами деятельности.Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.
Сенсомоторные процессы— это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции — процесс восприятия; 2) центральный момент реакции — более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции — процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).
Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная проблема психологии правильных движений человека.
Эмоционально-моторные процессы — это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.
Интериоризация— это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.
Экстериоризация — это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности — это общение, игра, учение и труд.
Уже отмечалось, что наши потребности толкают нас к действию, к активности. Потребность —это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо.Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Голод, жажда или потребность в кислороде — первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.
Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение — это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей его потребности. Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. Восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно.Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния человека.
Потребность в социальных контактах, в общении с людьми является одной из ведущих у человека, только с течением жизни она меняет свои формы.
Люди постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев они сами решают, что будут делать. Чтобы сделать выбор, люди прибегают к процессу мышления. Можно рассматривать мотивацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции, воспоминанию или пришедшей в голову мысли, или неосознаваемому влечению, или врожденным особенностям. Выбор наших ближайших действий направляют и поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели важнее для нас, тем с большей силой они ориентируют наш выбор.
Таким образом, существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных.Иерархическую пирамиду потребностей разработал известный психолог Маслоу: от врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр.) — к потребностям вбезопасности, далее к потребностям в привязанности, любви, далее к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности, далее к когнитивным и эстетическим потребностям (в порядке, красоте, справедливости, симметрии) — и, наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, самореализации.
Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, с помощью различных действий, т. е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания потребности обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первоначально существует достаточно широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность; 2) происходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете. В акте опредмечивания рождается мотив как предмет потребности. Мотив—это опредмеченная потребность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а с другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели. Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Ведущий главный мотив обусловливает личностный смысл — переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.
Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется особенным видом деятельности (игровой, учебной или трудовой).
Бихевиоризм сформировался в 20-30-е годы XX века в США как новое направление изучения человека. До сих пор исследователи интересовались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами и процессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения. Но значимым является и тот факт, что за много в нашем поведении отвечает опыт, результат научения.
Личность с точки зрения научения - это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми (т.е. доступными непосредственному наблюдению) действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Бнхевиористы принципиально рассматривают внешнее окружение, как ключевой фактор человеческого поведения и развития личности.
Исходным пунктом научающе-бихевиоральното направления в психологии являются работы физиолога И. Павлова, который открыл тип научения, известный в науке как классическое обусловливание. Процесс классического обусловливания сталсредством построения объективной психологии, имевшей дело лишь с тем, что можно наблюдать. Основателями этого направления считаются Д.Б. Уотсон и Э. Торндайк. Но главной фигурой в области научения признан Б.Ф. Скиннер, Именно с этим именем ассоциируется наиболее последовательный и радикальный бихевиоризм.
Скиннеровский радикальный бихевиоризмделал упор на интенсивный анализ прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. Изучение личности включает нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. Главный вопрос психолога- какой стимул вызовет нужную реакцию человека.
Скиннеррассматривал две разновидности поведения - респондентское и оперантное. Последнее присутствует в том случае, когда нет видимого стимула. Основными механизмами являются безусловный и условный рефлексы, их угасание и подкрепление. Особое внимание уделялось исследованию режимов подкрепления, а также генерализации и различению стимулов.
Наиболее значительными достижениями бихевиоризма являются теория толерантного обучения (на ней основаны многие современные технологии обучения, в том числе и тренинг общения, которым вы будете занимать в рамках нашею курса), основные положения теории менеджмента и метод биологической обратной связи,
Когда психология отделилась от философии и стала научной дисциплиной, главной ее целью являлось раскрытие основных элементов психической жизни человека при помощи метода интроспекции в лабораторных условиях (структурное направление). В качестве основной задачи психологии видели разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связен между ними.