Вопрос 15. Участие в гражданском и арбитражном процессе прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления.

ГП, Основания и формы участия прокурора в суде первой инстанции

Основания участия прокурора в гражданском судопроизводстве:

1) прямое указание закона. В определенных случаях закон прямо устанавливает обязательное участие прокурора в рассмотрении некоторых категорий дел (напр. о лишении родительских прав). Если прокурор вступает в процесс для дачи заключения по делам, предусмотренным в федеральном законодательстве, его неявка (при условии надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела) не является препятствием к разбирательству дела;

2) инициатива самого прокурора. Так, ч.1 ст.45 ГПК предусматривает право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Поводами для участия прокурора могут быть обращения (письменные и устные) граждан, представителей соответствующих органов, публикации в средствах массовой информации и т. д.

Статья 45 ГПК предусматривает две формы участия прокурора в гражданском процессе:

1) обращение в суд с заявлением о возбуждении производства по делу;

2) вступление в процесс, начатый по инициативе других лиц, с целью дачи заключения по делу.

Вопрос об участии прокурора в процессе в той или иной форме решается им на основе закона, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела.

Часть 1 ст.45 ГПК устанавливает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Подавая заявление в суд, прокурор приобретает все процессуальные права и обязанности истца, включая право на совершение распорядительных действий. Однако в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела но существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. Прокурор не может заключить мировое соглашение и к нему не может быть предъявлен встречный иск. Вторая форма участия прокурора в гражданском процессе - вступление в процесс, начатый по инициативе заинтересованного лица, для дачи заключения, которое представляет собой аргументированное, основанное на материалах судебного разбирательства и нормах права суждение о разрешении гражданского дела по существу. Значение заключения прокурора состоит в том, что оно помогает суду в вынесении законного и обоснованного решения. В соответствии с ч.3 ст.45 ГПК прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами. Прокурор, вступивший в процесс для дачи заключения по делу, не должен обосновывать исковые требования, представлять доказательства, давать по нему объяснения. Он лишь доводит до суда свое мнение о том, как должен быть разрешен спор между сторонами. В соответствии со ст. 189 ГПК заключение по делу прокурор дает после исследования всех доказательств до начала судебных прении. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к его разбирательству. Прокурор участвует в рассмотрении дела в суде второй и надзорной инстанций только в форме принесения представления на акты судов первой и второй инстанций.

В соответствии с ч. 2 ст. 42 ГПК государственные органы, органы местного самоуправления в предусмотренных законом случаях могут привлекаться судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу. Например, дела о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным суд рассматривает с обязательным участием органов опеки и попечительства (ч. 1, 2 ст. 261 ГПК). При рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен, иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст. 78 СК). С участием органов опеки и попечительства должны рассматриваться дела об установлении усыновления (ст. 125 СК). Закон предусматривает и другие категории гражданских дел, в которых обязательно дают заключение органы местного самоуправления.

Кроме случаев обязательного в силу закона участия в гражданском судопроизводстве органы местного самоуправления могут вступать в процесс по собственной инициативе или привлекаться судом к участию и в других делах. Основанием для такого участия государственных органов и органов местного самоуправления является их заинтересованность в правильном разрешении дела, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу их компетенции. Участвуя в рассмотрении и разрешении судебных гражданских дел, государственный орган и орган местного самоуправления в своеобразной по сравнению со своей обычной деятельностью форме осуществляют функциональные полномочия по управлению какой-либо отраслью народного хозяйства или культуры, либо определенной областью общественных отношений. Таким образом, цель участия в процессе государственного органа, органа местного самоуправления, дающего заключение по делу, – осуществление возложенных на него обязанностей, что прямо оговорено в законе (ч. 2 ст. 42 ГПК).

Государственные органы, органы местного самоуправления, участвующие в процессе для дачи заключения, наделены такими же процессуальными правами, что и органы и лица, обращающиеся в суд с иском за защитой прав и интересов других лиц (ч. 3 ст. 42 ГПК). Порядок участия государственных органов и органов местного самоуправления в судебном заседании регулируется ст. 182,185,186 ГПК.

В соответствии со ст. 182 ГПК заключение государственного органа и органа местного самоуправления, привлеченного судом к участию в процессе или вступившего в процесс по своей инициативе, оглашается в судебном заседании после исследования всех обстоятельств дела. Лица, участвующие в деле, и их представители могут задавать уполномоченным этих органов вопросы в целях разъяснения и дополнения заключения. В ст. 182 ГПК не оговорено, что заключение должно быть представлено в письменной форме. Но использование законодателем применительно к заключению слова «оглашается» дает основание полагать, что имеется в виду письменная форма, так какогласить можно только то, что написано.

Обычно письменное заключение составляется до судебного разбирательства и подписывается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления. Однако нельзя не учитывать, что далеко не всегда их заключение основано на материалах предварительного обследования, как, например, в делах по спорам о детях. Кроме того, будучи заинтересованными в исходе дела, государственный орган, орган местного самоуправления в своем заключении касаются не только отдельных фактов, но и существа спора (чем они значительно отличаются от юридически не заинтересованного в исходе дела эксперта).

В своем заключении государственный орган, в компетенцию которого входит охрана определенной группы общественных отношений, оценивает конкретный судебный спор не только с позиций интересов сторон, но и с позиции государственного интереса, помогая суду правильно разрешить этот спор. Следовательно, выраженное в письменном заключении его мнение по делу окончательно формируется только в процессе установления фактических обстоятельств дела в самом судебном заседании.

В судебных прениях представители государственных органов, органов местного самоуправления выступают с речью после сторон и третьих лиц (ст. 185 ГПК). Именно в судебных прениях представитель государственного органа, органа местного самоуправления с учетом установленных в процессе исследования доказательств оглашает краткое окончательно сформированное заключение. Заключение государственного органа, органа местного самоуправления для суда необязательно. Если же суд не согласился с заключением, он должен мотивировать свое несогласие. Такое указание по конкретным делам давал Верховный Суд РФ.

То обстоятельство, что заинтересованность в деле государственного органа, органа местного самоуправления носит государственно-правовой характер, сближает его положение в процессе с положением прокурора. Но если прокурор вправе участвовать в рассмотрении и разрешении судом любого гражданского дела и давать заключение как по отдельным вопросам, так и по делу в целом, то государственный орган, орган местного самоуправления участвуют в гражданском судопроизводстве лишь в целях осуществления возложенных на них функциональных обязанностей и только в случаях, предусмотренных законом.

В судебной практике органы, участвующие в гражданском судопроизводстве по вопросам своей компетенции, иногда признаются третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора. Такое решение вопроса ошибочно. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, имеют к исходу дела материально-правовой, личный интерес. Этот интерес основан на связи третьего лица с одной из сторон материально-правовым отношением. Наконец, третьи лица никакого заключения по делу не дают.

Таким образом, цель участия государственного органа и органа местного самоуправления в гражданском судопроизводстве и характер его заинтересованности в деле являются теми критериями, с помощью которых можно определить, кто участвует в процессе – государственный орган, орган местного самоуправления, дающий заключение по делу, или третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора.

Чаще всего для дачи заключения в порядке ст. 42 ГПК в гражданском судопроизводстве участвуют такие органы, как жилищно-коммунальные, здравоохранения, просвещения, финансирования.

Отличие судебных представителей от государственных органов и органов местного самоуправления состоит в том, что судебными представителями могут быть только физические лица. Судебные представители участвуют в гражданском судопроизводстве не только в интересах сторон или третьих лиц, но и от их имени в пределах предоставленных им законом полномочий.

АП. Целью участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в случаях, прямо указанных АПК РФ. Круг дел, в которых может участвовать прокурор, установлен ст. 52 АПК РФ. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд: · с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, · с иском о признании недействительными сделок, с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ Обращаются в арбитражный суд только в случаях, предусмотренных АПК и законом Выступают в защиту государственного и (или) общественного интереса Несут обязанности стороны, за некоторым исключением Принимают обязательное участие в судебном разбирательстве Отказ данных лиц от иска не лишает истца, в чьих интересах подан иск, права требовать рассмотрения дела по существу Под наименованием «прокурор» понимаются: 1) Генеральный прокурор Российской Федерации, 2) его советники, 3) старшие помощники, 4) помощники и помощники по особым поручениям, 5) заместители Генерального прокурора РФ, 6) их помощники по особым поручениям, 7) заместители, 8) старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, 9) все нижестоящие прокуроры, 10) их заместители, 11) помощники прокуроров по особым поручениям, 12) старшие помощники и помощники прокуроров, 13) старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции Особенности участия прокурора: Особые цели, обусловленные характером объекта защиты Исчерпывающий перечень оснований для обращения в арбитражный суд Возможность участия только определенных должностных лиц Наличие процессуальных льгот по сравнению с другими лицами, участвующими в деле Формы участия: Обращение в суд с заявлением (исковым заявлением) Вступление в уже начатый процесс по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ + федеральные законы Участие в рассмотрении дела вышестоящими судебными инстанциями По общему правилу – прокурор вправе обратиться в суд только в случаях, предусмотренных ст. 52 АПК РФ (на практике ряд иных федеральных законов предусматривает право прокурора на обращение в суд) Полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела и по оспариванию решений соответствующих государственных органов о привлечении к административной ответственности предусмотрены КоАП РФ.

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ Обращаются в арбитражный суд только в случаях, предусмотренных АПК и законом Выступают в защиту государственного и (или) общественного интереса Несут обязанности стороны, за некоторым исключением Принимают обязательное участие в судебном разбирательстве Отказ данных лиц от иска не лишает истца, в чьих интересах подан иск, права требовать рассмотрения дела по существу Основания участия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов Факт нарушения публичных интересов Федеральный закон, уполномочивающий на обращение в суд При обращении в суд государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы в заявлении обязаны указать в чем заключается нарушение публичных интересов. Предъявление иска в защиту публичных интересов является единственной формой участия государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в арбитражном процессе, им не предоставлено право вступать в арбитражный процесс для дачи заключения. Органы освобождены от уплаты государственной пошлины. Если государственный орган или орган местного самоуправления вступает в процесс в защиту собственных нарушенных прав или законных интересов как субъекта гражданского оборота, то они выступают в качестве обычного истца или ответчика в арбитражном процессе. Орган, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и исполняет процессуальные обязанности истца. В случае отказа государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа от предъявленного им иска, участвующий в деле истец сохраняет право требовать рассмотрения дела по существу.