Отделы дыхательной системы, особенности строения.

Дыхательная система (ДС) выполняет важнейшую роль, снабжая организм кислородом воздуха, который используется всеми клетками организма для получения энергии из «топлива» (например, глюкозы) в процессе аэробного дыхания. При дыхании также выводится основной продукт жизнедеятельности – диоксид углерода. Энергия, выделяемая в процессе окисления при дыхании, используется клетками для протекания многих химических реакций, которые в совокупности называются метаболизмом. Эта энергия поддерживает жизнь клеток. ДС имеет два отдела: 1)дыхательные пути, по которым воздух поступает в легкие и выходит из них, и 2)легких, где кислород диффундирует в кровеносную систему, а диоксид углерода выводится из потока крови. Дыхательные пути делятся на верхние (полость носа, глотка, гортань) и нижние (трахея и бронхи). Органы дыхания к моменту рождения ребенка морфологически несовершенны и в течение первых лет жизни они растут и дифференцируются. К 7 годам формирование органов заканчивается и в дальнейшем продолжается только их увеличение. Особенности морфологического строения органов дыхания:

-тонкая, легкоранимая слизистая;

-недостаточно развитые железы;

-сниженная продукция Ig А и сурфактанта;

-богатый капиллярами подслизистый слой, состоящий преимущественно из рыхлой клетчатки;

-мягкий, податливый хрящевой каркас нижних отделов дыхательных путей;

-недостаточное количество в дыхательных путях и легких эластической ткани.

Носовая полость обеспечивает прохождение воздуха во время дыхания. В носовой полости вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и фильтруется.Нос у детей первых 3 лет жизни мал, полости его недоразвиты, носовые ходы узкие, раковины толстые. Нижний носовой ход отсутствует и формируется только к 4 годам. При насморке легко возникает отек слизистой, затрудняя носовое дыхание и вызывая одышку. Придаточные пазухи носа не сформированы, поэтому у детей раннего возраста крайне редко бывают синуситы. Слезно-носовой канал широкий, что способствует легкому проникновению инфекции из носовой полости в конъюнктивальный мешок.

Глотка относительно узкая, слизистая её нежная, богата кровеносными сосудами, поэтому даже небольшое воспаление вызывает отек и сужение просвета. Небные миндалины у новорожденных отчетливо выражены, но не выступают за пределы небных дужек. Сосуды миндалин и лакуны плохо развиты, что обусловливает довольно редкое заболевание ангиной у детей раннего возраста. Евстахиева труба короткая и широкая, что часто приводит к проникновению секрета из носоглотки в среднее ухо и заболеванию отитом.

Гортань воронкообразной формы, относительно длиннее, чем у взрослых, хрящи её мягкие и податливые. Голосовая щель узкая, голосовые связки относительно короткие. Слизистая тонкая, нежная, богата кровеносными сосудами и лимфоидной тканью, что способствует частому развитию у детей раннего возраста стеноза гортани. Надгортанник у новорожденного мягкий, легко сгибается, теряя при этом способность герметично прикрывать вход в трахею. Этим и объясняется склонность новорожденных к аспирации в дыхательные пути при рвоте и срыгивании. Неправильное расположение и мягкость хряща надгортанника могут привести к функциональному сужению входа в гортань и появлению шумного (стридорозного) дыхания. По мере роста гортани и уплотнения хряща стридор может самостоятельно пройти.

Трахея у новорожденного имеет воронкообразную форму, поддерживается незамкнутыми хрящевыми кольцами и широкой мышечной мембраной. Сокращение и расслабление мышечных волокон изменяют её просвет, что наряду с подвижностью и мягкостью хрящей приводит к её спадению на выдохе, вызывая экспираторную одышку или хриплое (стридорозное) дыхание. Симптомы стридора исчезают к 2 годам.

Бронхиальное дерево к моменту рождения ребенка сформировано. Бронхи узкие, хрящи их податливые, мягкие, т.к. основу бронхов, как и трахеи составляют полукольца, соединенные фиброзной мембраной. Угол отхождения бронхов от трахеи у детей раннего возраста одинаков, поэтому инородные тела легко попадают и в правый и в левый бронх, а затем левый бронх отходит под углом 90 ̊, а правый как бы является продолжением трахеи. В раннем возрасте очистительная функция бронхов недостаточная, волнообразные движения мерцательного эпителия слизистой бронхов, перистальтика бронхиол, кашлевой рефлекс выражены слабо. В мелких бронхах быстро возникает спазм, что предрасполагает к частому возникновению бронхиальной астмы и астматического компонента при бронхитах и пневмониях в детском возрасте.

Легкие у новорожденных недостаточно сформированы. Терминальные бронхиолы заканчиваются не гроздью альвеол, как у взрослого, а мешочком, из краев которых формируются новые альвеолы, количество и диаметр которых увеличиваются с возрастом, нарастает ЖЕЛ. Межуточная (интерстициальная) ткань легких рыхлая, содержит мало соединительнотканных и эластических волокон, хорошо кровоснабжается, содержит мало сурфактанта (поверхностно-активное вещество, покрывающее тонкой пленкой внутреннюю поверхность альвеол и препятствующее их спадению на выдохе), что предрасполагает к эмфиземе и ателектазированию легочной ткани.

Корень легкого состоит из крупных бронхов, сосудов и лимфатических узлов, реагирующих на внедрение инфекции.

Плевра хорошо снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами, относительно толстая, легко растяжимая. Париетальный листок слабо зафиксирован. Скопление жидкости в плевральной полости вызывает смещение органов средостения.

Диафрагма расположена высоко, её сокращения увеличивают вертикальный размер грудной клетки. Метеоризм, увеличение размеров паренхиматозных органов затрудняют движение диафрагмы и ухудшают вентиляцию легких.

В различные периоды жизни дыхание имеет свои особенности:

1.поверхностный и частый характер дыхания(после рождения 40-60 в мин, 1-2 года30-35 в мин, в 5-6 лет около 25 в мин, в 10 лет 18-20 в мин, у взрослых 15-16 в мин);

Соотношение ЧДД: ЧСС у новорожденных 1: 2,5-3; у детей более старшего возраста 1: 3,5-4; у взрослых 1: 4.

2. аритмия (неправильное чередование пауз между вдохом и выдохом) в первые 2-3 недели жизни новорожденного, что связано с несовершенством дыхательного центра.

3. тип дыхания зависит от возраста и пола (в раннем возрасте брюшной (диафрагмальный) тип дыхания, в 3-4 года преобладает грудной тип, в 7-14 лет у мальчиков устанавливается брюшной, а у девочек грудной).

Для исследования функции дыхания определяют ЧДД в покое и при физической нагрузке, измеряют размеры грудной клетки и её подвижность (в покое, во время вдоха и выдоха), определяют газовый состав и КОСкрови; детям старше 5 лет проводят спирометрию.

 

Домашнее задание.

Изучить конспект лекции и ответить на следующие вопросы:

1.назовите отделы нервной системы и опишите особенности её строения.

2. опишите особенности строения и функционирования головного мозга.

3. опишите особенности строения спинного мозга и периферической нервной системы.

4.строение вегетативной нервной системы; строение и функции органов чувств.

5.назовите отделы дыхательной системы, опишите особенности её строения.

6.назовите отделы верхних дыхательных путей и опишите особенности их строения.

7. назовите отделы нижних дыхательных путей и опишите особенности их строения.

8.перечислите функциональные особенности органов дыхания у детей в различные возрастные периоды.