АФО костной системы.

Особенности ухода за кожей детей раннего возраста.

Оценка состояния кожи

проводится по 3 основным признакам:

-влажность –определяется при поглаживании ладоней, подмышечных впадин, паховой области, стоп);

-эластичность –определяется по кожной складке на тыле кисти, в области локтевого сгиба, в нижней части грудной клетки под ребрами;

-температура –определяется с помощью термометрии или последовательной симметричной пальпации тела.

Учитывая АФО кожи детей раннего возраста при уходе за ними необходимо:

•соблюдать правила антисептики;

•постоянно поддерживать чистоту кожи (ежедневный утренний туалет, гигиенические ванны, подмывание);

•тщательно подбирать одежду для ребенка, отдавая предпочтение одежде из натуральных тканей; следить за её чистотой;

•с осторожностью применять лекарственные средства для наружного применения во избежание токсического эффекта;

•поддерживать оптимальный температурный режим внешней среды;

•регулярно гулять с ребенком в светлое время суток (в кружевной тени деревьев);

•постоянно поддерживать телесный контакт с ребенком (чаще гладить, брать на руки).

Кости составляют основу скелета человека, являясь остовом и местом прикрепления мышц. Сама кость по периферии состоит из компактного вещества и губчатого, находящегося внутри кости и представленного костными перекладинами, расположенными в разных направлениях (они растягиваются в определенных направлениях по линиям сжатия и растяжения); прочность и одновременно упругость костей достигается определенным соотношением органических и неорганических веществ, входящих в состав кости. В совокупности кости тела, соединенные между собой образуют скелет, состоящий из 200 костей. В зависимости отстроения, функции и формы выделяют следующие группы костей:

1.длинные трубчатые кости представлены компактным веществом, имеют очаги окостенения в обоих эпифизах, образуют основу конечности, являясь длинными рычагами, приводимыми в движение мышцами;

2.короткие трубчатые кости имеют очаги окостенения лишь в одном эпифизе и представляют собой короткие рычаги (пястные и плюсневые кости, фаланги пальцев);

3.губчатые кости состоят преимущественно из губчатого вещества; различают длинные губчатые кости (ребра, грудина), и короткие (позвонки, кости запястья, предплюсны);

4.плоские кости (свод черепа);

5.смешанные кости (основание черепа).

После рождения интенсивно увеличиваются размеры скелета, нарастает длина тела и мышечная масса. Пользуясь рентгенологическим методом исследования по точкам окостенения в костной ткани можно определить уровень его биологического развития (костный возраст). У детей раннего возраста отмечается низкая плотность и твердость костной ткани, что способствует возникновению разнообразных деформаций.

Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой. На момент рождения он состоит из нескольких костей, отделенных друг от друга швами; в точках соединений костей имеются роднички:

-большой (между лобными и теменными костями, ромбовидной формы, размер 2смх2,5см), открыт у всех новорожденных, обычно закрывается к 1-1,5 годам;

-малый (между теменными и затылочными костями, треугольной формы), открыт у 25% новорожденных, к 4 неделе жизни закрывается;

-боковые роднички расположены в височной области, открыты только у недоношенных.

Зубымолочные начинают прорезываться в 6-7 мес в определенной последовательности. Количество их можно рассчитать по формуле: n-4, где n – возраст ребенка в мес. К 2 годам у ребенка прорезываются все 20 молочных зубов. Постоянные зубы начинают прорезываться с 5 лет. Для ориентировочного подсчета количества постоянных зубов применяется формула: Х = 4n – 20, где Х – число постоянных зубов, а n – число лет, исполнившихся ребенку.

Грудная клетка у детей до 2 лет короткая и широкая, бочкообразной формы, с горизонтально расположенными ребрами. По мере развития ребенка и совершенствования статокинетических функций ребра опускаются, межреберные промежутки становятся более узкими, эпигастральный угол уменьшается, начинается рост её в длину.

Позвоночник новорожденного не имеет физиологических изгибов; они формируются по мере развития статических функций:

шейный лордоз в 1-1,5 мес (ребенок начинает держать голову);

грудной кифоз в 6-7 мес (ребенок начинает сидеть);

поясничный лордоз в 9-12 мес (когда ребенок начинает уверенно стоять и ходить).

Окончательное формирование физиологических изгибов происходит в школьном возрасте, в связи с чем неправильная поза и плохо подобранная мебель приводят к нарушениям осанки (сколиоз).

Кости таза относительно малы, почти целиком состоят из хрящевой ткани. Наиболее интенсивно они растут в первые 6 лет, а у девочек дополнительно в пубертатном периоде.

Основные функции костей:

1.защитная (предохранение внутренних органов от повреждений);
2.связующая (обеспечение определенного последовательного положения костей);

3.опорная (обеспечение статического положения тела в пространстве);

4.двигательная (обеспечение динамичного перемещения тела в пространстве);

5.обменная (кости являются источником минеральных веществ, в них содержится 99% кальция, 87% фосфора, 50% магния, 46% натрия);

6.кроветворная (красный костный мозг продуцирует форменные элементы крови).