Состав административного правонарушения.

В теории административного права (как и в теории уголовного права) под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП объективных и субъективных при­знаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение (например, незаконное враче­вание, занятие проституцией, самоуправство).

Состав административного правонарушения ха­рактеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве ро­дового объекта административного проступка выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере эко­номики; установленный порядок управления.

Каждый конкретный проступок имеет видовой, т.е. непосредственный объект посягательства (общественная нравственность, честь, до­стоинство граждан — при мелком хулиганстве; спокойствие граждан — при шуме в ночное время).

Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя нормы права, влекущей административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.

Есть особенности в способах совершения административных пра­вонарушений гражданами, должностными лицами и юридическими лицами. Граждане, в том числе рядовые работники предприятий, уч­реждений и организаций, отвечают только за нарушение установлен­ных правил своими собственными действиями. Должностные лица, т.е. лица, обладающие распорядительными полномочиями, кроме того, подлежат ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением другими людьми установленных правил, если обеспечение их выполнения входит в служебные обязанности этих должностных лиц.

Анализ объективной стороны административного правонарушения предполагает выявление причинной связи между конкретным проти­воправным деянием и наступившими в результате его последствиями. Установить необходимую причинную связь (причинно-следственную зависимость) между противоправным действием (или бездействием) и наступившим результатом значит: взвесить, каковы физические и общественные свойства наступившего результата; выявить все обстоятельства данного дела, условия, повлекшие наступление результата; оценить роль каждого из выясненных обстоятельств, приведших в совокупности к тому или иному результату.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. КоАП выделяет общие, специальные и особенные субъекты такого рода.

Субъективная сторона административного правонарушения пред­ставляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Субъективную сторону наряду с умыслом и неосторожностью могут характеризовать мотив и цель правонарушения. Они иногда включаются в конкретные статьи КоАП и тогда становятся квалифи­цирующими признаками состава и обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонару­шением.