Административные правонарушения.

Понятие административного права.

V. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Под административным правомпонимается совокупность пра­вовых норм, регулирующих управленческие отношения, возникаю­щие в связи с организацией и осуществлением исполнительной вла­сти в целях реализации законов в процессе руководства экономи­кой, социально-культурным развитием, административно-полити­ческой деятельностью.

В предмет административного права входят управленческие отношения, связанные не только с осуществлением исполнительном власти как ветви единой государственной власти, но и исполнительных органов местного самоуправления в их отношениях с гражданами, различными муниципальными организациями, а также отношения управленческого характера, возникающие в системе законодательных (представительных), судебных органов, органов прокуратуры, в частности, в связи с комплектованием их аппарата, руководством его деятельностью и т.д.

Субъектами управленческих отношений могут быть физические лица и их различные организации: органы государственном исполнительной власти и местного самоуправления; государственные и муниципальные служащие; коммерческие и некоммерческие организации; их должностные лица и др.

Предметом административного права определяется специфи­ка метода административно-правового регулирования его отно­шений. Данный метод основан на признании:

а) юридического неравенства сторон, в которых одна сторона
обладает властными полномочиями в отношении другой стороны;

б) права того, что принятие решения стороной, наделенной вла­стными полномочиями, выбор его варианта не зависят от другой сто­роны;

в) права стороны, принимающей решение, обеспечивать и контролировать его исполнение;

г) возможности применения уполномоченными органами при­нуждения за неисполнение такого решения;

д) императивности правового регулирования. Вариант или ва­рианты поведения сторон устанавливаются административно-пра­вовыми нормами.

В КоАП сформулировано официальное определение административного правонарушения. Его признаками являются:

во-первых, это действие или бездействие (деяние),

во-вторых, противоправность

в-третьих, деяние, совершенное виновно,

в-четвертых, оно влечет по закону именно административную ответственность, т.е. наказуемость.

В отличие от преступлений административные правонарушения не охарактеризованы в Кодексе как общественно опасные деяния, хоти их вредность констатирована указанием на то, что они посягают на общественный и государственный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.

Тем не менее есть основания считать, что административным правонарушениям присуща не вредность или вредоносность, а именно общественная опасность как материальный признак любого правонарушения.

Трудно, просто невозможно не признать общественную опасность таких административных правонарушений, которые посягают на без­опасность дорожного движения, пожарную безопасность (в результате этих нарушений ежегодно гибнут десятки тысяч людей), нарушают правила, связанные с приобретением, хранением и использованием ог­нестрельного охотничьего или служебного оружия, взрывчатых ве­ществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и других объектов. К ним, несомненно, необходимо отнести и многие эконо­мические административные правонарушения.

Признаки административного правонарушения, закрепленные в нраве, в совокупности образуют сложный юридический состав, явля­ющийся единственным основанием административной ответственнос­ти правонарушителя. Вместе с тем совокупность признаков админи­стративного правонарушения и юридический состав данного проти­воправного посягательства — явления не тождественные. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с право­вой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нару­шителя к ответственности. Его назначение — быть основанием этой от­ветственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.

Установление признаков административного правонарушения не ведет автоматически к признанию наличия юридического состава этого деяния. Например, противоправное посягательство, совершен­ное лицом, не достигшим 16-летнего возраста, может характеризоваться по всем признакам административного правонарушения. Од­нако оно не влечет административной ответственности, ибо в нем отсутствует юридический состав правонарушения, поскольку субъек­том административного проступка может быть, только лицо, достиг­шее 16 лет.