Административные правонарушения.
Понятие административного права.
V. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Под административным правомпонимается совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, возникающие в связи с организацией и осуществлением исполнительной власти в целях реализации законов в процессе руководства экономикой, социально-культурным развитием, административно-политической деятельностью.
В предмет административного права входят управленческие отношения, связанные не только с осуществлением исполнительном власти как ветви единой государственной власти, но и исполнительных органов местного самоуправления в их отношениях с гражданами, различными муниципальными организациями, а также отношения управленческого характера, возникающие в системе законодательных (представительных), судебных органов, органов прокуратуры, в частности, в связи с комплектованием их аппарата, руководством его деятельностью и т.д.
Субъектами управленческих отношений могут быть физические лица и их различные организации: органы государственном исполнительной власти и местного самоуправления; государственные и муниципальные служащие; коммерческие и некоммерческие организации; их должностные лица и др.
Предметом административного права определяется специфика метода административно-правового регулирования его отношений. Данный метод основан на признании:
а) юридического неравенства сторон, в которых одна сторона
обладает властными полномочиями в отношении другой стороны;
б) права того, что принятие решения стороной, наделенной властными полномочиями, выбор его варианта не зависят от другой стороны;
в) права стороны, принимающей решение, обеспечивать и контролировать его исполнение;
г) возможности применения уполномоченными органами принуждения за неисполнение такого решения;
д) императивности правового регулирования. Вариант или варианты поведения сторон устанавливаются административно-правовыми нормами.
В КоАП сформулировано официальное определение административного правонарушения. Его признаками являются:
во-первых, это действие или бездействие (деяние),
во-вторых, противоправность
в-третьих, деяние, совершенное виновно,
в-четвертых, оно влечет по закону именно административную ответственность, т.е. наказуемость.
В отличие от преступлений административные правонарушения не охарактеризованы в Кодексе как общественно опасные деяния, хоти их вредность констатирована указанием на то, что они посягают на общественный и государственный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.
Тем не менее есть основания считать, что административным правонарушениям присуща не вредность или вредоносность, а именно общественная опасность как материальный признак любого правонарушения.
Трудно, просто невозможно не признать общественную опасность таких административных правонарушений, которые посягают на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность (в результате этих нарушений ежегодно гибнут десятки тысяч людей), нарушают правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного охотничьего или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и других объектов. К ним, несомненно, необходимо отнести и многие экономические административные правонарушения.
Признаки административного правонарушения, закрепленные в нраве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. Вместе с тем совокупность признаков административного правонарушения и юридический состав данного противоправного посягательства — явления не тождественные. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение — быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.
Установление признаков административного правонарушения не ведет автоматически к признанию наличия юридического состава этого деяния. Например, противоправное посягательство, совершенное лицом, не достигшим 16-летнего возраста, может характеризоваться по всем признакам административного правонарушения. Однако оно не влечет административной ответственности, ибо в нем отсутствует юридический состав правонарушения, поскольку субъектом административного проступка может быть, только лицо, достигшее 16 лет.