Закон и подзаконные нормативно - правовые акты.

Источники российского права.

В правовых системах разных государств на протяжении исто­рии сложилось несколько разновидностей источников права. Это: правовой обычай, прецедент, правовой договор, религиозные нор­мы, нормативно-правовой акт.

Самым древним из источников права является правовой обы­чай,под которым понимается признаваемое государством правило поведения, утвердившееся в жизненных отношениях в силу много­кратного применения. Государство санкционирует только те обычаи, которые отвечают его интересам. После закрепления в правовых нормах эти правила приобретают общеобязательное значение.

Под юридическим прецедентом,еще одним источником права, понимают решение суда или административное решение по конк­ретному юридическому делу, которому государство придает обще­обязательное значение в качестве образца, эталона при решении всех аналогичных дел. По тому, кто выносил соответствующее решение, различают судебный (суд) или административный (административ­ный орган) прецеденты.

В качестве источника права возможно использование догово­ра— продукта согласования воль, выражение компромисса догова­ривающихся сторон. Нормативный договор является соглашением сторон, которое содержит правила, обязательные для его участников.

Источником права, известным с древности, могут быть религи­озные нормы. Вэтом случае государство санкционирует в качестве общеобязательных нормы той или иной религии, содержащиеся в религиозных книгах. Например, основополагающим источником му­сульманского права является Коран — собрание установлений, за­поведи Аллаха и Сунна — собрание преданий о пророке Мухамме­де, и также сами его высказывания, повеления.

Нормативно – правовой акт - наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государ­ством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

Нормативно правовой акт – это властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах. Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.

Все нормативно - правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

В зависимости от юридической силы нормативно – правовые акты подразделяются на:

· законы;

· подзаконные акты.

Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собрани­ем и т. д.). Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе спе­циальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления насе­ления по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.

Закон - это нормативный юридический акт высшего государственного (представительного) органа или непо­средственно народа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны.

Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов. Законы подразделяются на:

а) конституцию, конститу­ционные (органические);

б) обыкновенные.

Конституционные законызакрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция РФ и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт государства - это основной, "заглавный" закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государст­венного строя, права и свободы граждан, форму правле­ния и государственного устройства, систему правосудия и др.

Обыкновенные законы - это акты текущего законода­тельства, посвященные различным сторонам экономичес­кой, политической, социальной, духовной жизни общест­ва. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обес­печивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах.

Среди законов следует выделять:

а) федеральные законы- - те, которые принимаются фе­деральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации,

б) законы субъектов Федерации (республиканские зако­ны, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяют­ся только на их территорию.

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодифи­кационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавли­вает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных от­ношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной от­расли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессу­альный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической и культурной жизни страны.

Своеобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят свое выражение законы, являются своды законов, собрания законо­дательства и т. п.

Подзаконные нормативно – правовые акты – это акты, издаваемые на основе и во исполнение закона. Он издается в пределах компетенции ИОГВ, не должен противоречить закону, но может и должен его развивать, конкретизировать, дополнять.

Среди подзаконных нормативно – правовых актов выделяют:

· указы и распоряжения Президента России как главы государства.

· Правительство РФ издает обязательные на всей территории РФ постановления и распоряжения.

· приказы, распоряжения, инструкции, решения коллегий и иные акты министерств, ведомств, государственных комитетов, федеральных служб.

· решения, регламенты, положения ОМСУ, а также постановления (решения) и распоряжения глав местных администраций.