Философия восточнославянских народов.

Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфичность Российской философии во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Руси сыграла огромную роль в становлении руссской философской мысли.

Первым русским мыслителем мирового уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765) - гениальный ученый-энциклопедист.

А.Н. Радищев (1749 - 1802) - отстаивал материалистические философские позиции, считая, что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе". Впервые в русской мысли систематически разрабатывал проблему человека, провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня светской общественной мысли. В социальной философии опирался на идеи естественного права. Пафос гуманизма и свободы, стремление к установлению общественного порядка на пути революции, противник либеральных реформ как бесполезных и не радикальных.

Самостоятельное философское творчество возникает в нач. 19 в. Идеалистическая диалектика в натурфилософии, гносеологии, общей теории.

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856). Его общефилософская концепция - дуалистическая. Физический мир построен из атомов и молекул, т.е. элементов материальных, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которое есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое субъективно. Движение и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма, который, однако, ограничивался миром физических явлений. Сознание человека не подчинено механическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения. Познание по Чаадаеву тоже дуалистично: в области естествознания действуют рационалистические и эмпирические методы, а в духовном мире, объекты которые обладают свободой, действует откровение.

Человек есть объективное единство 2 миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. Задача философа изучать человека именно как духовное существо. Наиболее общие законы мира человек не может понять без наития свыше, отсюда большая роль божественного закона в природе в духе объективного идеализма.

Идеи коллективизма - человеческая коллективность определяет индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. Коллективная сущность человека есть то, чем он отличается от животного.

На понимании соотношения необходимости и свободы во многом строится и концепция философской истории Чаадаева, связанная прежде всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали. В начальном периоде он считал необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к России - единение России с другими народами). Затем взгляды Чаадаева в отношении судеб России изменились. Он стал рассматривать оторванность России от мирового исторического процесса как преимущество, которое позволит быстро овладеть достижениями западной цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. В развитии общества особую роль играют религиозно-нравственные начала, для наступления царства божия необходимо религиозное воспитание человечества. При этом необходима модернизация веры, а в обществе будут царить равенство, братство и свобода.

Своеобразным направлением в Российской философии явились воззрения славянофилов (Кошелев, Самарин, Даль, Тютчев, И.В.Киреевский, Аксаков). В центре их внимания находятся судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого они видели залог всечеловеческого призвания России, тем более, что по их мнению, западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.

Россия сохранила главное - православие и общину. Возрождение форм патриархата, возврат к православным идеалам Святой Руси - это социально-историческая концепция имеющая провиденциальный и религиозно-мистический характер.

Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе.

Хомяков- учение об иерархической структуре души и ее "центральных силах". Киреевский - "внутреннее средоточие духа". Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни они видели в идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Исторический прогресс связан с отысканием "дух смысла". Сущность мира может быть познана лишь синтезом всех духовных функций человека, так называемой "Разумной Зрячестью" или "живознанием", исходное начало которого - религия. При этом трагизм человеческой жизни в том, что будучи призванными к свободе в церкви, они уходят от свободы в природную или социальную необходимость.