Особенности планирования перевозок в условиях рыночной экономики
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК И МАРКЕТИНГ НА ТРАНСПОРТЕ
Список обзорных лекций для Государственного экзамена
Планирование перевозок является важным элементом управления транспортным комплексом при любой системе хозяйствования. Его сущность заключается в определении предстоящих объемов перевозок грузов и пассажиров и размеров транспортной работы (грузо- и пассажирооборота) в целом, по видам транспорта, родам грузов, видам сообщений, регионам и транс-. портным предприятиям на определенный период времени (месяц, квартал, год, пятилетие и т. д.). Эти данные являются основой для определения потребности в необходимых материальных, трудовых и финансовых ресурсах и для прогноза конечных экономических результатов деятельности предприятий и организаций транспорта на рассматриваемый период.
В условиях рыночной экономики существенно меняется прежняя система разработок, приоритетов и оценок выполнения планов перевозок на всех видах транспорта. Главная особенность этих изменений заключается в переходе от централизованной системы планирования и распределения перевозок "сверху вниз" к демократическим формам отношений между транспортом и клиентурой на основе потребительских предпочтений выбора по принципу "снизу вверх".
Основной целью изменений в планировании перевозок является использование рынка как средства для получения реальной информации о спросе и предложении, обеспечения их сбалансированности, повышения качества перевозок в результате конкуренции и взаимодействия между видами транспорта и достижения на этой основе финансовой стабильности в работе транспортных предприятий. Известно, что в нашей стране были разработаны общепризнанные научные методы планирования (балансовый, программно-целевой, оптимизационный и др.), которые, к сожалению, слабо применялись на практике. Превалировали командно-административные, волевые методы, что приводило к несбалансированности спроса и предложения, значительным потерям в народном хозяйстве. Вместе с тем очевидно, что недооценка планомерности и пропорциональности в развитии экономики ведет к нерациональному хозяйствованию, кризисам и безработице. Поэтому сейчас, когда повышается ответственность и самостоятельность товаропроизводителей, транспортных предприятий и потребителей продукции и услуг, применение указанных выше экономических методов планирования является весьма актуальным. Развитие горизонтальных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями не должно противоречить общей сбалансированности спроса и предложения в государстве.
Суть перестройки планирования перевозок в нашей стране заключается в разумном сочетании государственного регулирования и экономических, рыночных методов управления транспортными ресурсами и взаимоотношениями между транспортом и потребителями его продукции. При этом соотношение административных и экономических методов на разных видах транспорта различно, что связано с особенностями технологических процессов и разнообразием форм собственности на транспортные средства. Так, для железных дорог, находящихся в государственной (федеральной) собственности, более характерны методы государственного регулирования, чем для автомобильного транспорта, значительная часть технических средств которого принадлежит частным и акционерным компаниям и фирмам. Однако взаимоотношения между клиентурой и транспортом, независимо от форм собственности последнего, должны строиться на единых экономических и правовых нормах и правилах. При этом работники транспорта должны научиться продавать, а не распределять свои услуги, учитывая конкуренцию между видами транспорта. В этом заключается суть преобразований. Интересы, потребителей транспортных услуг, удовлетворение спроса на эти услуги должны стать основой формирования доходов и прибыли транспортных предприятий.
На транспорте должна быть сохранена разработка перспективных (долгосрочных, на 10-20 лет), пятилетних (среднесрочных), текущих (годовых) и оперативных (квартальных и месячных) планов перевозок и работы транспортных предприятий, однако система их формирования, статус, структура и перечень показателей должны быть изменены. На уровне перспективных и пятилетних планов-прогнозов устанавливаются общие показатели перевозок и основные направления динамики транспортных потоков на перспективу с указанием необходимых инвестиций в их освоение. Текущие планы перевозок должны входить составной частью в бизнес-план транспортного предприятия с указанием как общих, так и по определенной номенклатуре грузов объемов перевозок и транспортной работы. Наиболее подробны оперативные планы перевозок. Перспективные и текущие планы перевозок являются рекомендательно-информационными. При этом значения основных показателей этих планов устанавливают в виде пессимистического и оптимистического прогноза ("от и до").
Основной исходной информацией для разработки планов служат заявки грузоотправителей, которые предоставляют отдельную заявку:
- по каждой железнодорожной станции отправления,
-по каждой номенклатурной группе груза,
- по признакам отправки: в вагонах (повагонными, групповыми, маршрутными отправками); в контейнерах; мелкими отправками
- по видам сообщений
В целях привлечения клиентуры и увеличения объемов перевозок необходимо установить систему поощрения четко выполняющих свои обязательства отправителей грузов, включающую в себя, например, снижение тарифа, подачу подвижного состава в более удобное время, отмену предварительных заявок, бесплатное или со скидкой выделение необходимых крепежных материалов, тары, мест для рекламы и т. п.
Определенная часть грузов, особенно скоропортящихся, может перевозиться без заявок, по предъявлению (на разных видах транспорта эта часть составляет от 15 до 30% всего объема перевозок). При наличии достаточных резервов и спаде объемов перевозок доля перевозок по предъявлению может быть значительно увеличена.
Повышение качества планирования и прогнозирования перевозок возможно при интеграции процессов установления хозяйственных связей на основе прямых договоров между поставщиками и потребителями, товарных сделок на биржах между органами материально-технического снабжения и торговли, соглашений между отечественными предприятиями, организациями и зарубежными фирмами посредством разработки межотраслевых, транспортно-экономических и территориальных балансов, индикативной оптимизации транспортных потоков.