Особенности планирования перевозок в условиях рыночной экономики

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК И МАРКЕТИНГ НА ТРАНСПОРТЕ

Список обзорных лекций для Государственного экзамена

 

Планирование перевозок является важным элементом управ­ления транспортным комплексом при любой системе хозяйство­вания. Его сущность заключается в определении предстоящих объемов перевозок грузов и пассажиров и размеров транспортной работы (грузо- и пассажирооборота) в целом, по видам транспорта, родам грузов, видам сообщений, регионам и транс-. портным предприятиям на определенный период времени (месяц, квартал, год, пятилетие и т. д.). Эти данные являются осно­вой для определения потребности в необходимых материальных, трудовых и финансовых ресурсах и для прогноза конечных эко­номических результатов деятельности предприятий и организа­ций транспорта на рассматриваемый период.

В условиях рыночной экономики существенно меняется прежняя система разработок, приоритетов и оценок выполнения планов перевозок на всех видах транспорта. Главная особенность этих изменений заключается в переходе от централизованной системы планирования и распределения перевозок "сверху вниз" к демократическим формам отношений между транспортом и клиентурой на основе потребительских предпочтений выбора по принципу "снизу вверх".

Основной целью изменений в планировании перевозок явля­ется использование рынка как средства для получения реальной информации о спросе и предложении, обеспечения их сбаланси­рованности, повышения качества перевозок в результате конку­ренции и взаимодействия между видами транспорта и достиже­ния на этой основе финансовой стабильности в работе транс­портных предприятий. Известно, что в нашей стране были раз­работаны общепризнанные научные методы планирования (ба­лансовый, программно-целевой, оптимизационный и др.), кото­рые, к сожалению, слабо применялись на практике. Превалиро­вали командно-административные, волевые методы, что приво­дило к несбалансированности спроса и предложения, значитель­ным потерям в народном хозяйстве. Вместе с тем очевидно, что не­дооценка планомерности и пропорциональности в развитии эконо­мики ведет к нерациональному хозяйствованию, кризисам и без­работице. Поэтому сейчас, когда повышается ответственность и самостоятельность товаропроизводителей, транспортных пред­приятий и потребителей продукции и услуг, применение указан­ных выше экономических методов планирования является весь­ма актуальным. Развитие горизонтальных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями не должно противо­речить общей сбалансированности спроса и предложения в госу­дарстве.

Суть перестройки планирования перевозок в нашей стране за­ключается в разумном сочетании государственного регулирова­ния и экономических, рыночных методов управления транспорт­ными ресурсами и взаимоотношениями между транспортом и потребителями его продукции. При этом соотношение админи­стративных и экономических методов на разных видах транспор­та различно, что связано с особенностями технологических про­цессов и разнообразием форм собственности на транспортные средства. Так, для железных дорог, находящихся в государствен­ной (федеральной) собственности, более характерны методы го­сударственного регулирования, чем для автомобильного транс­порта, значительная часть технических средств которого принад­лежит частным и акционерным компаниям и фирмам. Однако взаимоотношения между клиентурой и транспортом, независи­мо от форм собственности последнего, должны строиться на единых экономических и правовых нормах и правилах. При этом работники транспорта должны научиться продавать, а не распре­делять свои услуги, учитывая конкуренцию между видами транс­порта. В этом заключается суть преобразований. Интересы, по­требителей транспортных услуг, удовлетворение спроса на эти услуги должны стать основой формирования доходов и прибыли транспортных предприятий.

На транспорте должна быть сохранена разработка перспектив­ных (долгосрочных, на 10-20 лет), пятилетних (среднесрочных), текущих (годовых) и оперативных (квартальных и месячных) планов перевозок и работы транспортных предприятий, однако система их формирования, статус, структура и перечень показа­телей должны быть изменены. На уровне перспективных и пяти­летних планов-прогнозов устанавливаются общие показатели пе­ревозок и основные направления динамики транспортных пото­ков на перспективу с указанием необходимых инвестиций в их освоение. Текущие планы перевозок должны входить составной частью в бизнес-план транспортного предприятия с указанием как общих, так и по определенной номенклатуре грузов объемов перевозок и транспортной работы. Наиболее подробны опера­тивные планы перевозок. Перспективные и текущие планы пере­возок являются рекомендательно-информационными. При этом значения основных показателей этих планов устанавливают в виде пессимистическо­го и оптимистического прогноза ("от и до").

Основной исходной информацией для разработки планов служат заявки грузоотправителей, которые предоставляют отдельную заявку:

- по каждой железнодорожной станции отправления,

-по каждой номенклатурной группе груза,

- по признакам отправки: в вагонах (повагонными, групповыми, маршрутными отправками); в контейнерах; мелкими отправками

- по видам сообщений

В целях привлечения клиентуры и увеличения объемов перевозок необходимо установить систе­му поощрения четко выполняющих свои обязательства отправи­телей грузов, включающую в себя, например, снижение тарифа, подачу подвижного состава в более удобное время, отмену пред­варительных заявок, бесплатное или со скидкой выделение необ­ходимых крепежных материалов, тары, мест для рекламы и т. п.

Определенная часть грузов, особенно скоропортящихся, мо­жет перевозиться без заявок, по предъявлению (на разных видах транспорта эта часть составляет от 15 до 30% всего объема пере­возок). При наличии достаточных резервов и спаде объемов пе­ревозок доля перевозок по предъявлению может быть значитель­но увеличена.

Повышение качества планирования и прогнозирования пере­возок возможно при интеграции процессов установления хозяй­ственных связей на основе прямых договоров между поставщи­ками и потребителями, товарных сделок на биржах между орга­нами материально-технического снабжения и торговли, соглаше­ний между отечественными предприятиями, организациями и зарубежными фирмами посредством разработки межотраслевых, транспортно-экономических и территориальных балансов, инди­кативной оптимизации транспортных потоков.