При работе С УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

 

Письменные работы различаются по целям, содержанию, формам. При осмыслении проблемы и определении замысла написания письменной работы прежде всего нужно дать ответы на вопросы: какова цель? какие задачи нужно решить для достижения цели? кому предоставляется работа (преподавателю, защищается на кафедре или перед государственной экзаменационной комиссией)? какой вид письменной работы готовится? делается акцент на теоретическом обосновании проблемы или обобщается практический (в том числе профессиональный) опыт? каков уровень включения иллюстративного и справочного материала?

Важным элементом письменной работы является определение подходов к качеству и количеству первоисточников. В зависимости от поставленной цели и отведенного на работу времени для выполнения письменного задания, студент должен решить: собрать ли максимальное количество различных источников (например, для дипломной работы) и (или) отобрать минимальное, предельно необходимое количество источников (например, для выполнения реферата).

Работа с книгой – сложный процесс, включающий три этапа: 1) подбор литературы, 2) изучение книги, 3) итоговый, ведение записей [6]. На каждом этапе работы с книгой формируется определенный уровень информационной культуры, которая определяется как: 1) совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для существования в мире информации; 2) способ жизнедеятельности человека; 3) методику оперирования всеми видами информации. Овладение информационной культурой позволит студенту уверенно продолжить свое развитие в будущей практической деятельности как специалиста и как личности в динамично развивающемся информационном обществе.

Учебная литература

Учебное издание содержит систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения. В содержание предметной области учебных изданий включаются не только знания, но и методы их получения, не только представления и навыки, но и методы их практического использования. Информационная функция учебной книги направлена на то, чтобы сформировать определенную систему (тезаурус) понятий и характеристик объектов, предметов, явлений окружающего мира, представлений о месте субъекта в этом мире, о методах и способах овладения информацией.

Учебник является основным учебным изданием по дисциплине. Он содержит прежде всего базовые сведения по предмету и включает апробированные данные, раскрывает методические аспекты получения знаний, дает характеристику важнейших процессов и явлений.

Вузовский учебник по характеру информации сближается с научной монографией, т. к. логика учебного предмета соответствует, как правило, логике науки, а методы изложения и система терминов – традициям науки. В то же время отбор информации отличает учебник от монографии: в него включается не оригинальный, а уже апробированный материал.

Научная литература

Научное изданиесодержат результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований. К результатам относятся: научная проблема или научная задача, цель исследования, выдвинутые гипотезы и идеи, выбранные подходы и методы, характер и содержание исходной информации (например, архивные материалы, результаты экспертных оценок и т. п.), условия, для которых полученные результаты являются достоверными.

Содержание научного издания многообразно, в него входят факты, отражающие побочные результаты, которые могут стать объектом самостоятельных научных исследований. К ним чаще всего относятся постановки (формулировки) новых проблем, научных задач, вопросов, выдвижение гипотез, идей, предположений и т. п.

Научная книга адресуется прежде всего деятелям науки и специалистам, которые используют научные результаты для решения своих профессиональных задач. Она является объектом чтения для аспирантов, которым она нужна при выполнении кандидатских диссертаций, и студентов – при выполнении дипломных работ, а также при освоении отдельных учебных дисциплин.

По характеру информации, согласно ГОСТ 7.60–2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения», среди книжных научных изданий выделяют монографию, автореферат диссертации, тезисы докладов (сообщений), материалы конференции (съезда, симпозиума), сборник научных трудов.

Монография – это научное книжное издание, состоящее из одного произведения, содержащего полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы, выполненное одним или несколькими авторами (исполнителями). По своему содержанию монография является фундаментальным научным трудом, в котором на основе всестороннего анализа и широких сообщений предшествующих научных работ и крупных новых исследований излагаются достижения в разработке научной проблемы.

Сборник научных трудов – научное книжное издание, составленное из произведений, содержащих исследовательские материалы. Главное, что их объединяет, – научный характер содержания. Жанровый состав произведений различен. Это могут быть статьи, сообщения, рефераты. Научная статья представляет собой законченное произведение, освещающее какую-либо тему. Предметом содержания сборника научных трудов являются результаты исследования обычно по отдельным частным вопросам. В сборниках могут быть изложены завершающие результаты исследований, предварительные или промежуточные результаты, а также дискуссионные и другие материалы, объединенные, как правило, по тематическому признаку.

Автореферат диссертации – это реферат, составленный автором диссертации (соискателем ученой степени) и содержащий краткое изложение работы. Автореферат предназначается для предварительного ознакомления научной общественности с выносимыми на защиту результатами исследований, полученными при выполнении диссертации. Автореферат издается весьма ограниченным тиражом.

Тезисы докладов научной конференции – научное издание в виде сборника, состоящего из материалов предварительного характера (рефератов, аннотаций докладов и/или сообщений) и изданного до начала конференции. Содержанием тезисов являются основные положения, мысли, идеи, выдвигаемые в докладе.

Материалы конференции – разовый сборник, выпускаемый по итогам конференции (научной, научно-практической, научно-методической и т. п.) и составленный из докладов, выступлений, решений конференции, ее рекомендаций, обращений и других материалов. Содержанием материалов является информация, характер которой обусловливается видом и тематическим профилем конференции и отражает научные решения, идеи, концепции, взгляды, сформированные в результате проработок и исследований на этапе подготовки к конференции и прошедшие на ней коллективное обсуждение и апробацию. Ценность такой информации в том, что она отражает не только согласованные точки зрения и подходы, но и противоречивые, следствием чего может быть проблемная ситуация, требующая новых исследований, поиска новых решений.

Периодические научные журналы очень удобны для оперативного информирования, т. к. они выходят через равные промежутки времени (через две недели, ежемесячно, несколько раз в год и т. д.) и публикуют преимущественно малые жанры (статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор и др.). Научный журнал содержит статьи и материалы о теоретических исследованиях, а также материалы прикладного характера.

Научно-теоретические журналы отражают новейшие достижения фундаментальных и отраслевых (прикладных) наук.

Научно-практические журналы предназначены для специалистов различных профессий, они помогают в решении практических задач и способствуют повышению квалификации. Они включают как теоретические материалы прикладного характера, так и материалы сугубо практического содержания. В них публикуются сообщения производственной тематики, методические рекомендации, информация о новых технических решениях, технологиях.

Научно-технические журналы связаны с техническими науками. Их функциональное назначение – конкретные задачи связи науки с техникой (обоснование, разработка, внедрение).

Научная статья является основным аналитическим жанром периодических научных изданий. Цели аналитических материалов – глубокое исследование, всесторонний анализ суммы фактов, в них обязательны комментарии, сопоставление, взаимосвязь и взаимозависимость фактов, наличие логических выводов, теоретических обобщений, практических рекомендаций.

Обзорные статьи в периодических изданиях представляют собой результат аналитико-синтетической переработки первичной информации. Назначение обзорной статьи не только в том, чтобы свести и показать события, явления и т. п., но и в том, чтобы проанализировать и сопоставить, выявить наиболее важные и перспективные направления в развитии науки и техники, их отраслей, групп, единичных явлений и событий. Обзорная статья может иметь проблемный характер, освещая и сталкивая противоречивые взгляды, благодаря чему потребитель информации активно включается в научно-информационный процесс.