Структура капитала корпорации и ее оптимизация.
И КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ
Корпорация и финансовый рынок.
Основными преимуществами корпорации как формы организации бизнеса являются простота передачи прав собственности и сравнительно быстрое получение дополнительных денежных ресурсов с помощью эмиссии новых пакетов акций. Оба эти преимущества реализуются на финансовом рынке, который выражает совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от владельцев (инвесторов) к пользователям (заемщикам) с помощью финансовых инструментов (ценных бумаг).
Финансовый рынок включает три наиболее важных сегмента:
1) рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих аналогичные функции краткосрочных платежных средств со сроком обращения до 1 года (чеков, соло-векселей, коносаментов, аккредитивов и т.д.);
2) рынок ссудного капитала, т.е. кратко- и долгосрочных кредитов – кредитный рынок;
3) рынок ценных бумаг – фондовый рынок.
Последний является собственно финансовым рынком в более узком его понимании.
Денежные средства, полученные корпоративными группами с финансового рынка, используются на следующие цели:
1) средства, полученные от первичного выпуска акций, служат источником формирования уставного капитала, предусмотренного учредительными документами;
2) средства, поступившие от дополнительной эмиссии акций, направляются на увеличение уставного капитала;
3) средства, вырученные от продажи корпоративных облигаций, могут быть направлены на финансирование реальных активов (капитальных вложений);
4) эмиссионный доход АО служит источником пополнения добавочного капитала;
5) коммерческие векселя выступают в форме платежного средства во взаимоотношениях с партнерами.
Средства, поступившие акционерным обществам с финансового рынка, повышают их финансовую устойчивость и платежеспособность, а также создают финансовую базу для экономического роста.
ТЕМА III. СТРУКТУРА КАПИТАЛА
Структура капитала – это комбинация ценных бумаг корпорации. Иными словами, это совокупность источников финансирования, которые использует данная корпорация, поскольку акционерная компания финансирует свою деятельность исключительно за счет эмиссии ценных бумаг и последующей продажи их внешним инвесторам. Задача менеджера корпорации заключается в нахождении такой комбинации ценных бумаг (источников финансирования), при которой рыночная стоимость корпорации была бы максимальной.
Структура капитала оказывает непосредственное влияние на принятие инвестиционных решений собственниками и менеджерами корпорации: 1) с уставным капиталом связано принятие решений по дополнительной эмиссии акций с целью его увеличения; 2) с нераспределенной прибылью связаны решения по ее инвестированию на расширение основного капитала; 3) с долгосрочными обязательствами связаны решения по финансированию внеоборотных активов, а с краткосрочными обязательствами – по формированию оборотных активов.
Оптимизация структуры капитала является одной из самых сложных проблем, решаемых в процессе управления корпоративными финансами. Оптимальная структура капитала выражает такое соотношение использования собственного и заемного капитала, при котором обеспечивается наиболее эффективная взаимосвязь между коэффициентами рентабельности собственного капитала и задолженности, т.е. максимизируется рыночная стоимость корпорации.
Процесс оптимизации структуры капитала осуществляется в следующей последовательности.
1. Анализ состава капитала в динамике за ряд периодов, а также тенденций изменения его структуры. В процессе анализа рассматриваются такие параметры, как коэффициенты финансовой независимости, задолженности, соотношения между долгосрочными и краткосрочными обязательствами. Далее изучаются показатели оборачиваемости и рентабельности активов и собственного капитала.
2. Оценка основных факторов, определяющих структуру капитала. К ним относятся:
- отраслевые особенности хозяйственной деятельности;
- стадия жизненного цикла фирмы (молодые компании с конкурентоспособной продукцией могут привлекать для своего развития больше заемного капитала, а зрелые – используют преимущественно собственные средства);
- конъюнктура товарного и финансового рынков;
- уровень прибыльности текущей деятельности;
- налоговая нагрузка на компанию (доля уплачиваемых прямых и косвенных налогов в выручке от продаж – брутто);
- степень концентрации акционерного капитала (стремление капиталовладельцев сохранить контрольный пакет акций).
С учетом перечисленных и иных факторов управление структурой капитала предполагает решение двух ключевых задач:
а) установление приемлемых пропорций использования собственного и заемного капиталов;
б) обеспечение в случае необходимости привлечения дополнительного внутреннего или внешнего капитала.
3. Оптимизация структуры капитала по критерию доходности собственного капитала.
Формирование оптимальной структуры капитала предполагает классификацию активов на три группы:
1) внеоборотные (фиксированные) активы;
2) стабильная (постоянная) часть оборотных активов;
3) варьирующая (переменная) часть оборотных активов.
На практике используются три подхода к финансированию различных групп активов за счет пассивов баланса корпорации: консервативный, умеренный и агрессивный.
При консервативном подходе примерно 50% варьирующей части оборотных активов формируется за счет краткосрочных обязательств. Остальные 50% переменной части, стабильная сумма оборотных активов и внеоборотные активы покрываются собственным капиталом и долгосрочными обязательствами.
При умеренном подходе 100% варьирующей части оборотных активов формируется за счет краткосрочных обязательств, а 100% стабильной части – за счет собственных средств.
Признаком агрессивной политики краткосрочной задолженности является значительный удельный вес (более 50%) краткосрочных кредитов и займов в общей сумме пассивов. Тем самым, здесь не только варьирующая часть оборотных активов формируется за счет краткосрочного заемного капитала, но и значительная доля их стабильной части. При такой политике у предприятия может вырасти эффект финансового левериджа (рычага) до 30-50% рентабельности активов. Однако увеличиваются и постоянные издержки за счет процентных платежей по заемным средствам. В результате повысится и сила воздействия производственного рычага (предельный доход / прибыль), что может свидетельствовать о росте предпринимательского риска, связанного с данным предприятием.