ПЛАНИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ

1. Изучение коммерческой информации при планировании ассортимента продукции предприятия.

2. Критерии оценки нового изделия. Внедрение в производство новой продукции.

Вопрос 1. Изучение коммерческой информации при планировании ассортимента продукции предприятия.

Коммерческая деятельность по сбыту продукции начинается с координации интересов производителя с требованиями рынка. Для этого предприятие должно определить структуру спроса, исследовать товарный рынок по направлениям:

- изучение товара,

- определение потенциала и емкости рынка,

- анализ конъюнктуры рынка,

- изучение потребителей и сегментация рынка,

- анализ деятельности конкурентов,

- изучение основных форм и методов сбыта товаров.

Главной целью изучения товара является производство предприятием тех товаров, которые максимально удовлетворяли бы запросы потребителей и приносили высокие прибыли. В основе решения этой задачи лежат: определение соответствия выпускаемой и ли намечаемой к выпуску продукции вкусам и требованиям покупателей, выявление недостатков и достоинств продукции, сравнение качеств и свойств товаров данного предприятия с соответствующими характеристиками товаров конкурентов, прогнозирование перспектив изменения требований рынка к характеристикам и качеству выпускаемых изделий.

Потенциал рынка определяется емкостью и перспективами развития. Потенциал рынка для конкретного товара включает существующий рынок (используемый) и возможный (не используемый). Емкость рынка может быть потенциальной и реальной. Потенциальная емкость рынка – возможный объем сбыта товаров в течение определенного времени. На показатель емкости товарного рынка оказывают влияние следующие факторы:

- изменение товарных цен,

- модернизация продукции, выпуск новой продукции,

- организация послепродажного обслуживания,

- улучшение организации сбыта и качества сбытового аппарата,

- уровень подготовки сбытового персонала,

- правильный выбор каналов сбыта,

- грамотная реклама,

- стимулирование сбыта.

Показатель емкости товарного рынка определяется так:

Е = П + О – Э + И,

Где Е – емкость товарного рынка,

П – производство товара за определенный период,

Э,И – соответственно экспорт и импорт за определенный период,

О – остаток товарных запасов на начало периода.

Определение емкости рынка позволит установить, какую долю рынка может завоевать данное предприятие для каждого из выпускаемых товаров.

Анализ конъюнктуры рынка необходим потому, что его результаты дают возможность предприятию продавать производимые товары по более выгодным ценам, а также увеличивать или сокращать выпуск товаров в соответствии с ожидаемыми рыночными условиями. Конъюнктура товарного рынка – это сложная экономическая ситуация, характеризующаяся соотношением между спросом, предложением, а также уровнем цен и товарных запасов. Анализ конъюнктуры рынка включает экономический анализ производства и сбыта продукции на внутреннем и внешнем рынке, а также анализ факторов, оказывающих влияние на спрос, предложение и уровень цен.

Исследование рынка включает также всесторонний анализ потребителей, их потребностей и мотиваций. Товарный рынок состоит из большого количества различных типов потребителей, множества товаров. Анализ потребителей является основой для сегментации рынка – деления их на группы, одинаково реагирующие на один и тот же набор побудительных к покупке признаков.

Особое значение при изучении рынка имеет анализ деятельности конкурентов, ставящее задачу сбора информации для ответов на вопросы :

- какая доля рынка приходится на конкурентов,

- какой известностью пользуется продукция конкурентов,

- каков объем реализации продукции конкурентов,

- каковы система и каналы сбыта у конкурентов,

- численность сотрудников,

- цели в политике цен и др.

После изучения товарного рынка и получения на этой основе информации о спросе и предпочтениях потребителей промышленное предприятие должно планировать ассортимент как новой, так и выпускаемой продукции.

Планирование ассортимента продукции – это обоснованный отбор изделий для будущего производства и сбыта, а также приведение всех характеристик изделий в соответствие с требованиями потребителей.

Вопрос 2. Критерии оценки нового изделия. Внедрение в производство новой продукции.

Выделяют такие критерии оценки нового изделия :

1) Рыночные : потребность в изделии,

перспективы развития рынка,

степень конкурентоспособности изделия,

степень стабильности рынка.

 

2) Товарные : технические характеристики товара,

упаковка,

цена.

 

3) Сбытовые : увязка с ассортиментом выпускаемой продукции,

реализация,

реклама.

 

4) Производственные: оборудование и персонал,

сырьевые ресурсы,

инженерно-технические знания и опыт персонала.

Несмотря на то, что внедрение новой продукции имеет очень большое значение для промышленного предприятия, оно является весьма рискованным мероприятием. Удельный вес неудачных нововведений в различных товарных группах колеблется между 50 и 90 %. Причины неудач при внедрении новых видов продукции могут заключаться в следующем :

- относительной бесполезности идеи нового товара,

- низком качестве изготовления товара,

- неправильной политике цен,

- недостаточном количестве средств на маркетинг,

- низком уровне рекламы и упаковки,
- недооценке конкурентов,
- несвоевременном выпуске нового товара на рынок,

- низком уровне и слабом использовании рыночных исследований,

- необъективности принятия решения на уровне руководства предприятия.

Внедрение в производство новой продукции.

После выбора новых изделий для производства, на каждое из них должна быть составлена спецификация в соответствии с требованиями покупателей. Спецификация направляется в производственный отдел предприятия, изготовляются опытные образцы и делается предварительная проверка целесообразности изготовления изделий с учетом производственных возможностей. Затем составляется предварительная калькуляция издержек производства. Если калькуляция свидетельствует о возможности получения достаточного уровня рентабельности, выпускается небольшая партия изделий для испытания на рынке. Результаты этих исследований, а также оценки специалистов используются для решения вопроса об успешной реализации изделий на рынке.

Страхование коммерческих операций : сущность, виды и порядок оформления.

 

Страхование связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства в результате разрушительных последствий страховых случаев. Страхование представляет собой совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба предприятиям и организациям.

Рыночные отношения, когда каждый предприниматель действует на свой страх и риск, повышают роль и значение страхования. В рыночной экономике страхование является средством защиты бизнеса и благосостояния людей. Возможны такие виды страхования коммерческого риска: от прямых потерь (убытки от простоя …); от косвенных потерь доходов ( перерыв в торговле, упущенная выгода). Для каждого вида бизнеса есть наиболее вероятные риски. Наибольшей популярностью пользуется страхование бизнес-имущества. Офисы, склады, цеха и другие объекты недвижимости страхуются от обычных рисков: пожара, залива водой, стихийных бедствий, кражи , взлома. Кроме страхования имущества предприятия, важно думать о страховании от убытков при возникновении перерыва в коммерческой деятельности. Если , к примеру, случился пожар, то понадобится время для ремонта помещений и возмещения всех прочих потерь. Охотнее всего предприятия страхуют автотранспорт. Однако при этом приоритеты расставляются не всегда правильно: например, тарифы на страхование автомобиля составляют 7-10% от страховой суммы, а а на страхование имущества отводится 0,35- 1,5%. Любая производственная компания может застраховать свою ответственность за качество выпускаемой продукции, а предприятие сферы услуг – за ненадлежащим образом выполненную работу. При возникновении претензии и требований возместить ущерб у исполнителя есть выбор: нести риск самостоятельно или переложить его на страховщика. Полисы страхования ответственности за качество произведенных товаров и оказанных услуг приобретают обычно фирмы, предоставляющие юридические услуги, аудиторы, риэлторы, оценщики, туристические фирмы и частные охранные предприятия, химчистки, автостоянки.

Различают следующие виды страхования имущества предприятия :

- Страхование основных и оборотных фондов предприятия (зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, готовой продукции, сырья). Договор страхования может заключаться на все имущество или на его часть. Имущество страхуется на случай уничтожения или повреждения в результате пожара, взрыва, стихийных бедствий, кражи со взломом, аварий водопровода и отопительной сети. Страховая стоимость имущества определяется по основным средствам по балансу, по товарно-материальным ценностям и готовой продукции _ по себестоимости.

- Страхование грузов , перевозимых по суше, воздушным, водным путем, включая нефте и газопроводы. Договор страхования заключается грузоотправителем или грузополучателем с ответственностью за все риски, связанные с перемещением грузов (кражи; гибель при пожаре, стихийных бедствия, столкновениях транспорта; пропажи транспортного средства) .

- Страхование урожая сельхозкультур , а также при падеже и гибели скота колхозами, совхозами, фермерскими хозяйствами.

- Страхование транспортных средств на случай гибели , повреждения (кроме шин), дорожно-транспортного происшествия, неправомерных действий третьих лиц (кроме угона, хищения). По желанию страхователя может одновременно с транспортным средством быть застрахован груз ( прицеп), принадлежности к транспортному средству. Возможно дополнительное страхование транспортного средства от угона, хищения.

Порядок оформления и осуществления страхования.

Сегодня страховая услуга принимает вид простого и внятного продукта по доступной цене.

Страховщиком является юридическое лицо, созданное для осуществления страховой деятельности и имеющее лицензию на осуществление страховой деятельности. В качестве страховщика может выступать Белгосстрах, Белкоопстрахи другие страховые организации любой организационно-правовой формы собственности, регистрацией которых занимается Комитет страхового надзора. Юридическое или физическое лицо (страхователь) вправе заключить со страховщиком письменный договор страхования , вступить в конкретные страховые отношения и уплачивать страховые взносы.

Страхование осуществляется на основе заявления страхователя, предоставленного страховщику по установленной форме. Составляется опись имущества с указанием стоимости имущества в двух экземлярах, акт осмотра имущества ( например, транспортного средства)представителем страховщика, которые прикладываются к заявлению и являются неотъемлемой частью договора страхования. В подтверждение заключения договора страхования страховщик выдает страхователю страховое свидетельство (полис) после получения страховых взносов или первой их части. Полис выдается в течение трех дней после поступления страховых взносов на счет страховщика. Уплата страховых взносов может производится единовременно и в рассрочку( когда договор на год). Договор страхования вступает в силу при уплате страховых взносов . Чаще всего договор заключается на год , но может на меньший или больший срок. Страхователю, заключавшему договор страхования в течение трех и более лет подряд без перерыва и не получавшему страхового возмещения(обеспечившему сохранность имущества) , при заключении договора на новый срок может предоставляться скидка при уплате взносов от 10 до 20 %.

При наступлении страхового случая страхователь обязан принять необходимые меры в целях уменьшения ущерба застрахованному имуществу и сообщить страховщику о наступлении страхового случая в течение суток устно по телефону и в течение трех суток подтвердить письменно (документы для установления причины гибели или повреждения имущества).Сообщается также в соответствующие органы(милицию, Госпожарнадзор, аварийные службы). Представитель страховщика составляет на месте страховой акт, по заявлению страхователя и в соответствии с договором осуществляется страховая выплата.

При страховании страховая сумма определяется соглашением между страхователем и страховщиком. Предельный размер страховой суммы не может быть больше действительной стоимости имущества на момент заключения договора. Стоимость , зафиксированная в договоре, называется страховой . Стороны не могут оспаривать страховую сумму имущества, определенную в договоре страхования, за исключением случаев , когда страховщик доказывает, что он намеренно был заблужден страхователем. Страховой взнос определяется как произведение процентной тарифной ставки на страховую сумму и поделенное на 100.

Различают следующие системы страхового обеспечения:

- Система пропорционального страхового обеспечения, предусматривающая неполное частичное страхование , при котором возмещается не вся сумма ущерба, а лишь столько процентов, на сколько было застраховано имущество.

- Система одного риска, по которой происходит полное возмещение ущерба, сумма которого не превышает страховую сумму.

Последствиями уничтожения и повреждения, учитываемыми при страховании является УЩЕРБ (УБЫТОК). Для определения убытка необходимо установить:

1) Стоимость полностью уничтоженного имущества по страховой оценке.

2) Стоимость восстановления или ремонта объекта при повреждении.

3) Расходы по спасению и приведению в надлежащее состояние объектов (разборка, просушка).

4) Стоимость остатков имущества, представляющих ценность, то есть годных для дальнейшего использования (кирпич, бревна, доски). СУММИРУЯ 1,2,3 СТОИМОСТИ И ВЫЧИТАЯ 4 , ПОЛУЧИМ РАЗМЕР УЩЕРБА. А исчисление возмещения осуществляется следующим образом:

  1. При полной гибели имущества страховое возмещение выплачивается в полной сумме, на которую оно было застраховано ( если по системе одного риска). Если неполное частичное страхование имущества, то выплачивается не вся сумма ущерба, а лишь столько процентов, на сколько было застраховано имущество.
  2. При повреждении объекта расходы по спасению и на ремонт возмещаются в полном размере, а стоимость остатков исключается в размере 100%.

Договор страхования прекращается в случаях : истечение срока действия договора, выполнение страховщиком обязательств в полном объеме, неуплата страхователем страховых взносов в установленные сроки, прекращение деятельности страхователя.

Ситуация 1.

Предприятие застраховало имущество на сумму 16 млн.р. По договору страхования процент возмещения составляет 80 %. После заключения договора страхования приобретено имущество на 6 млн.р. Определить фактический процент возмещения и сумму страхового возмещения в следующих случаях :

А) В результате пожара один из поступивших объектов погиб и его стоимость 3 млн.р. Один из объектов страхования был поврежден, затраты по его ремонту составили 2,5 млн.р.

Б) Было обнаружено , что руководитель не выполнил требования пожарной безопасности.

В) Какая сумма была бы возмещена, если все имущество погибло и руководитель ничего не нарушал?

Решение. 16 * 100

1) Страховая стоимость = --------------- = 20 млн.р.

 

2) Новая страховая стоимость = 20 + 6 = 26 млн.р.

3) Фактический процент возмещения = 16/ 26 * 100 = 61,5 %

4) Возмещение по п.А:

(3+ 2,5) * 61,5 % : 100 % = 3,3 млн.р.

По п.Б : Сумма возмещения снижается на 30% или не возмещается совсем :

3,3 * 70% : 100% = 2,3 млн.р.

По п.В : 16 млн.р.

 

Ситуация 2.

Предприятие страхует свои основные и оборотные фонды. Договор страхования заключен 3.03 на один год. В договоре указана следующая стоимость имущества:

- Первоначальная стоимость зданий и сооружений – 111200 у.е., сумма износа – 400 у.е.

- Первоначальная стоимость транспортных средств 900 у.е. Норма амортизации на 1000 км пробега – 0,38%.

Пробег на момент заключения договора составил 7300 км.

- Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы – 10800 у.е. ( износ 6100у.е.).

- Готовая продукция по учетным ценам 1100 000 у.е.

- Независимое производство – материальные затраты 2830 у.е., товарные запасы – 2150 у.е.

Имущество застраховано на 75% Страховой тариф – 0,2 %. В результате страхового случая погибли транспортное средство, фактический пробег которого составил 9900 км.

Определить сумму и сроки уплаты страховых взносов; а также сумму ущерба и страхового возмещения.

Решение.

1) Страховая стоимость имущества : 111200 + 900 + (10800 – 6100) + 1100 000 + 2830 + 2150 = 1221780 у.е.

2) Страховая сумма : 1221780 * 75% : 100% = 916335 у.е.

3) Страховой взнос : 916335 * 0,2% : 100% = 1832, 7 у.е.

4) Сроки уплаты страхового взноса : 50% при заключении договора, 50% до 3.07

5) Сумма начисленного износа транспортного средства = 900 * (9900: 1000) * ( 0,38: 100) = 33,9 у.е.

6) Остаточная стоимость транспортного средства : 900 – 33,9 = 866,1 у.е.

7) Размер возмещения = 866,1 * 75 : 100 = 649,6 у.е.

 

Ситуация 3.

Грузоотправитель страхует свой груз, стоимость которого 5300 у.е. , на 80 %. Страховой тариф – 2,7%. В связи с повышенными рисками при перевозке груза используется повышающий коэффициент – 1,9%. В результате страхового случая погибла часть груза, сумма ущерба составила 3100 у.е.Часть груза была повреждена, расходы по ремонту составили 800 у.е. Определите сумму страховых взносов и страховое возмещение.

Решение. Страховая сумма = 5300 * 80 : 100 = 4240 у.е.

Скорректированный размер тарифной ставки = 2,7 * 1,9 = 5,13 %.

Сумма страховых взносов = 4240 * 5,13 : 100 = 218 у.е.

Сумма возмещения = 3100*80:100 + 800*80:100 (за ремонт) = 3120 у.е.

 

Ситуация 4.

Предприятие застраховало 23 автомобиля стоимостью 1800 у.е. каждый на 90 %. Страховой тариф – 5%. В июне пожаром уничтожено 16 автомобилей. Пробег этих автомобилей -140000 км. Норма амортизационных отчислений - 0,37% на 1000км пробега. Расходы по спасению транспорта составили 300 у.е.. Остатки обгоревших авомобилей оценены в 820 у.е. Определите сумму страховых взносов и сумму страхового возмещения.

Решение.

Стоимость автомобилей = 23 * 1800= 41400 У.Е.

Страховая сумма = 41400 * 90 : 100= 37260 у.е.

Сумма страхового взноса = 37260 * 5 : 100 = 1863 у.е.

Сумма ущерба = 16 * 1800 – ( 28800 * 0,37*140/100) = 13881,6 у.е.

Сумма возмещения = 13881,6 * 0,9 – 820 + 300 =11373,4 у.е.

 

Ситуация 5.

Предприятие 16.11 застраховало кирпичное строение на один год. Балансовая стоимость строения на момент заключения договора – 70215 у.е. Норма амортизационных отчислений - 10 % годовых. Срок эксплуатации здания -8лет 8 мес. Страховая тарифная ставка – 0,5 %. Здание застраховано на 80%. В результате наводнения 20.04 здание было повреждено. Для восстановления строения необходима перестилка полов на площади 223 м.кв. ( расценка 5,2 у.е. за м.кв.), штукатурка 191 м.кв. площади ( 2,1 у.е. за кв.м.), побелка 415 м.кв ( 0,8 у.е.). Расходы по приведению в порядок и уборке мусора = 62 у.е. Определите сумму взносов , размер возмещения.

Решение.

Страховая сумма = 70215 * 80 : 100 = 56172 у.е.

Сумма страхового взноса = 56172 * 0,5 : 100 = 281 у.е.

Стоимость ремонтных работ: 223 * 5,2 = 1159,6 у.е. 191 * 2,1 = 401,1 у.е. 415 * 0,8 = 332

1159,6 + 401,1 + 332 = 1893 у.е.

Сумма ущерба = 1893 + 62 = 1955 у.е.

Сумма возмещения = 1955 * 80 : 100= 1564 у.е.