Вопрос 1. Ассортиментная политика предприятий торговли.

Тема: «Ассортиментная и ценовая политика. Управление товарными запасами».

План:

1. Ассортиментная политика предприятий торговли.

2. Принципы формирование товарного ассортимента на предприятиях.

3. Управление товарными запасами на предприятиях торговли.

 

Формирование ассортиментной политики – ключевой момент всей системы управления торговым ассортиментом предприятия. От того, насколько эффективной будет стратегия, зависит будущее предприятия и его успех на рынке.

Ассортиментная политика преследует две основных цели. Непосредственной целью является продажа товара и соответственное увеличение товарооборота предприятия. Перспективная цель заключается в поддержании преемственных непрерывных отношений между предприятием и его постоянными клиентами.

Чтобы достичь этих целей, руководство предприятия не должно довольствоваться достигнутым числом покупателей или переставать работать с довольными клиентами. Необходимо разрабатывать меры по привлечению новых и удержанию постоянных клиентов от агрессивных действий конкурентов. Для привлечения новых активных приверженцев среди потенциальных клиентов, торговое предприятие должно значительно опережать соперников, постоянно осуществляя стратегические наступления, укрепляя свою рыночную позицию и сохраняя благосклонность потребителей. Все наступательные стратегии сводятся к двум подходам: попытка отобрать долю рынка у более слабых противников или сведение на нет конкурентного преимущества более сильного противника.

Становление и развитие конкурентной среды на розничном рынке, динамизм факторов окружения предприятий и высокая степень риска, требуют постоянного отслеживания ситуации на рынке, а также решений в области центрального элемента маркетинговой стратегии деятельности предприятия розничной торговли – ассортиментной политики.

Практика хозяйствования предприятий розничной торговли свидетельствует о том, что более 80% субъектов хозяйствования уходят с рынка по причине непродуманного подхода к выбору ассортиментного профиля магазинов, статичности ассортиментных наборов товаров и негибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке под влиянием факторов их макро- и микроокружения.

Современная ассортиментная политика предполагает решение следующих наиболее важных задач:

1. Удовлетворение спроса конкретных групп потребителей;

2. Гибкое реагирование на требования рынка;

3. Обеспечение финансовой устойчивости торгового предприятия.

Вместе с тем разработка ассортиментной политики и её осуществление требуют соблюдения определённых условий: чёткого представления о маркетинговой стратегии предприятия на розничном рынке; хорошего знания розничного рынка и характера требований потребителей; ясного представления о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе.

Задачи ассортиментной политики решаются на стратегическом уровне, т.е. каждое решение, имеющее отношение к данному вопросу, должно приниматься с учётом общей стратегии на розничном рынке. Такой подход обеспечивает достижение конечных целей предприятия, связывает воедино составляющие маркетинговой стратегии и позволяет наиболее эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.

Хорошо продуманная ассортиментная политика предприятия розничной торговли является своего рода гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели магазина, но и сохранения позиций на рынке, влияет на формирование имиджа предприятия.

Маркетинговые подходы требуют включения в модель основных атрибутов оптимального ассортиментного набора, составленного из суммы отдельных ассортиментных единиц.

Современная ассортиментная политика предприятий требует включения в ассортиментную модель товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла в определённом её отношении. Такой подход позволяет гарантировать предприятию относительно устойчивые объёмы продаж и стабильное положение на рынке.

Для определения такого оптимального набора отсутствуют единые рекомендации, но известно, что при этом важно соотношение данных групп и их доли на рынке. Практика показала, что основная группа товаров составляет, как правило, 70-85% всех товаров в ассортименте магазина, обеспечивает наибольшую долю оборота и находится в стадии роста.

Подводя итог, следует особо отметить необходимость использования стратегического подхода к вопросу формирования ассортимента товаров в розничной торговле. Эффективность принятия принципиальных решений относительно ассортимента, включая проведение комплексного исследования товарных рынков, введения новых или модифицированных товаров и выведение из ассортимента нерентабельных товаров, выделения финансовых средств на разработку стратегии реализации товаров во многом определяется уровнем организации функциональных взаимосвязей между руководителями и специалистами отдела маркетинга и ведущими службами и отделами предприятия. Особенно важным является взаимодействие между отделом маркетинга и планово-финансовым отделом, работа которых по кардинальным вопросам ассортиментной политики должна быть скоординирована, и вписываться в стратегию деятельности предприятия торговли на рынке товаров и услуг.