Вопрос 2. Роль и функции розничной торговли в рыночной экономике.

Везде, где возникают взаимоотношения людей, должны соблюдаться определённые правила поведения. Этот основной принцип действует и на рынке, на котором участники рынка обмениваются друг с другом товарами и услугами.

Розничная торговля – это любая деятельность, по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. В условиях рыночной экономики, как для производителей, так и для потребителей справедливы четыре фундаментальных принципа,

1. Свобода – это значит, что каждое предприятие, независимо от влияния государства, определяет, какой продукт и в каком количестве производить.

2. Конкуренция – свободная конкуренция обеспечивает то, что определённый продукт может быть предложен ни одним предприятием; несколько производителей могут принять решение о производстве того же продукта. Благодаря этому каждое предприятие может добиваться наилучших успехов, чтобы не потерять своей доли на рынке, которая может перейти к конкуренту.

3. Свободные цены. Каждый предприниматель в торговле может самостоятельно установить цены на товары. Он может и снизить цены в зависимости от спроса и предложения.

4. Принцип оплаты по труду. Шанс на получение высокой заработной платы и прибыли, является движущей силой рыночной экономики. Предприниматель стремится по возможности быстро и хорошо выполнить пожелания своих клиентов, чтобы привлечь их к себе и получить преимущества на рынке по сравнению с конкурентами. Это стремление в конечном итоге оборачивается для них большими прибылями.

Эти четыре принципа, являются «правилами игры» в рыночной экономике. В отличие от плановой экономике, которая лишала торговлю самостоятельности, рыночная экономика дала свободу розничной торговле, представила самостоятельность. В своём ассортименте предприниматель ориентируется на пожелания клиентов на их заказы, т.е. на рынке он, является связующим звеном между производителем и потребителем.

Чем лучше предприниматель в розничной торговле учитывает в своём ассортименте пожелания покупателе и, тем больше товаров он может продать, тем выше его коммерческий успех. Покупатели со своей стороны в состоянии через розничную торговлю оптимально удовлетворить свои потребности. Таким образом, обе стороны – и предприниматель, и покупатель в розничной торговле извлекают определённую выгоду.

Рыночная экономика заботится о том, чтобы предприниматели в условиях рынка выполняли определённые посреднические задачи.

Основными задачами и функциями розничной торговли в рыночных условиях, являются следующие:

1. Функция количественного выравнивания.

Розничная торговля закупает в больших количествах товары у производителей и продаёт их меньшими количествами потребителям.

2. Преодоление расстояний.

Розничная торговля обеспечивает поступление товаров от производителей в руки потребителей.

3. Хранение на складах.

Благодаря хранению товаров на своих складах розничная торговля постоянно может покрывать потребности покупателей. Покупателям должна быть гарантирована возможность получить каждый товар в любое время.

4. Освоение рынка.

Предоставляя новые товары, розничная торговля обеспечивает освоение новых рынков.

5. Регулирование производства.

Осуществляя выбор товаров, которые он хотел бы продать, предприниматель передаёт производителям пожелания потребителей. Этот поток информации, является решающим для производства товаров производителями в будущем.

6. Консультирование и информация.

Розничная торговля осуществляет консультирование и информирование покупателей о возможностях применения, обслуживания и технического обслуживания товаров.

Эти задачи и функции вытекают из места розничной торговли в рыночной экономике. Они справедливы для каждого предпринимателя в розничной торговле и являются исходным пунктом для действий, ориентированных на успех.

Розничная торговля – одна из крупнейших отраслей деятельности, как за рубежом, так и в нашей стране. В России трудится свыше 9 млн. человек в сфере торговли, которую представляют розничные предприятия с разными формами собственности.

 

Вопрос 3. Типы розничных торговых предприятий и их классификация.

Розничная торговая сеть представляет совокупность розничных предприятий и торговых единиц (магазинов, палаток, ларьков, киосков), размещённых и действующих на определённой территории для осуществления процесса продажи товаров населению. Она является важнейшей составной частью материально-технической базы торговли.

В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров и доведения их до покупателей. Её роль и задачи в процессе товарного обращения определяются постоянным ростом производства и расширением ассортимента товаров, требованиями доведения их до потребителя с минимальными затратами общественного труда и с использованием наиболее эффективных форм торгового обслуживания населения.

В настоящее время в торговле насчитывается свыше 700 тыс. розничных торговых предприятий с различными формами собственности. Классифицируются они по следующим основным признакам:

– виды и особенности устройства;

– тип предприятия; форма обслуживания покупателей;

– тип задания и особенности его объемно-планировочного решения;

– функциональные особенности предприятия.

По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, авто-магазины и др.

Примерно 90% сети предприятий розничной торговли приходится на долю магазинов. Они располагают набором помещений и оборудованием, необходимыми для выполнения разнообразных торгово-технологических операций. Размещены магазины в капитальных стационарных зданиях.

Магазины-склады осуществляют торговлю строительными материалами и топливом. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для строительных материалов и топлива, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.

Павильоны, палатки, ларьки и киоски представляют собой сооружения лёгкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей.

Авто-магазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населённых пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади магазины подразделяют на типы, а внутри каждого типа на типоразмеры. Так, например, магазины «Универмаг», рекомендованные для нового строительства в потребительской кооперации, могут иметь торговую площадь 650, 850, 1000,1650, 2150, 3000 и 3500 м2. Магазины «Товары повседневного спроса» – 100, 150, 250 м2 и т.д.

По формам обслуживания различают магазины самообслуживания, а также предприятия, торгующие через прилавок обслуживания и т.д.

С учётом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения; предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на: стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.

Одно из перспективных направлений совершенствования розничной торговой сети – её специализация.

Ведущим направлением специализации является специализация магазинов по товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.

С учётом товарной специализации магазины делят на следующие группы:

– узкоспециализированные, ассортимент которых включает товары части какой-либо товарной группы (сыры, колбасы, женская обувь, шелковые тканей и т.д.);

– специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы (мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, ткани, обувь и т.д.);

– комбинированные, осуществляющие торговлю товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению (мясо-рыба-овощи, трикотаж-галантерея и т.п.);

– универсальные, ассортимент которых построен на базе широкой номенклатуры товарных групп (универмаги и универсамы);

– смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами. К этой группе относят магазины «Товары повседневного спроса».

Удобна для покупателей и специализация на основе потребительских комплексов, так как позволяет совершить комплексную покупку в одном магазине. Это могут быть товары для женщин, для детей, для дома и т.д.

Для определения уровня специализации розничной торговой сети рассчитывают коэффициент специализации, как количество специализированных магазинов в населенном пункте, на общее количество магазинов в населённом пункте.

Уровень специализации может быть определён и путём отношения торговой площади специализированных магазинов к общей торговой площади магазинов или отношения розничного товарооборота специализированных магазинов к товарообороту всех магазинов.

На рациональное развитие розничной торговой сети, её построе­ние и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли.

Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.

К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль и размер торговой площади.

Типы торговых предприятий не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связанных с переходом к рыночной экономике, а также научно-технического прогресса и других факторов.