Методический.

Нормативный.

Законодательный.

Нормативное регулирование БУ и БФО в РФ Перспективы развития БУ и отчетности в России

Содержание бухгалтерского баланса

Содержит следующие разделы:

1. Внеоборотные активы:

Отражаются остатки основных средств, нематериальных активов по остаточной стоимости; незавершенное производство; доходные вложения.

2. Оборотные активы:

Отражается фактическая себестоимость запасов, материалов, товаров, продукции; затраты; НДС ; дебиторская задолженность; краткосрочные финансовые вложения; денежные средства; прочие внеоборотные активы.

3. Капитал и резервы:

Отражаются балансовые счета 80, 83, 82, 86, 84, 99, капитал, резервы и прибыль, т.е. собственные источники.

4. Долгосрочные обязательства:

Отражается задолженность организации по долгосрочным кредитам и займам

5. Краткосрочные обязательства:

Отражается задолженность по кредитам, займам, перед поставщиками, персоналом, бюджетом, учредителями; доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов.

Баланс составляется в тысячах рублях без десятичных знаков. На титульном листе указывается единица измерения.

По балансу составляется справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах (с 2011года не составляется).

Формирование годовой бухгалтерской отчетности состоит из нескольких этапов: инвентаризация активов и обязательств, уточнение оценок и переоценка активов, выявление оценочных значений, исправление ошибок, закрытие субсчетов 90, 91, выявление условных фактов, создание резервов, выявление событий после отчетной даты. Составление баланса и других форм отчетности.

Отчетность формируется на основе данных главной книги, оборотно-сальдовых ведомостей и регистров бухгалтерского учета.

 

 

Переход к рыночной экономике вызвало совершенствование нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России.

Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности состоит из четырех уровней.

4. Учетная политика (инициативный)

 

Первый уровень - ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. Благодаря ФЗ достигается единообразие методологии и методики бухгалтерского учета на всей территории РФ, получение одинаково воспринимаемой пользователями отчетной информации по всем организациям независимо от их организационно- правовой формы. К первому уровню относятся иные ФЗ, Кодексы, указы президента РФ, постановления Правительства.

Второй уровень – ПБУ1/08 – ПБУ/22 и 34н от 29.07.98. «Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ»

Третий уровень - относятся приказы Минфина.Например: План счетов и Инструкция по ее применению, Методические Указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств( 49 от13.06.1995),Приказ Минфина от 22 июля 2003г. №67н. «О формах бухгалтерской отчетности организаций» определяет состав, объем, формы бухгалтерской отчетности. Приказ №112 от 30 декабря 1996г. «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» определяет порядок составления консолидированной отчетности и др.

Четвертый уровень - внутренние документы организации, регулирующие содержание, порядок составления, рассмотрения бухгалтерской отчетности в рамках учетной политики. Это приказ об утверждении учетной политики, формы первичных документов, регистров БУ, формы внутренней отчетности, Рабочий план счетов и т.д.

Перспективы развития БУ и БФО определены Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утв. Приказом Минфина № 180 от 01.07.2004.

Концепция определила, что несмотря на определенные успехи в развитии, в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные проблемы, которые проявляются:

а) в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО,

б) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

в) в неоправданно высоких затратах на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

г) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

д) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

е) в недостаточности участия общественности в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

ж) в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

 

Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.