Забалансовые счета

Финансовые результаты

Капитал

Расчеты

Денежные средства

Готовая продукция и товары

Затраты на производство

Производственные запасы

Ос и другие долгосрочные вложения

Согласно Положения по ведению бухгалтерского учета, на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Минфином России организацией разрабатывается рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов организации относится к документам системы нормативного регулирования бухгалтерского учета на уровне организации.

В соответствии с законом О бухгалтерском учете рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета при утверждении учетной политики.

При этом рабочий план счетов бухгалтерского учета должен содержать такие синтетические и аналитические счета, которые необходимы для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета должен храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором он использовался для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Подходы к формированию рабочего плана счетов определяются размерами организации, уровнем ее автоматизации, состоянием учета, компетентностью бухгалтерских кадров, степенью развитости управленческого учета. Причем значение имеет именно сочетание этих параметров.

Маленькая организация с небольшим количеством операций, с грамотным бухгалтером и хорошим уровнем автоматизации может себе позволить на субсчетах, открываемых к синтетическим счетам, отражать состояние всех хозяйственных операций. Например, можно на субсчетах к счету 01 "Основные средства" вести картотеку основных средств, а на субсчетах к счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - расчеты с персоналом. В большой организации такие приемы использовать невозможно. Необходимо прибегать к созданию дополнительных аналитических счетов, ведению дополнительных картотек и справочников.

Малое предприятие, скорее всего, воспользуется стандартным планом счетов бухгалтерского учета или типовым вариантом, предлагаемым в составе приобретенной бухгалтерской программы. При этом на малом предприятии всегда существует возможность перестроить документооборот под выбранный план счетов. Крупному многопрофильному предприятию вряд ли удастся обойтись типовыми разработками. При использовании любой бухгалтерской системы потребуется индивидуальная настройка типовых решений к потребностям организации.

Поскольку по правилам бухгалтерского учета все хозяйственные операции должны быть зарегистрированы на счетах бухгалтерского учета, глубина аналитического учета будет зависеть от возможности организации переработать соответствующий объем информации (бухгалтерских записей). Хорошо построенная система аналитических счетов может позволить оптимизировать процесс обработки информации в целях составления управленческой, статистической, налоговой отчетности.

Таким образом, перед тем как приступить к формированию рабочего плана счетов, следует внимательно проанализировать все параметры, влияющие на выбор подхода к построению системы аналитического учета, поскольку состав и структура рабочего плана счетов зависят от большого количества обстоятельств, которые организация должна учитывать в процессе его разработки.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России N 94н, для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином России вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Среди качественных характеристик которые следует учитывать при формировании рабочего плана счетов можно было бы выделить следующие.

1. Степень учета специфики деятельности организации. Иными словами, достаточность введенных синтетических счетов и аналитических позиций (включая субсчета) для адекватного отражения всех хозяйственных операций, осуществляемых организацией.

При этом следует оценить, учтены ли особенности организационной структуры предприятия, место организации в системе взаимосвязанных компаний, нормы учетной политики, необходимость раздельного учета операций и т.п.

Например, организация имеет в своем составе несколько обособленных подразделений. Аналитический учет доходов, расходов, активов и обязательств организация ведет в разрезе подразделений на аналитических счетах, включенных в рабочий план счетов.

2. Гибкость рабочего плана счетов или возможность внесения изменений в систему счетов без кардинальной реорганизации всего плана счетов. Изменения могут потребоваться организации при освоении новых видов деятельности, совершении операций, ранее не проводимых.

3. Возможность организации эффективной системы документооборота.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Таким образом, чтобы зарегистрировать хозяйственную операцию на синтетических и аналитических счетах, необходимо, чтобы первичные документы содержали соответствующую информацию. Никакой план счетов не будет эффективен, если не удастся организовать под него документооборот.

4. Полнота аналитических счетов для формирования бухгалтерской отчетности. Чем больше возможностей заложено в рабочем плане счетов для формирования отчетности, тем меньше дополнительной работы необходимо будет проводить при заполнении отчетных форм. В идеале возможно автоматическое формирование отчетных данных.

 

 

5. Основные средства: состав, классификация, оценка, методы начисления амортизации, организация учета и отражение в отчетности

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств», к ОС относятся: здания, сооружения; рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, инструмент, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, объекты внешнего благоустройства, капитальные вложения в коренное улучшение земель, земельные участки, объекты природопользования и др. Активы стоимостью до 20 000 рублей (с 2011г 40000 для целей налогообложения) за единицу в момент передачи в эксплуатацию могут быть списаны на затраты.

Порядок признания, документального оформления, оценки, учета ОС определяется ПБУ 6/01 «Учет основных средств», Методическими указаниями по бухгалтерскому учету ОС. Постановлением правительства № 1 от 01.01.02 «О классификации ОС, включаемых в амортизационные группы» (определены сроки эксплуатации основных средств для целей налогообложения). Формы первичных документов для оформления движения ОС утверждены постановлением Госкомстата РФ № 7 от 21 января 2003г.Это ОС-1 Акт (накладная) приемки –передачи ОС, ОС-6 Инвентарная карточка, ОС-4 Акт на списание ОС.

При определении состава и группировки ОС необходимо руководствоваться «Общероссийским классификатором основных фондов», утвержденным постановлением Госкомитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.94г. № 359.

Классификация основных средств:

По видам в соответствии с Постановлением №359.

- здания;

- сооружения;

- жилища;

- машины и оборудование;

- и другие. .

По степени использования:

- находящиеся в эксплуатации (действующие);

- находящиеся в запасе (резерве);

- находящиеся на реконструкции, модернизации и частичной ликвидации;

- находящиеся в ремонте;

- находящиеся на консервации.

По налоговому кодексу:

- десять амортизационных групп, в зависимости от срока использования .

Единицей измерения ОС является инвентарный объект. Инвентарным объектом ОС является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенных работ. Каждому объекту ОС присваивается инвентарный номер. На каждый инвентарный объект открывается инвентарная карточка или инвентарная книга.

Различают 3 вида оценки ОС:

· первоначальная;

· остаточная;

· восстановительная.

Первоначальная стоимость определяется в размере фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление объектов, за исключением НДС. Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость безвозмездно поступивших объектов определяется в размере рыночной стоимости на дату принятия к учету. Затраты по доставке безвозмездно поступивших объектов увеличивают их первоначальную стоимость.

Первоначальной стоимостью ОС, внесенных в счет вклада в уставный капитал, признается согласованная оценка.

Восстановительная стоимость определяется путем переоценки.

Остаточная стоимость=первоначальная (восстановительная)- сумма амортизации (износа).

Стоимость ОС погашения путем равномерного начисления амортизации в течение срока полезного использования. Объектами для начисления амортизации являются ОС, составляющие собственность организации, принятые в хозяйственное ведение, принятые в оперативное управление. Начисление амортизации начиняется со следующего месяца после принятия объектов к учету и прекращается после полной амортизации или выбытия объектов (со следующего месяца после выбытия). Амортизация не начисляется по объектам ОС некоммерческих организаций, земельным участкам. В соответствии с учетной политикой, организация может выбрать один из четырех методов начисления амортизации:

· линейный

· способ уменьшаемого остатка

· способ списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования

· способ списания стоимости пропорционально объему продукции (ПБУ 6/01).

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

а) при линейном способе - исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации исчисленной исходя из срока полезного использования объекта;

б) при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости на начало отчетного года и нормы амортизации исчисленной исходя из срока полезного использования объекта, при этом могут применять коэффициент до 3;

в) при способе списания по сумме чисел лет – исходя из первоначальной стоимости и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования, а в знаменателе - сумма чисел лет полезного использования объекта;

г) при способе списания пропорционально объему продукции – исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости к предполагаемому объему продукции за весь срок полезного использования.

25 глава НК РФ предусматривает 2 способа начисления амортизации:

· линейный

· не линейный

 

Синтетический учет ОС ведется на счете № 01 «Основные средства» по первоначальной (восстановительной) стоимости:

 

Д К Содержание
Отражается поступление ОС в результате строительства, приобретения, достройки, реконструкции

 

Безвозмездное поступление ОС:

Д К Содержание
98/2 На рыночную стоимость поступивших ОС
Ввод в эксплуатацию
44,26 Начисление амортизации (глава 25 НК не признает для безвозмездно поступивших ОС)
98/2 В размере начисленной амортизации отражается переоформление доходов будущих периодов в доходы отчетного периода.

В счет вклада в Уставный капитал:

Д К Содержание
75/1 Формирование уставного капитала
75/1 Поступление объектов ОС от учредителей
Принятие к учету

Выбытие ОС. В соответствии с учетной политикой организации для учета выбытия О ССмогут открыть отдельный субсчет к счету 01/выбытие ОС.

Д К Содержание
Списывается сумма начисленной амортизации
Списывается остаточная стоимость
70,69,71,76,10 Расходы, связанные с ликвидацией ОС
Оприходование материалов полученных от ликвидации ОС
91(99) 99(91) Прибыль (убыток) от ликвидации ОС (не уменьшает налогооблагаемую базу)

Реализация ОС:

Д К Содержание
Списывается амортизация
Списывается остаточная стоимость
Задолженность покупателей при продаже ОС
На сумму НДС
91(99) 99(91) Прибыль (убыток) от реализации

Аналитический учет ОС ведется в инвентарных карточках формы ОС-6 в разрезе инвентарных объектов или по группам однородных объектов в форме № ОС-6а.

Сумма начисленной амортизации отражается по кредиту счета № 02 «Амортизация основных средств» и дебету счетов 25,26, 20, 44 и т др.

 

Переоценка осуществляется в соответствии с ПБУ 6/01. Если организация приняла решение о переоценке, то переоценка производится регулярно. Переоценке подвергаются не отдельные объекты, а группы однородных объектов. Способ переоценки определяется самостоятельно организацией и указывается в учетной политике.

Д К Содержание
Дооценка ОС
Увеличение суммы амортизации

 

 

В бухгалтерском балансе отражается остаточная стоимость основных средств по строке 120, этот показатель получается путем вычета из сальдо дебетового по 01 счету сальдо кредитового по 02 счету.

В приложении к балансу (форма №5) c 2011г в Пояснениях отражается наличие и движение основных средств по их видам по первоначальной стоимости и их амортизация. Также отражаются основные средств, находящиеся на стадии госрегистрации и консервации.

 

 

6. Учет финансовых вложений: состав, классификация, организация учета и отражение в отчетности

 

Финансовые вложения представляют собой инвестиции в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), в ценные бумаги и в уставные капиталы других предприятий, а также предоставленные другим предприятиям займы.

Порядок обращения ценных бумаг регулируется федеральным законом № 39 ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96г. (в ред от 28.12.2002 г.) . Главой 25 НК определяется состав расходов на приобретение ценных бумаг, регулируется порядок определения доходов от реализации ценных бумаг. Порядок бухгалтерского учета финансовых вложений регулируется ПБУ19/02 «Учет финансовых вложений». В соответствии с ПБУ19 к финансовым вложениям относятся:

- государственные и муниципальные ценные бумаги;

- ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя);

- вклады в уставные капиталы (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ);

- предоставленные другим организациям займы;

- депозитные вклады в кредитных организациях,

- дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования ;

- вклады организации товарища по договору товарищества и пр.

Для того чтобы активы были приняты к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов;

2) способность приносить экономические выгоды в будущем в форме процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости;

3) переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями.

Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету у организации - инвестора по первоначальной стоимости., т.е. в сумме фактических затрат на их приобретение , за исключением ндс. Фактическими затратами на приобретение финансовых вложений являются суммы уплачиваемые продавцу, за информационные и консультационные услуги связанные с приобретением финансовых вложений, вознаграждения уплачиваемые посредническим организациям и иные затраты связанные с приобретением фин.вложений.

Для правильной организации учета и контроля следует сгруппировать финансовые вложения. Существует несколько признаков классификации фин.вложений.

1) По срокам отвлечения средства в финансовые вложения подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным относятся вложения, срок возвращения которых превышает 1 год. К ним относятся вклады в уставные капиталы различных организаций и затраты на приобретение акций. К краткосрочным вложениям относятся: приобретение государственных облигаций, облигаций федерального и местного займов, приобретение депозитных и сберегательных сертификатов и т.д.

2) В зависимости от связи с уставным капиталом различают финансовые вложения с целью образования уставного капитала и долговые. К вложениям с целью образования уставного капитала относят акции, вклады в уставные капиталы других организаций и инвестиционные сертификаты, подтверждающие долю участия в инвестиционном фонде. К долговым ценным бумагам относятся облигации, , депозитные и сберегательные сертификаты, казначейские обязательства, векселя.

3) Для целей последующей оценки они подразделяются на две группы: Финансовые вложения по которым можно определить текущую рыночную стоимость и Финансовые вложения по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

К первой группе относятся котируемые ценные бумаги, паи (если учредитель паевого фонда регулярно публикует их цену). Они отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из их рыночной цены. Для этого на конец отчетного года их учетную стоимость корректируют , то есть переоценивают. Разницу между оценкой по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой относят на финансовые результаты ( как прочий расход или доход). Отражают записями Дт58 Кт91 – при увеличении рыночной цены; Дт91 Кт58 - при снижении рыночной цены. Такую корректировку организация может производить ежемесячно или ежеквартально.

Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.

По долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, организации разрешается разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода относить на финансовые результаты в составе операционных доходов или расходов.

Отражается данная операция : Дт58 Кт91 на ежемесячно отражается доведение учетной стоимости до номинала( пропорционально сроку обращения).

ПБУ19 рассматривает ситуацию обесценения финансовых вложений. Устойчивое существенное снижение (ниже величины экономических выгод) снижение стоимости фин.вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, признается обесценением. Расчетная стоимость определяется на основе расчета организации и равняется разнице между их стоимостью по которой они отражены в бухгалтерском учете (учетной стоимостью) , и суммой такого снижения.

Если устойчивое снижение стоимости будет подтверждено организация образует резерв под обесценение фин.вложений. Размер резерва равен разнице между учетной стоимостью и расчетной стоимостью фин. вложения. Дт91 Кт59 - создание резерва. Дт59 Кт91 – корректировка ранее созданного резерва, если выявляется повышение расчетной стоимости.

Синтетический учет финансовых вложений ведется на счете 58 «Финансовые вложения».