Финансовые ресурсы региона

Финансовые ресурсы регионасостоят из внутренних и привле­ченных извне ресурсов.

Внутренние финансовые ресурсывключают: ресурсы предпри­ятий и организаций, расположенных в регионе, средства населе­ния, доходы регионального бюджета, средства внебюджетных фондов. География их и прибыли почти совпадает.

Финансовые ресурсы предприятий и организаций, располо­женных на территории региона, представляют собой сумму чис­той прибыли, амортизационных отчислений, а также доходов от акций и других видов ценных бумаг. Финансовые показатели предприятий на перспективу определяются на базе прогноза уве­личения физического объема производства продукции (услуг) и существующего уровня эффективности — доли чистой прибыли, а также характеристик формирования амортизационных фондов с учетом изменения фондоотдачи.

Средства населения — часть его денежных доходов, остающа­яся после вычета расходов на личное потребление и уплаты нало­гов. Их перспективная величина оценивается на основании тен­денций роста фонда оплаты труда, доходов от предприниматель­ской деятельности, выплат пенсий, стипендий, пособий и т.д., а также с учетом тенденций изменения доли временно свободных средств, используемых на накопление.

Собственные доходы регионального бюджета включают все доходы, формируемые за счет налоговых поступле­ний и неналоговых доходов.

Средства внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования, занятости населения и др.), остающиеся на террито­рии региона, формируются за счет части отчислений от доходов этих фондов.

Средства бюджета и внебюджетные фонды образуют блок централизованных финансовых ресурсов, находящихся вуправ­лении регионального уровня власти.

Потребность в бюджетных ресурсах определяетсяпо трем крупным направлениям:

• создание условий функционирования и развития социаль­но-культурной сферы;

• финансирование приоритетных направлений развития эко­номики региона;

• осуществление инвестиционных проектов.

В качестве инструмента для оценки уровней обеспеченности региона соответствующими бюджетными и финансовыми ресур­сами используются относительные показатели:

• показатель финансовой обеспеченности (частное отделения суммарной величины собственных финансовых ресурсов региона на численность населения);

• показатели собственной и полной бюджетной обеспеченно­сти (рассчитываются на душу населения на основе данных о соб­ственных доходах регионального бюджета, а также с учетом раз­мера финансовых ресурсов, привлекаемых в бюджет со стороны);

• показатель влияния хозяйственного потенциала региона (определяется соотношением финансовых ресурсов предприятий различных видов деятельности и форм собственности в расчете на одного жителя региона).

Сопоставление величины собственных бюджетных средств региона с основными направлениями их расходования в перспек­тиве позволяет оценить финансовое положение региона и его возможности в решении социальных и экономических задач. В результате определяется отнесение регионов к категории обеспе­ченных, слабообеспеченных и необеспеченных.

Если имеющиеся в регионе средства позволяют реализовать в полном объеме все три направления бюджетного финансирова­ния, то финансовое положение региона признается хорошим. В случае, если средств достаточно только на два первых направле­ния, — положение можно считать средним. При недостатке собст­венных средств региона для финансирования даже социально-культурной сферы он относится к группе слабообеспеченных или необеспеченных.

В целях повышения бюджетной обеспеченности региона оп­ределяется возможность увеличения его финансовых ресурсов за счет заемных и привлеченных средств.

К заемным средствам относятся долгосрочные и крат­косрочные кредиты банка и других финансовых организаций.

Имеются в виду банковские и бюджетные ссуды и бюджетные ас­сигнования, облигации региональных займов и другие ценные бумаги, выпущенные региональными финансовыми организаци­ями для покрытия бюджетного дефицита. Источниками при­влеченных средств являются долевой капитал сторонних инвесторов, которыми могут выступать предприятия, организа­ции, частный капитал из других регионов, иностранные инвесто­ры, средства внебюджетных фондов, а также средства федераль­ного бюджета, выделенные на безвозмездной основе в форме трансфертов, дотаций, субвенций, финансирования целевых про­грамм и др.

Объем средств, выделенных на безвозмездной основе из феде­рального бюджета, определяется путем обоснования необходимо­сти предоставления региону средств государственной поддержки по направлениям использования и с учетом их величины в базис­ном периоде. Кроме того, основой расширения масштабов при­влечения ресурсов со стороны может служить пакет эффективных проектов и бизнес-планов строительства новых и модернизации действующих предприятий.

Структура региональных бюджетовотражает специфику эко­номики территорий. В бюджетных доходах европейских районов выше, чем в среднем по стране, доля основных налогов (на при­быль, на добавленную стоимость и подоходного налога с физиче­ских лиц). В восточных районах доля основных налогов ниже, по­скольку сказывается влияние налоговых льгот при экспортной ориентации хозяйства. В бюджетных расходах у районов с преоб­ладанием депрессивных и кризисных явлений, а также с суровы­ми природно-климатическими условиями (Европейский Север, Северный Кавказ, Поволжье, Восточная Сибирь) более высок процент расходов на социально-культурные нужды.

При анализе налоговой ситуацииотмечается неравномерное вовлечение отраслей экономики и регионов в формирование до­ходов государства: большой налоговый пресс испытывают произ­водство и товарооборот (через НДС) и незначительный - финан­сово-банковская сфера, экспортно-импортные операции. В то же время существуют объективные условия для территориальной дифференциации налоговой системы. Налоговая емкость финан­сово-экономического потенциала, рассчитанная как отношение налоговых поступлений к величине национального богатства, различается по макрорегионам почти втрое (наименьшая величи­на — Центральное Черноземье, наибольшая — Центр).

При проведении финансово-бюджетной политики по регио­нам целесообразно шире применять налоговые источники рент­ного характера, в том числе в отношении предприятий, реализу­ющих эффект не только эксплуатации экономичных природных ресурсов, но и выгодного транспортно-географического положе­ния, производственной агломерации и зональных преимуществ (центральная полоса и т. д.). Это еще не учтено налоговым зако­нодательством.

Поставленный учеными еще в 60-х годах XX в. вопрос об ак­тивном использовании рентных отношений в качестве фактора территориального развития приобретает особую актуальность при переходе к рынку. Дифференциальная рента вместо нетрудо­вого дохода владельцев и работников предприятий должна стать весомым источником пополнения федерального и региональных бюджетов.

В значительной мере из-за присвоения горной ренты средне­месячная заработная плата в газодобывающем Ямало-Немецком а. о. почти в 4 раза выше, чем в России, и в 10 раз выше, чем в Да­гестане (при разнице в величине прожиточного минимума соот­ветственно в 1,9 и 2,7 раза).

Предлагается (А. А. Арбатов) для минерально-сырьевого ком­плекса изъятие государством в виде налогов трех разумно обосно­ванных частей прибыли: части трудовой прибыли (через налог на прибыль), части горной ренты, полученной за счет природного фактора (через специальный налог) и части дифференциальной ренты, полученной при относительно лучших природных и дру­гих условиях (через налог на сверхприбыль). Таким образом, два последних налога в основном отражают региональные особен­ности.

До недавнего времени существовали неоправ­данные территориальные налоговые льготы. Закрытые города и многие более крупные территории получили статус «безналоговых» (оффшорных) экономических зон, где регистрировались многочисленные высокооблагаемые предприятия других регио­нов, уплачивая в таких зонах минимум налогов (15—20%), как правило, в местные внебюджетные фонды. По данным Минфина, в результате такой противоправной практики страна несла еже­годно большие потери.

Кроме налоговых доходов, в бюджеты поступают неналого­вые доходы от использования и продажи государственного или муниципального имущества, от платных услуг государствен­ных и муниципальных организаций, финансовая помощь от дру­гих бюджетов и т. д.; характер и объем этих доходов также испы­тывают влияние региональной специфики. К сожалению, фор­мально владея большими пакетами акций крупнейших предприя­тий, государство практически не получало от них никаких диви­дендов и вынуждено было увеличивать налоговое бремя и прибе­гать к разорительным иностранным займам.

Бюджетным кодексом установлена трехуровневая структура бюджетной системы России:1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов Федерации (региональные) и бюджеты региональных государст­венных внебюджетных фондов; 3) местные (муниципальные) бюджеты.

Проекты бюджетов разного уровня разрабатываются на осно­ве подготовленных перед этим прогнозов социально-экономиче­ского развития страны, регионов, территорий муниципальных образований и отраслей экономики, а также основных направле­ний бюджетной и налоговой политики, прогнозов сводного фи­нансового баланса, планов развития государственного или муни­ципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год (в настоящее время используется также трехлетнее бюджетное планирование). Исходными макроэкономическими показателями являются объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год, темпы его роста в этом году и уро­вень инфляции (темпы роста цен).

 



in/footer.php"; ?>